Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:25, курсовая работа
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности прогнозирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы, перспективы дальнейшего развития экономического.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
* изучить теоретические основы и экономическую сущность экономического прогнозирования
* рассмотреть специфические черты различных видов прогнозов;
* рассмотреть содержание моделей экономического прогнозирования;
* изучить опыт применения экономического прогнозирования в государственном регулировании экономики развитых стран и стран с переходной экономикой;
* особенности применения экономического прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
* изучить перспективы дальнейшего развития экономического прогнозирования в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………..…….………4
1.Теоретические основы экономического прогнозирования………………………..6
1.1 Сущность и основные понятия экономического прогнозирования ………...6
1.2 Классификация прогнозов…………………………………………………….12
1.3 Методы экономического прогнозирования…………………………………..16
2. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики зарубежных стран...........……….………........................................................................20
2.1 Зарубежный опыт экономического прогнозирования…………………………...20
2.2 Применение СНС в зарубежном прогнозировании……………………………...23
2.3 Особенности прогнозирования в некоторых зарубежных странах (США, Япония, Россия, Украина, Китай)……………………………………………………………….27
3. Использование прогнозирования как формы государственного регулирования в системе управления экономикой Республикой Беларусь…………………………...33
3.1 Особенности реализации прогнозирования в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………….33
3.2 Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь ……………….37
3.3 Актуальные методы прогнозирования для Республики Беларусь и направления повышения эффективности прогнозирования………………………...42
Список использованных источников…………………………….……...…...……...47
Приложения…………………………………………………………………….……..49
Планирование носит индикативный характер. Прогнозы и планы на уровне государства формируются на базе проектов территориальных планов в нескольких вариантах, из которых принимается наиболее эффективный.
Разработка
экономических прогнозов и
Экономические прогнозы и планы становятся решающей базой для формирования государственного бюджета и осуществления денежно-кредитной политики. Отслеживание и контроль выполнения прогнозов и планов возлагаются на Министерство экономики совместно с Министерствами статистики, финансов и Национальным банком. Экономические прогнозы и планы рассматриваются и одобряются правительством вместе с государственным бюджетом. В Верховный Совет Украины экономический план на следующий год представляется для рассмотрения и одобрения, а Государственный бюджет — для утверждения.
Китай. В КНР особая значимость стала придаваться разработке прогнозов (средне- и краткосрочных) в конце 80-х годов. Изменения в экономической жизни Китая, а также перемены в международной экономической обстановке и осуществление политики открытия страны внешнему миру придали импульс усилению аналитической и прогнозной работы.
Академия общественных наук Китая в 80-е годы, отнеся анализ и прогноз развития экономики страны к важным направлениям своей деятельности, создала в отделении экономики проблемную группу анализа и прогноза экономического положения, функции руководства которой были возложены на Институт экономико-математических и технико-экономических исследований.
Развертываются теоретические и прикладные исследования в сфере экономического прогнозирования и анализа, основывающиеся на экономико-математических моделях. Члены проблемной группы в сотрудничестве с американскими учеными провели исследования и разработали макроэкономическую модель Китая, соответствующую модели США, Японии, Южной Кореи. В содружестве с другими зарубежными учеными они провели исследования в области теории и методологии экономических моделей, создав условия для повышения уровня экономического анализа и прогнозов в стране.
В настоящее время при содействии Международного банка реконструкции и развития проблемная группа создает компьютерный кабинет, банк моделей и банк данных.
В
Китае осуществлен прогноз
3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
3.1
Особенности реализации
В
Республике Беларусь вопросам прогнозирования
и программного обеспечения социально-
В целях создания надлежащей и эффективной системы государственных прогнозов социально-экономического развития в Республике Беларусь 5 мая 1998 г. принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее – Закон), который впервые на законодательном уровне определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития, программ социально-экономического развития Республики Беларусь и общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. На реализацию его основных положений направлены утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. № 1321 Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь.
Поэтому является целесообразным остановиться в общих деталях на законодательно сформулированных принципах, задачах и видах государственного прогнозирования и планирования в Республике Беларусь.
В соответствии с Законом главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и как основной результат – повышение уровня жизни народа.
Государственные
прогнозы и программы социально-
Государственное
прогнозирование социально-
Понятие «прогноз социально-экономического развития» Республики Беларусь включает в себя систему научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Система
государственных прогнозов
на долгосрочную перспективу – Национальной стратегию и устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
на
среднесрочную перспективу –
программы социально-
на краткосрочный период – годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.
Государственное
прогнозирование социально-
а) научная обоснованность, предусматривающая проведение специальных исследований научно-исследовательскими организациями;
б)
комплексность и системность
разработок, охватывающих совокупность
народнохозяйственных комплексов, отраслей
экономики и административно-
в)
широкое участие в
г)
систематическое уточнение и
корректировка прогнозов
д) единство методических подходов и информационного обеспечения всей системы прогнозов социально-экономического развития;
е)
непрерывность и
ж) сочетание инерционного и целевого (нормативного) подходов к определению перспективных показателей;
з)
вариантность прогнозов социально-
Разработка всех государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивается Правительством на основе комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы первоначально разрабатываются Министерством экономики с участием заинтересованных министерств, облисполкомов и Минского горисполкомы и базируются на основании информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную подготовку и своевременность представления по сферам их ведения.
Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Прогнозы
социально-экономического развития разрабатываются
как в целом по республике, так
и по народнохозяйственным комплексам,
отраслям экономики и по административно-
Организация планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.
Рассмотрим
подробней систему органов
Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы и прогнозы социально-экономического развития, программы, утверждает госбюджет. Руководство по организации разработки государственных планов и прогнозов и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров.
Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Основные задачи министерства:
-
разработка государственной
-
координация деятельности в
-
создание условий для
Министерство финансов разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств и ведомств.
Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы необходимой информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов.
Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. Региональные органы планирования и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом региональных особенностей.
Информация о работе Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики