Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства.

Работа содержит 1 файл

контр. прогноз и план.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Плановый  объем импорта  товаров определяется также с учетом его эффективности и возможностей развития импортозамещающих производств. Направления и результаты внешнеэкономических связей отражаются в плановом платежном балансе, важным разделом которого является торговый баланс.

В планах внешней  торговли находят отражение объем, товарная и географическая структуры экспорта и импорта.

План экспорта и импорта товаров включает следующие  разделы: план экспорта (импорта) по странам; план поставки товаров для экспорта; план поставки товаров отраслям народного хозяйства из импортных поступлений; план поставки по экспорту и импорту в счет обязательств по договорным соглашениям. Предприятиям устанавливается государственный заказ на поставки продукции на экспорт (по соглашениям). В планах выделяются поставки по экспорту и импорту по странам ближнего и дальнего зарубежья.

На микроуровне, исходя из прогнозных расчетов эффективности экспорта и импорта, с учетом спроса на продукцию на внешних рынках формируется программа развития производства и внешнеэкономических связей, которая в последующем детализируется в планах предприятия, договорах и соглашениях. На основе планов предприятий по экспорту и импорту продукции формируется план совокупного экспорта и импорта страны на определенный период.

Государство путем  разработки системы мер воздействует на ВЭС с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Оно призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по обеспечению сбалансированности экспорта и импорта, привлечению иностранных инвестиций, регулировать операции с иностранными валютами и решать другие важные проблемы ВЭС.

Поскольку главным  направлением ВЭС является внешняя  торговля, рассмотрим меры, применяемые для ее регулирования в зарубежных странах.

В современном  мире меры регулирования внешней  торговли обычно подразделяются на следующие виды:

  • тарифные меры. Импортный таможенный тариф является центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭС. В развитых странах экспортные пошлины в основном не применяются, а в США запрещены законодательно;
  • паратарифные меры. К их числу относятся прочие платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров, различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые споры. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но оказывают на нее существенное влияние;
  • меры контроля за ценами. Главная цель — защита интересов национальных производителей. Система мер включает антидемпинговую политику, предусматривающую борьбу с занижением цен экспортного товара, компенсационные меры, например против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут применяться скользящие импортные сборы с тем, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня;
  • финансовые меры. Могут вводиться особые правила совершения валютных операций;
  • квотирование. Установление количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз товаров;
  • лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установленный документ (лицензию). Таким образом, осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами;
  • государственная монополия. Государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами;
  • технические барьеры. Они включают контроль импорта с целью определения его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества.

Квотирование  и лицензирование во внешней торговле может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасность, окружающая среда, культурное достояние и тд.), и защиту национального рынка от дезорганизации импорта и экспорта.

Импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранного товара, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты в отличие от импортного тарифа позволяет точно ограничивать объем импорта.

Экспортные квоты  используются в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Число квотированных товаров по мере приближения цен к мировым снижается.

Право на вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено экспортной лицензией. Кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров: товаров и технологий военного и двойного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.

Лицензия  — это разрешение на вывоз или ввоз указанного в ней товара в установленный срок. Отгрузка товаров для экспорта осуществляется после оформления экспортной лицензии. Лицензия оформляется только на один вид товаров. Если в контракт включено несколько видов лицензируемых товаров, на каждый из них необходимо получить отдельную лицензию.

Рассмотрим особенности  государственного регулирования ВЭС  в отдельных странах.

В США отсутствует  государственная монополия на внешнюю торговлю. В то же время государство регулирует посредством законов различные аспекты торгово-экономической деятельности. Конституция США относит регулирование торговли с иностранными государствами к ведению конгресса США. Без его согласия ни один штат не может вводить налоги на импорт или экспорт или заключать какое-либо соглашение или договор с иностранным государством.

Штаты могут: создавать  дополнительные стимулы для привлечения иностранных инвестиций путем сокращения или отмены некоторых местных налогов; участвовать в создании и разработке режима зон внешней торговли, создаваемых на их территории; содействовать финансированию экспорта с их территории.

Государственное регулирование экспорта США включает:

• разработку и  реализацию мероприятий, обеспечивающих спрос на товары отечественного производства и их свободный доступ на иностранные рынки (выставки, каталоги, программы "сваха");

• меры, направленные на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (снижение налогов, развитие стимулов для накопления и инвестиций, предоставление права фирмам на ускоренную амортизацию и др.);

• субсидии, финансирование НИОКР.

В Канаде роль государственного регулирования в области производства и экспорта продукции сельского  хозяйства, на долю которой приходится около 10 % всех экспортных поставок страны, весьма значительна.

Активное участие  в содействии развитию ВЭД канадских  компаний принимает Министерство иностранных  дел и международной торговли. Оно способствует развитию экспорта, продвижению канадских товаров и защите экономических и коммерческих интересов Канады на международном рынке через систему представительств, действующих в настоящее время в 67 странах.

Министерство  осуществляет выбор направлений  ВЭД, планирование, организацию и координацию деятельности в области международных, политических и экономических отношений.

В Индии экспортно-импортное  регулирование регламентируется централизованно в рамках всей страны на основе разрабатываемой правительством экспортно-импортной политики.

Для внешнеторгового регулирования используются как тарифные, так и нетарифные методы: регистрация участников ВЭС; выборочное лицензирование внешнеторговых сделок; валютный и таможенный контроль; контроль за импортом технологий, машин и оборудования; инвестиционный контроль и внешнеторговые пошлины и сборы.

Вся система  внешнеторгового регулирования  в Индии разрабатывается исключительно на общегосударственном уровне. Основные правила и положения экспортно-импортного регулирования и валютного контроля подлежат обязательному исполнению на региональном уровне.

Наиболее важным средством регулирования внешнеэкономических операций в Германии является выдача разрешений на их совершение. Исключительная компетенция по основным направлениям внешней торговли закреплена за федеральными ведомствами: в области оборота капиталов и платежей, операций с иностранными материальными ценностями и золотом — за Немецким федеральным банком; в сфере движения капиталов — за федеральным Министерством финансов; в области оборота товаров и услуг — за федеральными ведомствами экономики, продовольствия и лесного хозяйства; в сфере оборота товаров и услуг в случаях, имеющих значение для внешней и внутренней безопасности Германии, — за федеральным ведомством по экспорту; в отношении услуг в сфере транспорта — за федеральным Министерством транспорта.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Тайвань) основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Правительства стран стимулируют исследования и технические разработки посредством льгот и ускоренной амортизации. Особая значимость придается поддержке государством фирм, добивающихся успехов на внешних рынках. Налоговые льготы предприятиям, выпускающим новую продукцию и доставляющим ее на экспорт, например, в Японии, могут достигать 50 %. Дополнительно могут применяться и специальные льготы, субсидии, льготное кредитование. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20 %-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Заслуживает внимания тайваньский опыт экспортно ориентированного налогового стимулирования производителей: при реализации продукции внутри страны взимаются все 12 видов налогов, а при экспорте — только один — от прибыли со ставкой всего лишь 10 %. Эта политика позволила вырастить в странах данного региона настоящих внешнеторговых "драконов" и осуществить широчайшую экспансию на внешние рынки. 

     Задания задачи

     Решение задачи предполагает выполнение 10 заданий, которые необходимо выполнять в  той последовательности, в какой  они указаны в методических указаниях.

     Задание 1. Составить план сбыта продукции на предстоящий год (с разбивкой по кварталам).

     План  продаж в денежном выражении служит основой для составления всех остальных видов смет (таблица 1). План продаж включает информацию:

     - о предполагаемых объемах реализации  товара (исходные данные к задаче);

     - об ожидаемой цене единицы  товара (исходные данные к задаче).

     План  продаж также  включает график ожидаемых  поступлений на инкассо от продаж в кредит, что дальнейшем будет  необходимо для составления кассового  плана. График ожидаемых денежных поступления рассчитывается исходя из следующих условий:

     - весь остаток по счетам за  прошлый год (исходные данные  к задаче) предполагается взыскать  в первом квартале;

     - для четных вариантов – 60% от  объема реализации оплачивается  в квартале продажи, 38% от объема реализации оплачивается в квартале, следующим за кварталом продажи,   2% от объема реализации списываются как безнадежные долги;

     - для нечетных вариантов – 70%, 28% и 2% соответственно.

Таблица 1- План сбыта на 200___ год

Показатели Квартал Итого

за год

1 2 3 4
Ожидаемый объем продаж,ед. 845 878 775 790 3288
Продажная цена, руб. 82 82 82 82 82
Общая стоимость продаж, руб. 69290 71996 63550 64780 269616
График  ожидаемых поступлений на инкассо
Счета к получению на 31.12.200___ г. 4000        ----        ----        ---- 4000
Объем продаж в 1 квартале, руб. 41574 26330,02        ----        ---- 67904,2
Объем продаж в 2 квартале, руб.       ---- 43197,6 27358,48        ---- 70556,08
Объем продаж в 3 квартале, руб.       ----        ---- 38130 24149 62279
Объем продаж в 4 квартале, руб.       ----        ----        ---- 38868 38868
Итого поступлений на

инкассо, руб.

45574 69527,8 65488,48 63017 243607,28

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей