Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:36, контрольная работа
Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства. Это целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. ВЭС являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны, обеспечивающей ее приобщение к мировой науке и технике, промышленности и культуре.
Среди важнейших
форм ВЭС следует выделить: внешнюю
торговлю; кредитные взаимоотношения;
научно-техническое
Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграционных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и имеют определенную договорно-правовую основу.
Межгосударственная экономическая интеграция представляет собой процесс сближения и взаимоприспособления отдельных национальных хозяйств на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда, взаимодействия и взаимопроникновения их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Сформировалось
два важнейших направления
Практическое
осуществление экономических
Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охватывает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров.
Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту).
Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
Реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки.
Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.
Реимпорт — ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке.
Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры.
Определяющей целью развития экспорта является совершенствование его структуры путем расширения ассортимента и улучшения качества продукции, совершенствования географической структуры и развития прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Достижение этих целей в современных условиях невозможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономические, организационные, правовые и другие условия для развития экспорта, а также оказывающего различные виды поддержки отечественным экспортерам.
Для осуществления регулирования ВЭС государство вырабатывает внешнеэкономическую политику.
Внешнеэкономическая политика представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Следовательно, внешнеэкономическая политика — это целенаправленная деятельность государства по определению режима регулирования ВЭС.
Во внешнеэкономической политике каждой страны есть широкий спектр направлений, отражающих национальные интересы и интересы других стран.
Среди первоочередных задач формирования внешнеэкономической политики следует выделить создание законодательной базы ВЭД и разработку практических методов ее реализации.
Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика.
Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет на внешних рынках должен отдаваться развитым странам, так как они обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода.
Целесообразно постоянное обновление структуры экспорта и продвижение от простой продукции к более сложной, трудоемкой и наукоемкой.
Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые невозможно или нецелесообразно производить в стране.
Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифное регулирование.
Политика стимулирования экспорта направлена на реализацию на внешних рынках товаров, по которым страна имеет сравнительные преимущества; стимулирование конкуренции отечественных предприятий с зарубежными; повышение масштабности отечественного производства конкурентоспособной продукции.
Стимулирование экспорта осуществляется практически всеми промышленно развитыми странами. Государства разрабатывают и осуществляют долгосрочные комплексные и целевые программы содействия предпринимателям в экспортной деятельности.
США, страны ЕС, Япония предоставляют предпринимателям льготные кредиты и субсидии, налоговые преференции, страхуют внешнеторговые операции, поддерживают благоприятный уровень валютного курса. Применяется ускоренная амортизация. Система государственного страхования, заключаемых предпринимателями внешнеторговых контрактов от риска охватывает 100 % политического риска (банкротства 278
контрактов, потери от инфляции, колебания валютного курса и т.п.).
Стимулирование
внешнеэкономической
Политика привлечения иностранных инвестиций призвана решать следующие задачи:
• использование
в стране передовой технологии и
опыта рыночного
• увеличение национального производства, в том числе производства продукции на экспорт;
• содействие структурной перестройке экономики, включая разумное импортозамещение;
• расширение масштабов отечественного накопления капитала.
Цель валютной политики — создание условий для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. Валютная политика может реализовываться различными методами и инструментами.
Среди административных методов различают: государственный контроль за валютными операциями; сосредоточение этих операций в уполномоченных банках; валютные ограничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капитала; ограничения на обмен валюты.
По мере расширения внешнеэкономических связей возникает потребность в новых инструментах для оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировом хозяйстве, содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важным для страны является вступление ее в международные организации.
Мировой опыт использования внешнеэкономических связей для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической политики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на импорт.
Первой модели следовали в конце XIX в. США, после Второй мировой войны — страны Запада, Япония, а за ними — новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны.
Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение импорта и достижение экспортно-импортной сбалансированности.
Наиболее полно
внешнеэкономические связи
Прогнозирование внешнеэкономических связей
Методологические аспекты прогнозирования ВЭС. Для
формирования адекватной рыночным условиям внешнеэкономической стратегии необходим тщательный анализ зарубежного опыта по прогнозированию, планированию и регулированию ВЭС.
Прогнозы внешнеэкономических связей должны занимать особое место в системе прогнозов социально-экономического развития страны.
Цель прогнозирования ВЭС — определение возможных форм и интенсивности участия страны в международном разделении труда и оценке экономических последствий ВЭС.
Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударственной специализации и кооперирования, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны: внешней торговли; кредитных взаимоотношений; научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами; межгосударственных связей в сфере услуг; валютно-финансовых операций.
Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются:
• совокупный объем внешнеторгового оборота;
• объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и по отдельным странам;
• спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках;
• динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза;
• внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу внешнеторгового оборота.
Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС. На их основе определяется экспортный потенциал в перспективе, выявляются изменения потребностей в импортной продукции, и формируется представление о будущем развитии экономики страны. Благодаря прогнозным расчетам становится возможным определение емкости внутренних и внешних рынков. Прогнозы используются для формирования наиболее эффективного механизма государственного регулирования ВЭС.
В процессе прогнозирования
разрабатывается несколько
Прогнозирование ВЭС может быть пассивным (инерционным) и активным (целевым). Пассивное прогнозирование полностью опирается на сложившиеся в прошлом закономерности развития, и на их основе определяются будущие тенденции и пропорции формирования производства и внешней торговли, кредитного сотрудничества и других форм ВЭС. При пассивном прогнозировании предполагается, что экономические, социальные и политические факторы, определяющие тенденции развития ВЭС страны, сохранят свое значение и в перспективе. Фактор инерционности имеет тем большее значение, чем короче прогнозируемый период. С удлинением горизонта прогноза снижается значение этого фактора, расширяется сфера свободного выбора направлений развития, проведения структурных изменений в производстве и ВЭС.
Информация о работе Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей