Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Функция прогнозирования является одной из базовых в системе управления социально-производственным комплексом территории. От эффективности ее реализации зависит процесс последующей разработки и практического осуществления планов и программ экономического и социального развития Российской Федерации в целом, отдельных субъектов федерации и муниципальных образований. Прогнозирование открывает перспективу сознательного совершенствования производственных процессов и повышения благосостояния общества в условиях рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты прогнозирования уровня жизни населения
1.1 Понятие и структура уровня жизни населения, особенности его прогнозирования
1.2 Методологические основы прогнозирования уровня жизни населения…
1.3 Зарубежный опыт прогнозирования уровня и качества жизни населения
2 Анализ и прогнозирование уровня жизни населения
в Республике Мордовия
2.1Анализ современного состояния уровня жизни населения в регионе
2.2 Анализ структуры и динамики дифференциации доходов в Республике Мордовия
2.3 Оценка перспектив повышения уровня и качества жизни населения Республики Мордовия
3 Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования уровня жизни населения Республики Мордовия
3.1 Формирование комплексной системы показателей прогнозирования уровня жизни населения в Республике Мордовия
3.2 Совершенствование механизма прогнозирования уровня = жизни населения в Республике Мордовия
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 759.36 Кб (Скачать)

     - расширение масштабов общественных  работ и временной занятости,  особенно на начальной стадии  преодоления кризиса на рынке  труда;

     - сжатие теневого сектора, что  позволит более точно оценить  реальные масштабы занятости  населения.

     4) Широкое распространение бедности. Происходит изменение структуры бедного населения. К категориям населения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда, работники предприятий с задержками выплаты заработной платы.

     Нарастающий угроза роста бедности в результате низкого уровня оплаты труда без осуществления эффективных мер повышения уровня оплаты труда рано или поздно может быть реализован.

     В числе первоочередных мер должно быть усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Дополнительные средства нуждающимся могут быть найдены за счет систематического сокращения получателей льгот и выплат. Недостаточная адресность многочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

     Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения  и обеспечения ее качественных преобразований потребуется выработка  Программы повышения уровня и качества жизни.

     Главной целью программы является восстановление у большинства населения уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.

     В Программе повышения уровня и  качества жизни должны быть найдены способы разрешения таких противоречий, как: противоречия между необходимостью предсказуемого социально-экономического развития и нарушающими его социальными конфликтами; между снижением стимулов к труду и распространением предпочтений заработной плате социальных пособий; между нарастанием потребностей в социальной защите на фоне сокращения ресурсных возможностей ее обеспечения и др.

     Важно также предусмотреть преодоление  условий и факторов, дестабилизирующих в настоящее время социальное развитие и уровень жизни населения. Эти факторы действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:

     - в социально-гуманитарной сфере  (подрыв воспроизводства человека  и качества жизни и др.);

     - в сфере производства (подрыв  материально-технической базы уровня  жизни и др.);

     - в сфере распределения (деформация  системы оплаты труда, подрыв  трудовых стимулов; анархичность  формирования доходов населения;  бюджетная разрегулированность и др.);

     - в сфере обращения и обмена (высокая инфляция; хаотическая организация товарных потоков во времени и по территориям и др.);

     - в сфере государственного управления (ослабление социально-экономической  роли государственных органов;  криминализация экономики и др.).

     Основными задачами предлагаемой Программы могли  бы стать:

     - повышение реальной цены рабочей  силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

     - обеспечение всем нуждающимся  прожиточного минимума ;

     - переход от частичной стабилизации  уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни;

     Конкретизация Программы могла бы быть сделана  по следующим основным направлениям:

      - характеристика социальной сферы  (социальные нормативы; показатели уровня и качества жизни; характеристика потребительских комплексов; занятость населения; доходы населения и их налогообложение; социальная защита населения и др.);

      - характеристика социальной среды  (демократия и реализация прав  и свобод граждан; социальное  партнерство; формирование и поддержание  действенных трудовых мотиваций в различных сферах экономики; изменения в социальной структуре общества; формирование законодательства в социальной сфере и др.);

     - распределительные отношения (формирование  доходов населения; регулирование  реального содержания доходов;  система социальных гарантий  населению; регулирование социально-экономической  дифференциации и др.).

     В Программе повышения уровня и  качества жизни необходимо предусмотреть решение нескольких ключевых проблем, а именно повышение уровня оплаты труда. Но не просто повышение оплаты труда, а рост ее покупательной способности.

     На  обозримую перспективу должна быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема валового регионального продукта, то есть связано с экономическим ростом.

     В силу масштабности подобного сдвига, на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного  уровня покупательной способности оплаты труда – того уровня, который был возможен при фактических темпах изменения валового регионального продукта, которые сложились за эти годы.

     Меры  по повышению покупательной способности  оплаты труда  должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции.

     Систематический рост покупательной способности  оплаты труда может быть обеспечен  комплексом мер по повышению номинальной  начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение  физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

     Обеспечение роста покупательной способности  оплаты труда потребует соответствующего закрепления в законодательных и иных нормативных документах, направленных на внесение изменений и дополнений в уже действующие законы, а там, где это необходимо, принятия новых нормативных актов.

     Первоочередные  меры по повышению уровня оплаты труда  предлагается осуществлять в следующих направлениях:

     Первое  – повышение уровня номинальных  денежных доходов населения путем повышения к 2015 году минимальной оплаты труда до прожиточного минимума.

     Второе  – повышение уровня реально располагаемых  денежных доходов населения на основе пересмотра базы налогообложения.

     Третье  – повышение покупательной способности  оплаты труда. Для этого необходимо:

     а) введение регулирования цен и  тарифов на товары и услуги, входящих в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, позволяющее уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения.

     б) осуществление обязательной индексации выплаченной заработной платы при  повышении потребительских цен  и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника. Индексацию также необходимо проводить при  увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);

     в) введение индексации невыплаченной  заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги. Этот индекс целесообразно рассчитывать нарастающим итогом за время, которое соответствует задержке выплаты части оплаты труда.

     Четвертое – оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда  через использование механизма  соглашений социального партнерства путем:

     а) определения в Генеральном соглашении примерного диапазона, в котором  будут изменяться доли тарифной части  оплаты труда;

     б) установления рекомендательных норм по соотношению тарифной и надтарифной  частей оплаты труда на уровне региона  и Региональных соглашениях;

     в) фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников конкретной отрасли в отраслевых тарифных соглашениях;

     г)  определения минимально гарантированной  части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

     В Программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию  безработицы – определить ее естественный уровень и масштабы, обусловленные спадом производства. Пути преодоления безработицы,  необходимо определить с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Сокращение женской безработицы надо увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных необходимо увязать с их профессиональной переподготовкой, с участием в общественных работах на период временной незанятости.

     Активная  политика обеспечения полной занятости  должна быть увязана с поддержкой служб занятости, с расширением их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.

       Развитие сферы жизнеобеспечения  остро требует приоритетного  направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

     Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры наряду с традиционными источниками  могли бы стать средства населения, через создание финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять финансовые средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и средства региональных  и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные финансовые механизмы.

     Особенно  актуальным является опережающее развитие сферы образования. Для этого необходимо вкладывать в него соответствующие ресурсы.

       В Программе следует определить, откуда можно черпать экономические ресурсы, необходимые для повышения уровня и качества жизни. Основным источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста. Необходим социально ориентированный бюджет, обеспечивающий достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Надо, чтобы весь блок затрат на социальные нужды оказался защищенным, чтобы его финансирование было своевременным. Бюджетным и налоговым законодательством необходимо обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в республиканском и местных бюджетах. Необходимо эффективно задействовать федеральные внебюджетные фонды, обеспечив их целевое использование на социальные цели, особенно в регионах. Важным источником дополнительных ресурсов для социального развития могут стать частные внебюджетные социальные фонды, созданные под гарантии государства.

     Таким образом, Программа должна быть обеспечена средствами федерального бюджета, бюджета Республики Мордовия, а также средствами государственных и негосударственных внебюджетных фондов, ресурсами организаций и населения.

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия