Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства.

Работа содержит 1 файл

контр. прогноз и план.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Модель состоит  из одного уравнения и имеет следующий вид:

Комплексные эконометрические модели. Отражают зависимость между изменением макроэкономических показателей воспроизводства (ВВП, инвестиций) и внешнеторговым оборотом. Они позволяют предвидеть динамику внешней торговли в зависимости от изменения внутринациональных макроэкономических показателей. Эти модели могут использоваться для составления целевых прогнозов в агрегированном виде. Модели межотраслевого баланса. Позволяют учитывать связь между изменениями в объеме и структуре ВЭС и развитием отдельных отраслей национального производства. Межотраслевые модели дают возможность согласовывать прогноз ВЭС с отраслевыми прогнозами, выяснять обеспеченность ресурсами проектов развития внешней торговли, межгосударственной отраслевой специализации, кредитного сотрудничества, а также потребность отраслей экономики в импортной продукции.

Матричные модели международной  торговли. Для согласования прогнозных показателей, полученных с помощью рассмотренных выше методов, используется принцип двойной пропорциональности (метод RAS). Результаты прогноза объема и структуры экспорта и импорта группируются в специальные матрицы. Матричные модели международных товарных потоков, получившие распространение в последние годы, обычно используются для разработки взаимосвязанных прогнозов развития ВЭС нескольких стран—торговых партнеров.

В строках матрицы  указываются страны-импортеры, а  в столбцах — прогнозируемые группы товаров. Таким образом, в каждой из строк матрицы содержатся показатели распределения экспорта в страну по всем товарным группам, а в каждом из столбцов показывается распределение экспорта товаров определенной группы по странам. Окаймляющие векторы (столбец и строка) характеризуют соответственно совокупный экспорт в страну и совокупный экспорт определенной товарной группы во все страны. Аналогично строится матрица импорта.

Матрица совокупного  экспорта и импорта формируется  по схеме, представленной в табл. 17.1.

 
 

Разработка матриц прогноза экспорта и импорта осуществляется в несколько этапов.

При расчетах и  анализе результатов на каждом из этапов наряду с экономико-математическими методами используются экспертные оценки.

На первом этапе  сначала прогнозируются окаймляющие  векторы матрицы экспорта и импорта (столбец и строка), затем элементы матрицы, каждый из которых представляет собой поток товаров между странами.

В связи с  тем, что прогноз векторов и внутренних элементов матрицы осуществляется автономно друг от друга, возникает  необходимость согласования конкретных потоков с совокупным экспортом (импортом). Процедура согласования заключается в корректировке элементов матрицы на основе прогнозных значений окаймляющих векторов. Данный принцип реализуется с помощью математического алгоритма согласования методом двойной пропорциональности (путем одновременного изменения совокупных экспорта и импорта под влиянием спроса и предложения).

Следует заметить, что этот метод может дать наилучшие  результаты при прогнозировании в тех случаях, когда рассматриваемые в матрице страны имеют налаженные устойчивые торговые отношения и в рассматриваемом периоде не предвидится серьезных экономических и политических изменений (создание новых торгово-экономических группировок и т.д.). В нестабильной экономической ситуации матричные модели между-народной торговли целесообразно использовать при краткосрочном прогнозировании. Причем следует составлять матрицы по группе стран (страны СНГ и др.) с выделением основных товарных групп.

Матричные модели могут быть использованы на первоначальных этапах прогнозирования с целью получения агрегированных показателей мировой торговли и предварительного определения укрупненной географической структуры экспорта и импорта стран.

Оптимизационные модели. В процессе управления внешнеэкономическими связями, их прогнозирования и планирования встречаются ситуации, при которых должно быть принято} самое выгодное решение с учетом различных критериев и определенных ограничивающих условий. Эти задачи решаются c использованием оптимизационных моделей. На их основе соз-1 дается возможность проведения вариантных расчетов в связи c изменением ограничений по ресурсам, сдвигами в пропорциях' развития национального производства и мирового рынка, изменением целей и гипотез развития.

В качестве критериев  оптимальности могут использоваться:

• максимум валютной выручки (прибыли);

• максимум покрытия импортной потребности;

• минимум затрат.

Оптимизационные модели могут применяться для  прогнозирования:

• рациональной структуры внешней торговли;

• товарной и  региональной структуры оборота внешнеторговых предприятий, способствующей повышению рентабельности;

• оптимального соотношения между собственным  производством, экспортом и импортом отдельных товаров.

В большинстве  случаев в международных отношениях речь может идти о товарах и региональной структуре внешней торговли, т.е. должен быть получен ответ на вопрос, какие изделия, в каком объеме и в какую страну должны быть экспортированы или импортированы. На основе этого формируются переменные величины модели. В зависимости от ситуации определяется основной критерий, который формируется как целевая функция. В качестве ограничивающих условий используются производственные мощности, возможности сбыта и закупки продукции и др. С помощью оптимизационных моделей решается проблема наилучшего размещения в территориальном аспекте экспорта и определение наиболее выгодных рынков закупок импортных товаров.

В качестве целевой  функции применяется максимизация экономического эффекта от экспорта и импорта продукции:

Система ограничений:

• экспорт и  импорт i-го товара не должны превышать потенциальные возможности:

• экспорт и  импорт i-ro товара не должны превышать спрос и предложение на внешнем рынке:

Ряд параметров, используемых в моделях оптимизации (состояние спроса и предложения, цены мировых товарных рынков и др.), должны прогнозироваться с помощью других моделей, например функций внешней торговли.

Выше рассмотрена  статическая модель оптимизации  географического распределения экспорта и импорта.

При долгосрочном прогнозировании укрупненных показателей ВЭС могут быть использованы динамические оптимизационные модели, в которые вводится период t и дополнительные ограничения по ресурсам.

Степень агрегированное показателей, получаемых с помощью экономико-математичееских моделей, зависит от длительности периода, на который разрабатывается прогноз. Чем длиннее период прогнозирования, тем более агрегированные показатели могут быть получены из расчетов по моделям.

Прогнозирование ВЭД на микроуровне. В рыночных условиях предприятия имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, участвовать в международных экономических и научно-технических связях. Прогнозные расчеты позволяют вырабатывать эффективные варианты достижения целей их развития.

Результатом прогноза является совокупность внешнеэкономических, технических показателей и показателей эффективности функционирования предприятия.

Наличие научно обоснованных прогнозов и программ развития внешнеторговой деятельности предприятия, знание конъюнктуры, требований и перспектив развития международных рынков, учет этого в производственно-сбытовой деятельности предприятия позволяют путем маневра ресурсами обеспечить наилучшие условия выхода на рынок при экспорте своей продукции и наибольшую эффективность импорта необходимых товаров. Прогноз сбыта — это та ось, вокруг которой вращается все планирование бизнеса. Главная задача — определить, что и в каком количестве предприятие может поставлять на мировой рынок.

На основе прогнозных расчетов планируются квоты продаж, оцениваются возможности своих территорий, определяется потребность в рабочей силе, распределяется сбытовой бюджет между рекламой, персоналом и продвижением товаров, определяются объемы закупок материальных ресурсов и решаются другие задачи.

В зарубежных странах  варианты прогноза ВЭД предприятия формируются с помощью методов экспертных оценок и формализованных методов. Выбор наиболее эффективного варианта прогноза осуществляется на основе расчетов эффективности.

Разработка надежных прогнозов требует соответствующего информационного обеспечения. Оно должно включать в себя комплекс исходных данных, необходимых для анализа и выработки решений, сформированных в информационные массивы. В зарубежных странах информация хранится в статистических и финансово-экономических банках данных. Широкое распространение получают полнотекстовые банки данных, содержащие отчеты об исследованиях, прогнозы и результаты обследований товарных рынков, конъюнктуры отдельных стран и фирм.

Определение эффективности, планирование и государственное  регулирование ВЭС

Прогнозирование создает предпосылки для составления  научно обоснованного плана ВЭС, обеспечивающего наиболее эффективное решение экономических задач страны. На основе много вариантных прогнозных расчетов должен осуществляться выбор оптимального варианта.

При разработке планов ВЭС на всех уровнях управления экономикой и принятии решений о  заключении международных договоров и контрактов на поставку продукции необходимо производить расчеты экономической эффективности.

Эффективность ВЭС характеризуется системой показателей. В масштабе страны она определяется как отношение экспорта и импорта к ВВП. Кроме того, эффективность ВЭС оценивается по размеру внешнеторгового сальдо страны и характеризуется структурой экспорта. Чем больше сырья и полуфабрикатов содержится в экспорте, тем ниже степень участия страны в международном разделении труда.

Рассчитываются  показатели народнохозяйственного  эффекта и бюджетной эффективности внешней торговли, экспорта и импорта основных товаров, товарных групп в разрезе отдельных стран. Расчеты производятся по объемам и валютной стоимости отдельных товаров.

Эффект  от внешней торговли определяется как разность между стоимостью импорта продукции во внутренних рублях и затратами на производство и реализацию экспортной продукции.

Эффективность внешней торговли рассчитывается путем соотношения затрат, связанных с импортом товаров, с затратами экспорта продукции.

Бюджетная эффективность  рассчитывается в виде соотношения стоимости экспортируемых и импортируемых товаров во внешнеторговых и внутренних ценах.

Эффект  производителей экспортной продукции Пэ рассчитывается по формуле

Если результат  окажется положительным и Эи > 1, то выгоднее использовать импортные товары.

Если предусматривается  импорт специальных машин и оборудования, производство которых в стране не освоено, экономический эффект от импорта такого оборудования определяется выручкой от выпуска продукции на этом оборудовании за вычетом издержек производства изделий.

При расчетах экономического эффекта от создания и внедрения новых машин, оборудования и материалов взамен закупки их за границей определяется разность между валютными затратами на оплату импортных машин, оборудования и материалов, переведенными во внутренние рубли, и затратами на их отечественное производство. Годовая величина экономического эффекта определяется в расчете на количество машин, оборудования и материалов, на которое реально сокращаются импортные закупки.

Для повышения  эффективности экспорта необходимо взаимодействие внутреннего хозяйственного механизма с механизмом ВЭС. Акцент должен делаться на развитие экспортного потенциала для изготовления товаров, издержки производства которых ниже, чем в других странах; повышение конкурентоспособности продукции; нахождение новых экспортных ниш для высокотехнологичной продукции.

На основе расчетов эффективности экспорта и импорта  делается вывод о целесообразности поставок продукции в ту или иную страну и импорта товаров.

При определении  планового объема поставок продукции на экспорт учитываются конъюнктура внешних рынков, конкурентоспособность продукции и спрос на нее, экспортные возможности отраслей, обязательства но договорным соглашениям, насыщенность внутреннего рынка.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей