Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_введение_содержание.doc

— 485.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ 

                 Курсовая работа: с.50, табл.1,  источников24, прил.2 

    ПРОГНОЗ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОГНОЗОВ, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРОГНОЗНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    Предмет исследования – прогнозирование экономики.

    Цель  работы - изучение теоретических основ прогнозирования экономики в системе государственного регулирования экономики.

    При выполнении работы использованы табличный  метод,  графический метод, метод сравнений. 

    В процессе исследования проведен детальный  анализ сущности прогнозирования экономики, основных понятий и моделей прогнозирования, изучен зарубежный опыт. Рассмотрены вопросы развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь.

       Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемых процессов, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.       
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________________

                                          

                                                     (подпись студента) 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………..…….………4

1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6

  1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6

  1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12

     1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16

2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20

2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20

2.2 Применение  СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23

2.3 Особенности  прогнозирования в некоторых  зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27

3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33

     3.1    Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33

     3.2    Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37

     3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42

Список  использованных источников…………………………….……...…...……...47

Приложения…………………………………………………………………….……..49  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  В странах с развитой рыночной моделью  экономики прогнозирование является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились больших успехов в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и в других социально-экономических областях.

  В целом государственное регулирование  национальной экономики представляет собой комплекс долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов - научно обоснованных предсказаний возможного состояния экономики, альтернативных путей и сроков достижения этого состояния, позволяющих сформировать концепцию модели социально-экономического развития общества и экономическую политику, направленных на выработку рыночной стратегии, обоснование целевых программ, принятие хозяйственных решений. Прогнозирование обычно применяется на предварительной (предплановой) стадии подготовки крупных хозяйственных мероприятий национального, регионального или отраслевого масштаба. В то же время, оно играет существенную роль и на стадии реализации планов, при оценке выполнения их отдельных этапов.

  Опыт  государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.

  Социально-экономические  прогнозы служат основой для разработки срочных социально-экономических программ, в которых конкретизируются области деятельности государства, подлежащие выполнению задачи, количественные параметры в каждой сфере и предусматривается получение ожидаемых результатов от выполнения программ. Социально-экономические прогнозы могут уточняться и пересматриваться с учетом изменений в социально-экономическом развитии страны.

  Для эффективной реализации экономической  политики важно обеспечить комплексность и взаимосвязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. После отказа от директивного планирования основными документами, характеризующим социально-экономические процессы в Республике Беларусь и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. При этом их содержание выходит за рамки чистых прогнозов как предположений о состоянии и характере последующего развития страны, поскольку в них содержатся предложения по объемам государственных инвестиций, по реализации государственных программ, по амортизационной политике и некоторые другие элементы государственного воздействия на экономику.

  Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в процессе прогнозирования как элемента государственного  регулирования экономики особое имеют методы прогнозирования. Выбор актуальных методов прогнозирования для конкретного объекта в значительной степени влияет на точность и достоверность прогнозов.

  Основной  целью данной работы является попытка  проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.

  При написании курсовой работы ставились  следующие задачи:

  • изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
  • рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
  • рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
  • изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
  • особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
  • изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

    Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области государственного регулирования экономики, прогнозирования и планирования экономики в рыночных условиях. Эмпирическую основу составили действующие законы, социально-экономические программы, постановления Правительства РБ и другие нормативно-правовые документы.

 

   1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  

  
    1. Сущность  и основные понятия экономического прогнозирования 
 

  Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

  Государство в современных условиях,  как  показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны. Хрестоматия

  В современном развитом государстве  при управлении экономикой большое значение имеет применение прогнозирования как формы, обеспечивающей регулирование развития общества на ближайшие несколько лет или даже десятилетий.

  Прогноз в переводе с греческого означает "вперед, узнавание". Прогноз –  это научно обоснованное суждение о возможностях состояния объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. [3, c.78]

  Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей, и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития [23, c.468]

  Приступая к изучению экономических прогнозов, надо помнить, что экономику следует  рассматривать как стоимостное следствие жизнедеятельности общества, а объяснения тех или иных показателей и явлений, связанных с деятельностью общества, дают такие науки, как психология, социология, политика, технология и др. Поэтому экономические прогнозы, например прогноз спроса на отдельный товар, тесно связаны с иными прогнозами, в частности, демографическими, социально-медицинскими, потребительскими, учет которых, безусловно, повышает надежность экономического прогноза.

  Таким образом, экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.

  Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства.

  В прогнозировании выделяют понятия "объект" и "прогнозный фон". К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.

  Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер. Особенно важно предвидение  в управлении социально-экономическими процессами. Это трудная по своей сути задача, особенно в современных условиях. Все формы общественной и жизни и их взаимодействия усложнились. Усилились взаимосвязь и взаимозависимость науки, техники, социальных условий, мирового хозяйства.

  Задача  состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества объективных и субъективных факторов, добиться, чтобы предвидение  как элемент управления общественным развитием было  научным и достоверным. 

  Социально-экономическая  политика государства, государственные целевые программы и государственные прогнозы напрямую зависят от качества прогнозно-аналитических исследований. Исследования и прогнозы, разработанные на их основе, должны свести к минимуму непредвиденные и негативные последствия принимаемых управленческих решений, уменьшить неопределенность их конечного результирующего эффекта. Поэтому к прогнозам предъявляется определенный комплекс требований:

Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики