Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа
Основной  целью данной работы является попытка  проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
  При написании курсовой работы ставились  следующие задачи:
    * изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
    * рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
    * рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
    * изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
    * особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
    * изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
  1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
  1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
     1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение  СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности  прогнозирования в некоторых  зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
     3.1    Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
     3.2    Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
     3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список  использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49
Таким образом, цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.
В рыночной экономике прогнозирование выполняет три основных функции:
Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой во всех областях жизни общества. Оно имеет две различные плоскости конкретизации: собственно предсказательную (дескриптивную, описательную) и другую, сопряженную с ней относящуюся к категории управления - предсказательную (прескриптивную, предписательную).
Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего (теоретико-позновательный аспект).
Предсказание есть собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности (управленческий аспект).
Общественная жизнь невозможна без предвидения будущего, без прогнозирования перспектив и развития. В условиях совершенствования общества и развития НТП прогнозирование становится одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
  Объективность 
и познаваемость социально-
Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.
Под системностью методов и моделей социально-экономического прогнозирования следует понимать их совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый прогноз по каждому направлению. Однако в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способах решения, создания информационного банка данных.
Принцип научной обоснованности означает, что в прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении отечественного и зарубежного опыта прогнозов.
Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, в первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций.
Практическое использование принципа адекватности при разработке прогнозов означает, что методы и модели прогнозирования должны быть вначале проверены с точки зрения их способности имитировать уже сложившиеся процессы и явления, то есть они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.
При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость определения возможных путей их развития, т.е. построения альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях, т.е. он исходит из предложения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Главная проблема практической реализации этого принципа состоит в том, чтобы отделить те варианты развития, которые осуществимы, от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Здесь необходима определенная градация отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации При этом каждой альтернативе может соответствовать своя совокупность проблем, что потребует изучения и определения дополнительных условий, выполнение которых позволит оценить возможность реализации данной альтернативы. Кроме того, на формирование альтернатив влияют конкретные цели развития прогнозируемого объекта. А это предопределяет необходимость выделения принципа целенаправленности.
Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, ибо содержание прогноза не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит постигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен и вытекает из нормативного подхода. [24]
  Названные 
принципы прогнозирования являются 
главными и лежат в основе конкретных 
методов и моделей 
Полный цикл процесса прогнозирования можно представить в виде трех стадий, каждая из которых завершается получением определенных результатов: стадия ретроспекции, стадия диагноза и стадия проспекции (прогноза).
Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии осуществляется сбор, хранение и обработка информации, информационных источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация ее состава и методов измерения и представления, уточняется и окончательно формируется структура и состав объекта прогнозирования.
  На 
стадии диагноза исследуется 
  Следует 
отметить, что ввиду инертности социально-экономических 
процессов по роли и значимости первые 
две стадии не уступают третьей. Они 
позволяют оценить пути и направления 
развития объекта, выявить узкие места, 
которые наблюдались в тенденции его развития. 
По сути они служат методологической базой 
для формирования гипотез будущего развития 
объекта. Но при этом инертность не означает, 
что в будущем будут жестко повторяться 
сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики 
объекта. Она в большей мере должна проявляться 
в инертности взаимосвязей, отражающих 
механизм формирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.2. 
Классификация прогнозов 
В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.
  Разрабатывается 
несколько вариантов прогнозов, в 
них отражаются количественные показатели 
и качественные характеристики макроэкономической 
ситуации, экономической и социальной 
структуры, научно-технического развития, 
внешнеэкономической деятельности, динамики 
производства и потребления, уровня и 
качества жизни, экологической обстановки. 
Прогнозы разрабатываются по республике 
в целом, по народнохозяйственным комплексам 
и отраслям, по административно-
Сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т. е. система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям). Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев:
  1.В 
соответствии с проблемно-
Поисковой прогноз ( или исследовательский, трендовый, генетический) — это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения действующих тенденций, Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур, числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция.
Нормативный прогноз (или: программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция.
3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные.
Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный — от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный — от I года до 5 лет; долгосрочный — от 5 до 15 лет; дальнесрочный — на период свыше 15 лет.
4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в и описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе - взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1).
Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики