Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_введение_содержание.doc

— 485.50 Кб (Скачать)
  • высокий уровень достоверности прогнозов, или высокая степень вероятности прогнозных оценок;
  • комплексность прогноза, т.е. в прогнозе должна быть дана достаточно полная характеристика всех важнейших сфер экономики и динамика происходящих процессов в хозяйственной социальной областях жизни;
  • сбалансированность прогнозных оценок, т.е. сбалансированность различных структурных блоков прогнозов между собой;
  • вариантность прогноза;
  • непрерывность прогнозирования, т.е. прогнозы различных периодов прогнозирования должны быть сопряжены между собой логически, функционально и информационно. [8, c. 70]

  Таким образом, цель прогнозирования состоит  в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение  предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.

  В рыночной экономике прогнозирование  выполняет три основных функции:

  • предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования и окружающей среды в будущем;
  • оценку возможных последствий принимаемых хозяйственных решений;
  • корректировку результатов выполнения принятого решения.

  Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой во всех областях жизни общества. Оно имеет две различные плоскости конкретизации: собственно предсказательную (дескриптивную, описательную) и другую, сопряженную с ней относящуюся к категории управления - предсказательную (прескриптивную, предписательную).

  Предсказание  подразумевает описание возможных  или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего (теоретико-позновательный аспект).

  Предсказание  есть собственно решение этих проблем, использование информации о будущем  в целенаправленной деятельности (управленческий аспект).

  Общественная  жизнь невозможна без предвидения  будущего, без прогнозирования перспектив и развития. В условиях совершенствования  общества и развития НТП прогнозирование  становится одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

  Объективность и познаваемость социально-экономических  процессов служит теоретическим  фундаментом прогнозирования. Основанное на качественном и количественном анализе  реальных социально-экономических процессов, выявление объективных условий факторов и тенденций их развития, прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

  Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

  Под системностью методов и моделей социально-экономического прогнозирования следует понимать их совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый прогноз по каждому направлению. Однако в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достигнуто  на основе унификации блочных моделей, вычислительных способах решения, создания информационного банка данных.

  Принцип научной обоснованности означает, что в прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении отечественного и зарубежного опыта прогнозов.

  Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, в первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций.

  Практическое  использование принципа адекватности при разработке прогнозов означает, что методы и модели прогнозирования  должны быть вначале проверены с  точки зрения их способности имитировать  уже сложившиеся процессы и явления, то есть они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.

  При переходе от имитации сложившихся процессов  и тенденций к предвидению  их будущего развития возникает необходимость  определения возможных путей их развития, т.е. построения альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.

  Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях, т.е. он исходит из предложения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта.

  Главная проблема практической реализации этого  принципа состоит в том, чтобы  отделить те варианты развития, которые  осуществимы, от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Здесь необходима определенная градация отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации При этом каждой альтернативе может соответствовать своя совокупность проблем, что потребует изучения и определения дополнительных условий, выполнение которых позволит оценить возможность реализации данной альтернативы. Кроме того, на формирование альтернатив влияют конкретные цели развития прогнозируемого объекта. А это предопределяет необходимость выделения принципа целенаправленности.

  Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, ибо содержание прогноза не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит постигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен и вытекает из нормативного подхода. [24]

  Названные принципы прогнозирования являются главными и лежат в основе конкретных методов и моделей прогнозирования. Выделение каждого из них не означает, что они существуют независимо друг от друга и возможно их выборочное исследование. Отражая разные стороны разработки научно-обоснованных прогнозов, эти принципы следует рассматривать как единое целое.

  Полный  цикл процесса прогнозирования можно  представить в виде трех стадий, каждая из которых завершается получением определенных результатов: стадия ретроспекции, стадия диагноза и стадия проспекции (прогноза).

  Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история  развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии осуществляется сбор, хранение и обработка информации, информационных источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация ее состава и методов измерения и представления, уточняется и окончательно формируется структура и состав объекта прогнозирования.

  На  стадии диагноза исследуется систематизированное  описание объекта с целью выявления  тенденций его развития, выбора моделей  и методов прогнозирования. Важнейшей  составляющей данного этапа является анализ, который и предопределяет выбор прогнозной модели и метода прогнозирования.

  Следует отметить, что ввиду инертности социально-экономических  процессов по роли и значимости первые две стадии не уступают третьей. Они  позволяют оценить пути и направления развития объекта, выявить узкие места, которые наблюдались в тенденции его развития. По сути они служат методологической базой для формирования гипотез будущего развития объекта. Но при этом инертность не означает, что в будущем будут жестко повторяться сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики объекта. Она в большей мере должна проявляться в инертности взаимосвязей, отражающих механизм формирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2. Классификация прогнозов 

  В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.

  Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.

  Сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т. е. система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям). Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев:

  1.В  соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный. Этот критерий дает ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?»

  Поисковой прогноз ( или исследовательский, трендовый, генетический) — это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения   действующих тенденций, Примерами такого прогноза являются  прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур, числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция. 

  Нормативный прогноз (или: программный, целевой) выполняется  с целью определения путей  и сроков достижения возможных состояний  объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется  прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция. 

  1. По критерию природы объекта выделяют прогнозы:
  • социальные (в том числе демографические);
  • ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые);
  • научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику);
  • общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.)

  3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные.

  Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный — от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный — от I года до 5 лет; долгосрочный — от 5 до 15 лет; дальнесрочный — на период свыше 15 лет.

  4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в и описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе - взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1).

  1. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть:
  • детерминированными, т. е. без существенных потерь информации в описании условий;

Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики