Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: с.50, табл.1, источников24,
прил.2
ПРОГНОЗ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГНОЗОВ, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРОГНОЗНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Предмет исследования – прогнозирование экономики.
Цель работы - изучение теоретических основ прогнозирования экономики в системе государственного регулирования экономики.
При выполнении работы использованы табличный метод, графический метод, метод сравнений.
В процессе исследования проведен детальный анализ сущности прогнозирования экономики, основных понятий и моделей прогнозирования, изучен зарубежный опыт. Рассмотрены вопросы развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемых процессов, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические
и методологические положения сопровождаются
ссылками на их авторов.
_________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2
Классификация прогнозов…………………………………………………….
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..
2. Прогнозирование
в системе государственного регулирования
экономики зарубежных стран...........……….……….......
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение
СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...
2.3 Особенности
прогнозирования в некоторых
зарубежных странах (США,
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список
использованных источников…………………………….……...…..
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В
странах с развитой рыночной моделью
экономики прогнозирование
В
целом государственное
Опыт государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.
Социально-экономические прогнозы служат основой для разработки срочных социально-экономических программ, в которых конкретизируются области деятельности государства, подлежащие выполнению задачи, количественные параметры в каждой сфере и предусматривается получение ожидаемых результатов от выполнения программ. Социально-экономические прогнозы могут уточняться и пересматриваться с учетом изменений в социально-экономическом развитии страны.
Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимосвязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. После отказа от директивного планирования основными документами, характеризующим социально-экономические процессы в Республике Беларусь и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. При этом их содержание выходит за рамки чистых прогнозов как предположений о состоянии и характере последующего развития страны, поскольку в них содержатся предложения по объемам государственных инвестиций, по реализации государственных программ, по амортизационной политике и некоторые другие элементы государственного воздействия на экономику.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в процессе прогнозирования как элемента государственного регулирования экономики особое имеют методы прогнозирования. Выбор актуальных методов прогнозирования для конкретного объекта в значительной степени влияет на точность и достоверность прогнозов.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области государственного регулирования экономики, прогнозирования и планирования экономики в рыночных условиях. Эмпирическую основу составили действующие законы, социально-экономические программы, постановления Правительства РБ и другие нормативно-правовые документы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны. Хрестоматия
В современном развитом государстве при управлении экономикой большое значение имеет применение прогнозирования как формы, обеспечивающей регулирование развития общества на ближайшие несколько лет или даже десятилетий.
Прогноз в переводе с греческого означает "вперед, узнавание". Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможностях состояния объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. [3, c.78]
Прогнозирование
социально-экономического развития представляет
собой систему научных
Приступая к изучению экономических прогнозов, надо помнить, что экономику следует рассматривать как стоимостное следствие жизнедеятельности общества, а объяснения тех или иных показателей и явлений, связанных с деятельностью общества, дают такие науки, как психология, социология, политика, технология и др. Поэтому экономические прогнозы, например прогноз спроса на отдельный товар, тесно связаны с иными прогнозами, в частности, демографическими, социально-медицинскими, потребительскими, учет которых, безусловно, повышает надежность экономического прогноза.
Таким образом, экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития.
Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства.
В прогнозировании выделяют понятия "объект" и "прогнозный фон". К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.
Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер. Особенно важно предвидение в управлении социально-экономическими процессами. Это трудная по своей сути задача, особенно в современных условиях. Все формы общественной и жизни и их взаимодействия усложнились. Усилились взаимосвязь и взаимозависимость науки, техники, социальных условий, мирового хозяйства.
Задача
состоит в том, чтобы учесть взаимодействие
множества объективных и
Социально-экономическая политика государства, государственные целевые программы и государственные прогнозы напрямую зависят от качества прогнозно-аналитических исследований. Исследования и прогнозы, разработанные на их основе, должны свести к минимуму непредвиденные и негативные последствия принимаемых управленческих решений, уменьшить неопределенность их конечного результирующего эффекта. Поэтому к прогнозам предъявляется определенный комплекс требований:
Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики