Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Функция прогнозирования является одной из базовых в системе управления социально-производственным комплексом территории. От эффективности ее реализации зависит процесс последующей разработки и практического осуществления планов и программ экономического и социального развития Российской Федерации в целом, отдельных субъектов федерации и муниципальных образований. Прогнозирование открывает перспективу сознательного совершенствования производственных процессов и повышения благосостояния общества в условиях рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты прогнозирования уровня жизни населения
1.1 Понятие и структура уровня жизни населения, особенности его прогнозирования
1.2 Методологические основы прогнозирования уровня жизни населения…
1.3 Зарубежный опыт прогнозирования уровня и качества жизни населения
2 Анализ и прогнозирование уровня жизни населения
в Республике Мордовия
2.1Анализ современного состояния уровня жизни населения в регионе
2.2 Анализ структуры и динамики дифференциации доходов в Республике Мордовия
2.3 Оценка перспектив повышения уровня и качества жизни населения Республики Мордовия
3 Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования уровня жизни населения Республики Мордовия
3.1 Формирование комплексной системы показателей прогнозирования уровня жизни населения в Республике Мордовия
3.2 Совершенствование механизма прогнозирования уровня = жизни населения в Республике Мордовия
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 759.36 Кб (Скачать)

     Стратегия роста уровня жизни может выступать  в качестве национальной идеи, дефицит которой столь явственно ощущается сегодня. Провозглашение роста уровня жизни в виде национальной идеи должно восстановить социальный смысл проводимых демократических реформ, оправдать издержки предшествующего периода и восстановить доверие народа к власти. Решение данной задачи требует разработки приоритетных мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни населения Республики Мордовия.

     Деятельность  по повышению уровня жизни людей  включает в себя несколько основных моментов.

     Во-первых, создание благоприятных  условий  для расширения возможностей человека, так как в ходе этой реализации и осуществляются жизненные стратегии и планы. По своему содержанию данный процесс может рассматриваться как процесс увеличения степени свободы, понимаемого как расширение выбора. В данном случае исходим из постулата, что человеческое бытие определяется увеличением возможностей  выбора. Увеличение человеческих возможностей связано с формированием социальной инфраструктуры, приятной для человеческого развития, устранением искусственных барьеров  выбора и самореализации; актуализацию человеческих возможностей. Очевидно, что сам по себе процесс увеличения возможностей выбора, расширения степени свободы еще не гарантирует готовность и способность конкретного человека их использовать. В сознании человека должна формироваться установка на социальную активность. Этот процесс не может быть легким в нашем регионе в связи с сохранением патриархально-патерналистских традиций, а также распространенности стратегии социального иждивенчества, которая ориентирует человека на обретение благополучия, но не за счет собственного труда. Очевидно, сегодня необходима разработка проблемы актуализации человеческих возможностей, которая в самом первом приближении связана с расширением информационного поля деятельности, а также с целенаправленным воспитательным взаимодействием; корректировку ценностно-целевых ориентаций человека.

     Несомненно, что одним из главных оснований  формирования ценностей являются потребности. Однако, будучи сформированными, ценности и жизненные домыслы, в свою очередь, влияют на характер и структуру потребностей, видоизменяя их. Поэтому корректировка ценностно-целевых установок способна в конечном итоге модифицировать потребности человека.

     Все технологические процедуры, направленные на улучшение качества жизни населения, могут быть реализованы лишь при  объединении усилий субъектов управления (государство; социальные институты; муниципальная  власть; районные, городские администрации) и самих людей,  объединенных в  институты гражданского общества. Поскольку  эти институты, как правило, не развиты  на региональном уровне, активное участие  населения в разработке и реализации программ повышения качества жизни будет способствовать их формированию и последующему включению в процесс социального управления. В свою очередь, хочу отметить, что качество жизни в перспективе будет выступать главной потребностью гражданского общества. Следовательно, деятельность по улучшению уровня жизни и процесс становления гражданского общества находятся в постоянном диалектическом единстве.

     Институты гражданского общества должны быть включены в процесс повышения уровня жизни, поскольку:

     во-первых, при монополизации процесса органами власти и управления возникает опасность  подмены реальной работы ее бюрократической  имитацией, что в кoнечном итоге способно превратить приоритетные мероприятия по улучшению уровня жизни в очередную административную утопию;

     во-вторых, только в случае участия самих  людей в повышении уровня жизни  будут в полной мере учтены их потребности  и интересы;

     в-третьих, лишь в случае активного включения  человека в конкретную деятельность по улучшению своей жизни повышается уровень его человеческого развития, следовательно, увеличиваются его возможности, равно как возможность выбора;

     в-четвертых, сотрудничество людей в ходе улучшения  своей жизни позволит преодолеть эгоистическое понимание данного процесса.

     Итак, разработка приоритетных мероприятий  по улучшению уровня жизни - это общее  дело всех жителей нашей республики. Региональная программа повышения уровня жизни потенциально может служить объединяющим началом для большинства населения. В данной связи полагаем, что задача разработки приоритетных мероприятий на региональном уровне может решаться лишь на основe корпоративных программ, предполагающих привлечение населения к участию в решении ряда проблем развития предприятия, района или всей Республики Мордовия. Корпоративные модели должны быть построены таким образом, чтобы максимально стимулировать участие индивида (семьи) или группы в деятельности, направленной на достижение личных и коллективных целей.

     Одной из сложных в теоретическом и  практическом отношении проблем является проблема определения уровня социальной организации, в расчете на который должна быть ориентирована работа по повышению уровня жизни населения региона. В принципе процесс улучшения качества в нашей республике, увеличения возможностей удовлетворения жизненных потребностей, может рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне отдельного человека и семьи; на уровне группы; на уровне района или на уровне региона.

     Для повышения уровня социальной организации  необходимо:

     1) Повышение покупательной способности  оплаты труда:

     - ввести регулирование цен и  тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской  корзины, используемой для расчета  прожиточного минимума;

     - осуществлять обязательную индексацию  выплаченной заработной платы  при повышении потребительских  цен и тарифов на товары  и услуги, определяющих размер  прожиточного минимума трудоспособного  работника;

     - ввести индексацию невыплаченной  заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.

     2) Оптимизация соотношения тарифной  и надтарифной частей оплаты  труда через использование механизма  социального партнерства путем:

     - определения примерных границ  доли тарифной части оплаты  труда в генеральном соглашении;

     - установления рекомендательных  норм по данному соотношению  на уровне конкретной территории  в региональных соглашениях;

     - фиксирования нижней границы  доли тарифа в оплате труда  работников в отраслевых тарифных соглашениях;

     3) Определение параметров обеспечения  полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности.

     4) Ознакомление с масштабами и  формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости.

     5) Пересмотр идеологии закона о  занятости, ориентирование его  на расширение современных сфер  приложения труда, повышение производительности.

     6) Характеристика систему мер по  регулированию безработицы на  основе определения ее естественного уровня.

     7) Сочетание социальной защиты  безработных с их профессиональной  переподготовкой, с участием в  общественных работах на период  временной незанятости.

     8) Определение тенденции регулирования  занятости на территориях с  недостатком и избытком трудовых  ресурсов. Каждое планируемое мероприятие по улучшению качества жизни должно быть оценено, с точки зрения его эффективности, по двум направлениям: повышение соответствующего показателя качества жизни населения и степень охвата различных категорий населения.

     Нормативной базой для сравнения и определения  контрольных заданий по уровню жизни  населения должны быть государственные  стандарты по вопросам уровня и качества жизни, постановления Правительства Российской Федерации, Администрации Республики Мордовия. Окончательно сформированный проект программы, состоящий из вышеперечисленных мероприятий, согласовывается со всеми ветвями законодательной и исполнительной властей и после доработки утверждается Главой РМ. Реализация Программы является динамичным процессом, включающим работы по реализации намеченных мероприятий, оценке результатов внедрения и их сопоставления с прогнозируемыми параметрами. Данный этап должен учитывать объективные характеристики изменения ситуации в регионе и при необходимости обеспечивать принятие мер по корректировке Программы.

     Необходимо  также учитывать, что разработка и внедрение современной системы обеспечения уровня жизни требует соответствующего уровня знаний и огромного напряжения сил руководителей и специалистов.

     Таким образом, разработка приоритетных мероприятий, направленных на повышение  уровня жизни населения Республики Мордовия - это процесс, который должен быть ориентирован не только на достижение конкретных количественных показателей, но и на создание общей идеологии  деятельности по повышению уровня жизни.

     Совершенствование механизма прогнозирования  в  республике, на мой взгляд, должно предусматривать:

     - развитие нормативного прогнозирования;

     - углубление (декомпозицию) прогнозных  показателей;

     - укрепление научной базы разработки  прогнозов;

     - применение различных методов  прогнозирования, в том числе  метода

     геометрической  прогрессии и регрессионно-корреляционного  анализа;

     - поощрение многовариантности прогнозов  с последующим определением «средних показателей»;

     - развитие системы опросов населения  на предмет выявления потребительских предпочтений и планов;

      - привлечение экспертов к составлению  долгосрочных прогнозов уровня  жизни населения республики. 
 
 

Заключение 

      Прогнозирование уровня жизни занимает важное место  в системе разработки прогнозов социально-экономического развития Мордовии. Оно позволяет оценить возможности повышения доходов населения, изменения структуры потребительских расходов, сглаживания социальных диспропорций. Прогнозы уровня жизни не только определяют общие контуры будущего развития общества, но и помогают предвидеть и своевременно предотвратить угрозы социально-экономической безопасности, выявить перспективы улучшения качества жизни в стране, регионе, муниципальном образовании.

        В нашей республике прогнозирование  уровня жизни осуществляется  по двум направлениям: разработка  прогнозов интегральных индикаторов  и частных индикаторов уровня  жизни. Первое предполагает расчет  ожидаемых реальных доходов населения,  фондового и децильного коэффициентов,  доли сбережений населения. Второе  предусматривает определение на  перспективу стоимостных и натуральных  показателей потребления тех  или иных товаров и услуг.  Прогнозы уровня жизни составляются  с учетом социально- демографических данных, изменения трудового законодательства, социальных нормативов, макроэкономических показателей. В качестве основных методов прогнозирования используются экономико-математическое моделирование, метод геометрической прогрессии, экспертные оценки, анкетирование

потребителей. Долгосрочное прогнозирование базируется на применении

нормативно- целевого метода.

     По  мнению большинства экспертов, на предстоящие  десять лет в России в целом и в регионах в частности не ожидается существенного роста реальных доходов населения и снижения степени поляризации общества; увеличится удельный вес доходов от предпринимательской деятельности, личных подсобных хозяйств и прочих «иных доходов»; увеличится доля маргинального населения.

      В Республике Мордовия прогноз уровня жизни отражается через «баланс денежных доходов и расходов населения» в структуре прогноза комплексного развития республики. Функцию прогнозирования осуществляет министерство экономики Республики Мордовия при поддержке Государственного комитета Республики Мордовия по статистике и научноисследовательских учреждений. Разрабатываются краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

      В целях повышения эффективности  прогнозирования уровня жизни важно  учитывать различные варианты прогнозных расчетов, опираться на экспертные оценки и результаты опросов населения, использовать экономико-математическое моделирование. В Мордовии  особое внимание следует уделять нормативно-целевому прогнозированию, определению возможных путей и сроков повышения планки уровня жизни населения республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Федеральный закон РФ «О продлении срока действия Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»от 13 июля 2001 г. № 97 - ФЗ // СЗРФ от 16.07.01, № 29, ст.2952.
  2. Федеральный закон РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. № 201 - ФЗ // СЗРФ от 22.11.99, №47, СТ.5619.
  3. Закон Республики Мордовия «О потребительской корзине в Республике Мордовия» от 27 июня 2001 г. № 38 - 3 // Известия Мордовии от29.06.01, № 95 (22.563).
  4. Положение о Министерстве экономики Республики Мордовия (утверждено Постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 апреля 2002 г. № 148).
  5. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика : Уч-к, 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, изд-во «Дело и сервис», 2006. – 416с.
  6. Анискин Ю. Инвестиционная активность и экономический рост// Проблемы теории и практики управления. -2007. -№4. –с.77-82.
  7. Айвазян С. А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения // Экономика и математические методы, 2003, - Т. 39, №2, с. 33–35.
  8. Айвазян С. А. Эмпирический анализ синтетических категорий качества жизни населения // Экономика и математические методы, 2003, - Т. 39, №3 , с. 19–53.
  9. Бабинцев В. Стратегия устойчивого развития региона и улучшение качества жизни населения // стандарты и качество, 2003, №2, с. 42 – 45.
  10. Белоусов Д.Р. Инфляция в системе воспроизводственных процессов. // Проблемы прогнозирования. -2006. -№3.
  11. Белоусов Д.Р. Инфляция в системе воспроизводственных процессов. // Проблемы прогнозирования. -2006. -№3.
  12. Биктимирова, З.З. Прогнозирование уровня жизни населения в России в 2001-2010 гг / З.З. Биктимирова  // Экономист - 2001. - № 7 - С.56-67.
  13. Бирман, И.Я. Методология оптимального планирования./И.Я. Бирман - М.: «Мысль», 1971 г .-198 с.
  14. Бобков, В. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения /  В. Бобков  // Экономист - 1996 -№ 12 - С.21-26.
  15. Владимирова, Л.П.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебн. Пособие / Л.П. Владимирова - М.: Издат. дом «Дашков и К», 2000. - 308 с.
  16. Волчкова, Л.Т., Минина, В.М. Стратегия социологического исследования бедности / Л.Т. Волчкова, В.М. Минина / / Социс - 1999. – №12-321с.
  17. Гольцберг, М.А. Прогнозирование тенденций экономического развития / М.А. Гольцберг - М.: «Высшая школа», 1986. - 395 с.
  18. Гребениченко, Д.Х., Гребениченко, С.Ф. Потребительские настроения: долгая дорога в Россию / Д.Х. Гребениченко , С.Ф. Гребениченко // Социс - 1998. – 112 с.
  19. Златин, В.Д. Проблемы прогнозирования доходов населения / В.Д. Златин //Проблемы прогнозирования - 1993. – 343 с.
  20. Майер, В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа. /В.Ф. Майер - М.: Издательство МГУ, 1988.-132 с.
  21. Математическое моделирование экономических процессов: Учеб. пособие / Дюдяев Н.Ф., Макаркин Н.П., Сажин Ю.В. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1993. - 93 с.
  22. Мордовия в период реформ / Отв. ред. Арсентьев Н.М. - Саранск: Тип. «Красный  Октябрь», 2001. - 416 с.
  23. Мордовия: Стат. ежегодник / Гос. комитет РМ по статистике. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999. - 252 с.
  24. Мордовия: Статистический ежегодник / Госкомстат РМ. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2000. - 260 с.
  25. Мордовия : Стат. Ежегодник / Мордовиястат, - Саранск, 2008. –   432 с.
  26. Мордовия : Стат. Ежегодник / Мордовиястат, - Саранск, 2009. –   489 с.
  27. Неретина, Е.А. Управление социальными процессами./ Е.А. Неретина - Саранск: тип. «Красный Октябрь», 1999. - 192 с.
  28. Нугаев Р. М. Качество жизни в трудах социологов США // Соц. исследования, 2003, №6, с. 100-104.
  29. Основы экономического и социального прогнозирования: Учебник для вузов / Под ред. Крук Д.М., Мосина В.Н. - М.: «Высшая школа», 1985. - 200с.
  30. Планирование народного хозяйства СССР: Учеб. пособие / Под ред. Цапкина Н.В. - М.: «Мысль», 1972. - 479 с.
  31. Планирование народного хозяйства: Учебник / Под ред. Мосина В.Н. - М.: Высшая ШКОЛА, 1982, - 616 с.
  32. Подузов, А.А. Измерение бедности (зарубежный опыт) / А.А. Подузов // Проблемы прогнозирования - 1996. – 455с.
  33. Подузов, А.А., Кукушкин Д.К. Шкала эквивалентности как инструмент измерения уровня жизни /А.А. Подузов, Д.К. Кукушкин// Проблемы прогнозирования - 2000. - N24.- 28 с.
  34. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. Бестужева-Лады И.В. -М.: «Мысль», 1982. - 200 с.
  35. Рекомендации по прогнозированию основных показателей социально-экономического развития территории муниципального образования. -Саранск: Тип. «Красный октябрь», 1999. - 28 с.
  36. Римашевская, Н.М., Бочкарева, В.К. Государственный механизм регулирования доходов населения: проблемы совершенствования / Н.М. Римашевская, В.К. Бочкарева // Проблемы прогнозирования - 1997. - N25 – 37 с..
  37. Российский статистический ежегодник за 2006 г.
  38. Сарян, А.А. Спрос на рекреационные услуги./А.А. Сарян // Проблемы прогнозирования. -1994. - N22. – 342 с.
  39. Статистика: Курс лекций для студентов вузов /Под ред. Ионина В.Т. - М.: ИНФРА, 1999. - 312 с.
  40. Суворов, А.В. Динамика доходов и потребления населения: некоторые макроэкономические аспекты прогнозирования/А.В. Суворов // Проблемы прогнозирования. - 1998. - N25.- 341 с.
  41. Суворов, А.В. Проблемы анализа и дифференциации доходов и построения дифференцированного баланса денежных доходов и расходов населения /А.В. Суворов // Проблемы прогнозирования. - 2001. - N21- С. 58-74.
  42. Суворов, А.В., Сухорукова Г.М. Система прогнозных расчетов, структуры расходов населения/А.В. Суворов, Г.М. Сухорукова // Проблемы прогнозирования. - 1996. - N26. -  214 с.
  43. Суворов, А.В., Сухорукова Г.М., Митяева О.А. Моделирование структуры потребительских расходов населения России / А.В. Суворов, Г.М. Сухорукова, О.А.Митяева  // Проблемы прогнозирования.-1999.-N23.
  44. Фатхутдинов Р. А. Организационно – экономический механизм повышения качества жизни // стандарты и качество, 2003,№7, с. 61-63.
  45. Шелехова Т. И. Проблема выбора критериев оценки качества жизни населения // География, 2006, №1, с. 108-114.
  46. Шварева Н.В. Инфляционные факторы в 2005-2006 гг.// Проблемы терии и практики прогнозирования. -2007 . -№2. –С. 72-83.
  47. Цыгичко, В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. / В.Н. Цыгичко - М.: Финансы и статистика, 1986. - 205 с.
  48. Экономика и бизнес: Уч. Пособие / Н.Д. Гуськова, Н.П. Макаркин, Н.Н. Мелькина, П.В. Шичкин. –Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, - 1995. – 300. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие для студ. вузов/  В.Г. Игнатов и др. – Ростов н/Дону: Март, 2005. -350 с.
  49. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. Камаева В.Д. - М.: ВЛАДОС, - 2004. - 640 с.
  50. Экономическая статистика: Учебник / под ред. Ю.Н. Иванова - М.: ИНФРА - М, 2006.- 482с.
  51. Экономическая статистика: Учебник / Г.М. Гуров, Н.В. Зайцев, М.Р. Коконина и др.; Под ред. В.М. Проскурякова, Е.Н.Фреймундт, М.Р. Эйдкальмана. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - с.395.
  52. Экономическая теория: Уч-к / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2001. – 368.

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия