Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Функция прогнозирования является одной из базовых в системе управления социально-производственным комплексом территории. От эффективности ее реализации зависит процесс последующей разработки и практического осуществления планов и программ экономического и социального развития Российской Федерации в целом, отдельных субъектов федерации и муниципальных образований. Прогнозирование открывает перспективу сознательного совершенствования производственных процессов и повышения благосостояния общества в условиях рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты прогнозирования уровня жизни населения
1.1 Понятие и структура уровня жизни населения, особенности его прогнозирования
1.2 Методологические основы прогнозирования уровня жизни населения…
1.3 Зарубежный опыт прогнозирования уровня и качества жизни населения
2 Анализ и прогнозирование уровня жизни населения
в Республике Мордовия
2.1Анализ современного состояния уровня жизни населения в регионе
2.2 Анализ структуры и динамики дифференциации доходов в Республике Мордовия
2.3 Оценка перспектив повышения уровня и качества жизни населения Республики Мордовия
3 Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования уровня жизни населения Республики Мордовия
3.1 Формирование комплексной системы показателей прогнозирования уровня жизни населения в Республике Мордовия
3.2 Совершенствование механизма прогнозирования уровня = жизни населения в Республике Мордовия
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 759.36 Кб (Скачать)

     С конца 60-х годов уровень дохода, соответствующий черте бедности, ежегодно корректируется в соответствии с индексом потребительских цен. Однако сама методика расчета прожиточного минимума, разработанная в 1964 году, используется и поныне. Несмотря на длительное и широкое применение, она не лишена ряда недостатков:

     – за прошедший со времени ее утверждения на официальном уровне период затраты на продукты питания в общих потребительских расходах жителей США снизились до 13%, что отражает рост реального благосостояния в обществе. Однако доля питания в потребительском наборе при расчете прожиточного минимума осталась неизменной. При пересмотре стоимости официального прожиточного минимума учитывается лишь повышение цен на продукты питания, а доля расходов на них сохраняется на уровне одной трети стоимости минимального потребительского набора, как это было более 30 лет назад;
     – для определения границы бедности используется величина денежного дохода, в то время как значительная часть, например, государственных трансфертов осуществляется в натуральной форме. Таким образом, государственная помощь в неденежной форме, почти вдвое превышающая по стоимости денежные трансферты, не отражается на величине доходов, учитываемых при определении бедности;
     – при установлении официальной черты бедности учитываются лишь доходы за текущий год. При таком подходе к числу бедных могут быть отнесены лица, владеющие значительными сбережениями, движимым и недвижимым имуществом, но имеющие скромный текущий доход. Например, среди пожилых женщин одновременно высок уровень личного богатства и процент бедности по текущему доходу [29, с. 106- 110].
     Наряду  с описанным выше методом определения  границ бедности, в мировой практике используется и гораздо более  простой способ - соотношение между прожиточным минимумом и среднедушевым доходом. Так, в странах Европейского Союза бедными считаются лица с доходами менее 50% среднедушевого дохода в стране их проживания.
     В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основные различия заключаются в большем или меньшем включении социальных благ и услуг в минимально необходимую потребительскую корзину и в степени ее привязки к изменениям в уровне жизни и структуре потребления на данном этапе развития. Основным инструментом для определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет минимального стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах. Такой бюджет был разработан в период подготовки законодательства о минимуме заработной платы. Им стал бюджет одинокой работающей женщины (1907 г.), рассчитанный на восстановление способности к труду самой работницы без иждивенцев. В нем учитывались продукты питания на основании их питательной ценности, а также потребности в одежде, обуви, жилище общедоступного типа, некоторые элементы медицинских и социальных потребностей.
     Разработке  стандартных бюджетов, учитывающих  потребности, предшествовал период исследований фактических условий жизни и фактического потребления трудящихся. В период 1870 - 1900 гг. бюро трудовой статистики отдельных штатов выполнили свыше 100 исследований уровня жизни семей, а с 1888 г. аналогичные работы стали проводиться на федеральном уровне. С 1913 г., когда вступил в силу первый закон о минимуме зарплаты, разработку стандартных бюджетов проводили бюро трудовой статистики отдельных штатов. В 1917 г. профессором Вашингтонского университета У. Огберном был подготовлен бюджет для семей работников железных дорог, известный под названием «бюджет минимального комфорта» [38, с. 201 - 202].
     В 1919 г. федеральное Бюро статистики труда  по запросу объединенной комиссии конгресса подготовило количественный и стоимостной бюджеты для одиноких (мужчины и женщины) на государственной службе и для семей государственных служащих. Аналогичные бюджеты разрабатывались для рабочих и служащих в разных регионах страны. Специальные бюджеты, учитывающие основные потребности при чрезвычайных обстоятельствах, были разработаны в период экономического кризиса 30-х годов. Рассчитанные для определения общественной помощи в этот сложнейший период развития, они учитывали лишь основные физиологические потребности человека.
     Только  в 1945 г. в связи с необходимостью унификации размеров подоходного налога конгресс США поручил федеральному Бюро статистики труда разработать методы для выяснения стоимости жизни рабочей семьи на уровне необходимого минимума, включавшего не только физиологические, но и общепринятые социальные потребности. Для расчета семейного бюджета была выбрана рабочая семья из четырех человек (работающий по найму муж 38 лет, неработающая жена 36 лет, сын 13 лет, дочь 8 лет). Состав семьи был определен на том основании, что около половины всех семей проходит в то или иное время через этот жизненный этап. При разработке отдельных компонентов бюджета использовались научные рекомендации в области питания и жилища и данные о фактических расходах репрезентативной совокупности городских семей бюджетного типа. Одновременно с бюджетом Бюро статистики труда, рассчитанным на скромном, адекватном уровне жизненного стандарта, Администрация социального обеспечения разработала бюджет для престарелой пары на том же уровне жизненного стандарта.
     Стандартные бюджеты исчисляются в целом  по стране с использованием специальных коэффициентов для семей разного размера и половозрастного состава, обеспечивающих тот же уровень жизненного стандарта, и подлежат регулярной переоценке в связи с изменением цен. Бюро статистики труда, развивая ранее принятую методику разработки стандартных бюджетов, провело расчеты для семьи из четырех человек и для престарелой пары на высоком, среднем и низком жизненном уровне [11, с. 94].
     Каждый  бюджет, в том числе на уровне бедности, составляется в двух формах - в натуральной (количественный бюджет) и денежной (стоимостной бюджет). Если количественный бюджет пересматривается сравнительно редко, то стоимостной переоценивается регулярно в связи с изменением индекса потребительских цен, а также периодически - при очередном пересмотре количественного бюджета. В США стоимостная переоценка происходит ежегодно. При расчете прожиточного минимума в США учитываются особенности половозрастных групп населения, а также семей различного состава и типа. Так, уровень бедности рассчитывается по двум половозрастным группам глав семей (мужчины, женщины, моложе 65 лет, 65 лет и старше).

     Для семей разных размеров рассчитывается шкала коэффициентов доходов, обеспечивающих адекватный уровень потребления. Например, шкала эквивалентов дохода для разных по количественному составу семей основана на эффекте экономии, достигаемой за счет совместного ведения хозяйства. При одинаковом среднедушевом доходе многочисленные семьи в силу экономии на общих хозяйственно-бытовых расходах (на жилище, его содержание, мебель, хозяйственное оборудование и т.п.) могут обеспечить несколько более высокий уровень материального обеспечения в сравнении с семьями меньших размеров. Если уровень бедности на одного американца принять за 100 %, то на двоих он составляет примерно 128%, на семью из трех человек - 157%, из четырех человек - 201, из пяти человек 237% и т.д.

     С конца 60-х годов уровень доходов, соответствующий черте бедности, ежегодно корректируется в соответствии с индексом потребительских цен [19, с. 102 - 104].

     В экономически развитых странах прогнозирование  обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)[

     В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная  ситуация:

     1) на рынке отдельного товара;

     2) в конкретном секторе экономики;

     3) на мировом рынке.

     В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции  развития, но и возможные последствия  осуществления государственных мер по регулированию рынка.

     Мировая система хозяйствования в настоящее  время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

     а) макропланирование;

     б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

     в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы  региональных и местных властей;

     г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ и прогнозирование  уровня жизни населения  в 

     Республике  Мордовия 

    2.1 Анализ современного  состояния уровня  жизни населения  в регионе 

     В отечественной теории и практике категория «уровень жизни» чаще всего характеризуется данными достигнутого уровня доходов, расходов и потребления населением благ и услуг. Кроме того, в связи с переходом к рыночной экономике статистическое изучение уровня и качества жизни столкнулось с необходимостью рассмотрения отсутствующих прежде аспектов – дифференциации доходов и уровня бедности населения. Анализ тенденций в изменении этих процессов позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с задачей обеспечения безопасной, здоровой и благополучной жизни людей [48, c. 21].

     К основным социально-экономическим  индикаторам уровня жизни относятся, в первую очередь, показатели денежных доходов населения, характеристика их структуры и направлений использования. В соответствии с «Методикой расчета баланса денежных доходов и расходов населения» номинальные денежные доходы населения включают:

     – оплату труда,

     – социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии),

     – доходы от собственности и предпринимательской деятельности,

       страховые возмещения,

     – ссуды и т.д.

     Поскольку номинальные доходы не учитывают  изменений покупательной способности денег и уровня цен вследствие инфляции, наибольший интерес представляет динамика реальных денежных доходов в расчете на душу населения [35, c. 125].

     Характеристика  наиболее важных показателей, характеризующих  уровень материального благосостояния в Республике Мордовия представлена в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 – Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения РМ в 2005-2009 гг.

        Показатели
2005 2006 2007 2008 2009
Денежные  доходы (в среднем на душу населения), руб. 4134,2 4878,5 6137,8 8384,2 9569,3
Реальные  располагаемые  денежные  доходы,   в процентах к предыдущему году 109,7 106,3 113,7 117,7 100,6
Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 5060,7 6358,4 8103,0 10530,5 10937,2
Средний размер назначенных пенсий (в месяц), руб. (без компенсации) 2304,0 2561,6 3332,5 4090,4 5554,1
Величина  прожиточного минимума (в среднем  на душу населения в месяц), руб. 2455 2786 3140 3750 4243
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: тыс. чел. 92,5 93,8 84,6 81,8 97,9

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия