Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_введение_содержание.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

  Планирование  носит индикативный характер. Прогнозы и планы на уровне государства  формируются на базе проектов территориальных  планов в нескольких вариантах, из которых  принимается наиболее эффективный.

  Разработка  экономических прогнозов и планов осуществляется исходя из анализа экономической конъюнктуры, НТП, внешнего положения, состояния природных ресурсов, демографической ситуации в стране. Комплексные прогнозы и планы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных и региональных прогнозов и планов, а также на намерениях институциональных единиц и заключенных контрактах.

  Экономические прогнозы и планы становятся решающей базой для формирования государственного бюджета и осуществления денежно-кредитной политики. Отслеживание и контроль выполнения прогнозов и планов возлагаются на Министерство экономики совместно с Министерствами статистики, финансов и Национальным банком. Экономические прогнозы и планы рассматриваются и одобряются правительством вместе с государственным бюджетом. В Верховный Совет Украины экономический план на следующий год представляется для рассмотрения и одобрения, а Государственный бюджет — для утверждения.

  Китай. В КНР особая значимость стала придаваться разработке прогнозов (средне- и краткосрочных) в конце 80-х годов. Изменения в экономической жизни Китая, а также перемены в международной экономической обстановке и осуществление политики открытия страны внешнему миру придали импульс усилению аналитической и прогнозной работы.

  Академия  общественных наук Китая в 80-е годы, отнеся анализ и прогноз развития экономики страны к важным направлениям своей деятельности, создала в отделении экономики проблемную группу анализа и прогноза экономического положения, функции руководства которой были возложены на Институт экономико-математических и технико-экономических исследований.

  Развертываются  теоретические и прикладные исследования в сфере экономического прогнозирования и анализа, основывающиеся на экономико-математических моделях. Члены проблемной группы в сотрудничестве с американскими учеными провели исследования и разработали макроэкономическую модель Китая, соответствующую модели США, Японии, Южной Кореи. В содружестве с другими зарубежными учеными они провели исследования в области теории и методологии экономических моделей, создав условия для повышения уровня экономического анализа и прогнозов в стране.

  В настоящее время при содействии Международного банка реконструкции  и развития проблемная группа создает компьютерный кабинет, банк моделей и банк данных.

  В Китае осуществлен прогноз экономического развития до 2010 г. По прогнозным оценкам  к 2010 г. Китай по масштабам национальной экономики должен выйти на передовые  позиции в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ  ЭКОНОМИКОЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

  3.1 Особенности реализации прогнозирования  в системе государственного регулирования  экономики Республики Беларусь 

  В Республике Беларусь вопросам прогнозирования  и программного обеспечения социально-экономического развития страны уделяется довольно серьезное внимание. Данные вопросы  решаются на самом высоком государственном  уровне. Эффективному прогнозированию и обеспечению выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития уделяется первостепенное и постоянное внимание Главы государства. В процессе реализации прогноза социально-экономического развития нашей страны задействованы все центральные и республиканские органы государственного управления, местного органы власти и управления, контрольные и надзорные органы, что требует самых выверенных и взвешенных подходов при организации процесса прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства.

  В целях создания надлежащей и эффективной  системы государственных прогнозов социально-экономического развития в Республике Беларусь 5 мая 1998 г. принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее – Закон), который впервые на законодательном уровне определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития, программ социально-экономического развития Республики Беларусь и общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. На реализацию его основных положений направлены утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. № 1321 Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь.

  Поэтому является целесообразным остановиться в общих деталях на законодательно сформулированных принципах, задачах  и видах государственного прогнозирования и планирования в Республике Беларусь.

  В соответствии с Законом главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и как основной результат – повышение уровня жизни народа.

  Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития являются направляющим вектором в деятельности республиканских  органов государственного управления, местных органов власти и управления при проведении ими в пределах своей компетенции курса государства в области социально-экономической политики и принятии решений в конкретных сферах экономики.

  Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь определяется через деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).

  Понятие «прогноз социально-экономического развития»  Республики Беларусь включает в себя систему научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

  Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь состоит из трех составляющих:

  на  долгосрочную перспективу – Национальной стратегию и устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

  на  среднесрочную перспективу –  программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

  на  краткосрочный период – годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

  Государственное прогнозирование социально-экономического развития в Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективы должно основываться на следующих методических принципах:

  а) научная обоснованность, предусматривающая  проведение специальных исследований научно-исследовательскими организациями;

  б) комплексность и системность  разработок, охватывающих совокупность народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики и административно-территориальных единиц;

  в) широкое участие в государственном  прогнозировании представителей I государственных органов, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений ассоциаций, союзов предпринимателей и арендаторов, профсоюзов и других;

  г) систематическое уточнение и  корректировка прогнозов социально-экономичного развития с выявлением причин отклонения от намеченных параметров;

  д) единство методических подходов и информационного  обеспечения всей системы прогнозов  социально-экономического развития;

  е) непрерывность и последовательность разработки документов;

  ж) сочетание инерционного и целевого (нормативного) подходов к определению  перспективных показателей;

  з) вариантность прогнозов социально-экономического развития.

  Разработка  всех государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивается Правительством на основе комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

  Прогнозы  социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы  первоначально разрабатываются Министерством экономики с участием заинтересованных министерств, облисполкомов и Минского горисполкомы и базируются на основании информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную подготовку и своевременность представления по сферам их ведения.

  Прогнозы  социально-экономического развития Республики Беларусь включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

  Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  как в целом по республике, так  и по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и по административно-территориальным единицам. Подготовка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и административно-территориальным единицам реализуется соответствующими республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами.

  Организация планирования и прогнозирования  экономики Республики Беларусь охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.

  Рассмотрим  подробней систему органов планирования и прогнозирования.

  Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы и прогнозы социально-экономического развития, программы, утверждает госбюджет. Руководство по организации разработки государственных планов и прогнозов и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров.

  Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Основные задачи министерства:

  - разработка государственной экономической  политики,

  - координация деятельности в сферах  бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач;

  - создание условий для формирования  экономической среды, способствующей  инновационной и инвестиционной  деятельности субъектов хозяйствования.

  Министерство финансов разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств и ведомств.

  Министерство  статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы необходимой  информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов.

  Отраслевое  прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. Региональные органы планирования и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом региональных особенностей.

Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики