Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа
Функция прогнозирования является одной из базовых в системе управления социально-производственным комплексом территории. От эффективности ее реализации зависит процесс последующей разработки и практического осуществления планов и программ экономического и социального развития Российской Федерации в целом, отдельных субъектов федерации и муниципальных образований. Прогнозирование открывает перспективу сознательного совершенствования производственных процессов и повышения благосостояния общества в условиях рынка.
Введение
1 Теоретические аспекты прогнозирования уровня жизни населения
1.1 Понятие и структура уровня жизни населения, особенности его прогнозирования
1.2 Методологические основы прогнозирования уровня жизни населения…
1.3 Зарубежный опыт прогнозирования уровня и качества жизни населения
2 Анализ и прогнозирование уровня жизни населения
в Республике Мордовия
2.1Анализ современного состояния уровня жизни населения в регионе
2.2 Анализ структуры и динамики дифференциации доходов в Республике Мордовия
2.3 Оценка перспектив повышения уровня и качества жизни населения Республики Мордовия
3 Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования уровня жизни населения Республики Мордовия
3.1 Формирование комплексной системы показателей прогнозирования уровня жизни населения в Республике Мордовия
3.2 Совершенствование механизма прогнозирования уровня = жизни населения в Республике Мордовия
Заключение
Стратегия роста уровня жизни может выступать в качестве национальной идеи, дефицит которой столь явственно ощущается сегодня. Провозглашение роста уровня жизни в виде национальной идеи должно восстановить социальный смысл проводимых демократических реформ, оправдать издержки предшествующего периода и восстановить доверие народа к власти. Решение данной задачи требует разработки приоритетных мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни населения Республики Мордовия.
Деятельность по повышению уровня жизни людей включает в себя несколько основных моментов.
Во-первых, создание благоприятных условий для расширения возможностей человека, так как в ходе этой реализации и осуществляются жизненные стратегии и планы. По своему содержанию данный процесс может рассматриваться как процесс увеличения степени свободы, понимаемого как расширение выбора. В данном случае исходим из постулата, что человеческое бытие определяется увеличением возможностей выбора. Увеличение человеческих возможностей связано с формированием социальной инфраструктуры, приятной для человеческого развития, устранением искусственных барьеров выбора и самореализации; актуализацию человеческих возможностей. Очевидно, что сам по себе процесс увеличения возможностей выбора, расширения степени свободы еще не гарантирует готовность и способность конкретного человека их использовать. В сознании человека должна формироваться установка на социальную активность. Этот процесс не может быть легким в нашем регионе в связи с сохранением патриархально-патерналистских традиций, а также распространенности стратегии социального иждивенчества, которая ориентирует человека на обретение благополучия, но не за счет собственного труда. Очевидно, сегодня необходима разработка проблемы актуализации человеческих возможностей, которая в самом первом приближении связана с расширением информационного поля деятельности, а также с целенаправленным воспитательным взаимодействием; корректировку ценностно-целевых ориентаций человека.
Несомненно, что одним из главных оснований формирования ценностей являются потребности. Однако, будучи сформированными, ценности и жизненные домыслы, в свою очередь, влияют на характер и структуру потребностей, видоизменяя их. Поэтому корректировка ценностно-целевых установок способна в конечном итоге модифицировать потребности человека.
Все технологические процедуры, направленные на улучшение качества жизни населения, могут быть реализованы лишь при объединении усилий субъектов управления (государство; социальные институты; муниципальная власть; районные, городские администрации) и самих людей, объединенных в институты гражданского общества. Поскольку эти институты, как правило, не развиты на региональном уровне, активное участие населения в разработке и реализации программ повышения качества жизни будет способствовать их формированию и последующему включению в процесс социального управления. В свою очередь, хочу отметить, что качество жизни в перспективе будет выступать главной потребностью гражданского общества. Следовательно, деятельность по улучшению уровня жизни и процесс становления гражданского общества находятся в постоянном диалектическом единстве.
Институты гражданского общества должны быть включены в процесс повышения уровня жизни, поскольку:
во-первых, при монополизации процесса органами власти и управления возникает опасность подмены реальной работы ее бюрократической имитацией, что в кoнечном итоге способно превратить приоритетные мероприятия по улучшению уровня жизни в очередную административную утопию;
во-вторых, только в случае участия самих людей в повышении уровня жизни будут в полной мере учтены их потребности и интересы;
в-третьих,
лишь в случае активного включения
человека в конкретную деятельность
по улучшению своей жизни
в-четвертых, сотрудничество людей в ходе улучшения своей жизни позволит преодолеть эгоистическое понимание данного процесса.
Итак, разработка приоритетных мероприятий по улучшению уровня жизни - это общее дело всех жителей нашей республики. Региональная программа повышения уровня жизни потенциально может служить объединяющим началом для большинства населения. В данной связи полагаем, что задача разработки приоритетных мероприятий на региональном уровне может решаться лишь на основe корпоративных программ, предполагающих привлечение населения к участию в решении ряда проблем развития предприятия, района или всей Республики Мордовия. Корпоративные модели должны быть построены таким образом, чтобы максимально стимулировать участие индивида (семьи) или группы в деятельности, направленной на достижение личных и коллективных целей.
Одной из сложных в теоретическом и практическом отношении проблем является проблема определения уровня социальной организации, в расчете на который должна быть ориентирована работа по повышению уровня жизни населения региона. В принципе процесс улучшения качества в нашей республике, увеличения возможностей удовлетворения жизненных потребностей, может рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне отдельного человека и семьи; на уровне группы; на уровне района или на уровне региона.
Для повышения уровня социальной организации необходимо:
1)
Повышение покупательной
-
ввести регулирование цен и
тарифов на товары и услуги,
входящие в состав
-
осуществлять обязательную
-
ввести индексацию
2)
Оптимизация соотношения
-
определения примерных границ
доли тарифной части оплаты
труда в генеральном
-
установления рекомендательных
норм по данному соотношению
на уровне конкретной
- фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;
3)
Определение параметров
4)
Ознакомление с масштабами и
формами неполной занятости,
5)
Пересмотр идеологии закона о
занятости, ориентирование его
на расширение современных
6) Характеристика систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня.
7)
Сочетание социальной защиты
безработных с их
8)
Определение тенденции
Нормативной
базой для сравнения и
Необходимо также учитывать, что разработка и внедрение современной системы обеспечения уровня жизни требует соответствующего уровня знаний и огромного напряжения сил руководителей и специалистов.
Таким образом, разработка приоритетных мероприятий, направленных на повышение уровня жизни населения Республики Мордовия - это процесс, который должен быть ориентирован не только на достижение конкретных количественных показателей, но и на создание общей идеологии деятельности по повышению уровня жизни.
Совершенствование механизма прогнозирования в республике, на мой взгляд, должно предусматривать:
-
развитие нормативного
- углубление (декомпозицию) прогнозных показателей;
-
укрепление научной базы
- применение различных методов прогнозирования, в том числе метода
геометрической
прогрессии и регрессионно-
-
поощрение многовариантности
-
развитие системы опросов
- привлечение экспертов к
Заключение
Прогнозирование уровня жизни занимает важное место в системе разработки прогнозов социально-экономического развития Мордовии. Оно позволяет оценить возможности повышения доходов населения, изменения структуры потребительских расходов, сглаживания социальных диспропорций. Прогнозы уровня жизни не только определяют общие контуры будущего развития общества, но и помогают предвидеть и своевременно предотвратить угрозы социально-экономической безопасности, выявить перспективы улучшения качества жизни в стране, регионе, муниципальном образовании.
В нашей республике
потребителей. Долгосрочное прогнозирование базируется на применении
нормативно- целевого метода.
По мнению большинства экспертов, на предстоящие десять лет в России в целом и в регионах в частности не ожидается существенного роста реальных доходов населения и снижения степени поляризации общества; увеличится удельный вес доходов от предпринимательской деятельности, личных подсобных хозяйств и прочих «иных доходов»; увеличится доля маргинального населения.
В Республике Мордовия прогноз уровня жизни отражается через «баланс денежных доходов и расходов населения» в структуре прогноза комплексного развития республики. Функцию прогнозирования осуществляет министерство экономики Республики Мордовия при поддержке Государственного комитета Республики Мордовия по статистике и научноисследовательских учреждений. Разрабатываются краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
В
целях повышения эффективности
прогнозирования уровня жизни важно
учитывать различные варианты прогнозных
расчетов, опираться на экспертные
оценки и результаты опросов населения,
использовать экономико-математическое
моделирование. В Мордовии особое внимание
следует уделять нормативно-целевому
прогнозированию, определению возможных
путей и сроков повышения планки уровня
жизни населения республики.
Список использованных источников
Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни в республике Мордовия