Проблемы и особенности функционирования рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей ценообразования на факторы производства в современных условиях. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Факторы производства и факторные доходы.
2.Ценообразование на рынке факторов производства.
3. Проблемы и особенности функционирования рынков факторов производства в Российской экономике.

Содержание

Введение 2
1.Факторы производства и факторные доходы 4
2.Ценообразование на рынке факторов производства 12
2.1 Спрос и предложение на рынке факторов производства. Равновесие фирмы на рынке факторов производства 18
2.2 Особенности ценообразования на рынке труда 26
2.3 Особенности ценообразования на рынке капитала 30
2.4 Особенности ценообразования на рынке земли 36
3. Проблемы и особенности функционирования рынков 39
производства в современной Российской экономике 39
Заключение 44
Список используемой литературы. 45

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика готова.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

     3. Первичные факторы производства  являются объектами длительного  пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого каждый фактор имеет две цены: прокатную и капитальную.

     Прокатная цена фактора представляет собой  сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора  в течение определенного периода времени.

     Капитальная цена фактора — сегодняшняя ценность услуг фактора за весь срок его  службы.

     От  цен факторов производства зависят  размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования  факторов производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен первичных факторов производства проявляется, в частности, в том, что каждая из них имеет свое название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента.[8]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Спрос и предложение на рынке  факторов производства. Равновесие  фирмы на рынке факторов производства 

     Рынки факторов производства - это сферы  товарного оборота таких важнейших  групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы. Перечисленными группами рынки факторов производства не исчерпываются.

     Говоря  о спросе на рынке факторов производства, стоит заметить, что в отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, то есть продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, то есть товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства (рис.1)

     

Рисунок 1. Изменение спроса и объема спроса.

     P-цена

     Q- объем спроса

     D- кривая спроса

       Спрос на факторы производства  предъявляют лишь предприниматели, то есть та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться взависимости от:

     - уровня доходов фирмы и спроса  на выпускаемую ею продукцию; 
- возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

     - наличия рынков взаимозаменяемых  и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

     - стремления к новациям и т.д.

     На  конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием, как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода.[9]

  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2), (рис.2).

     Рис.2 Изменение предложения и объема предложения.

     Предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в частности рынка предложения любого фактора производства.

     На  рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Первопричиной здесь также выступает закон ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. Так, например, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое экономическое благо. Практически невозобновляемы во времени и ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе искусственные виды сырья и материалов. Количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.

     Факторы производства в известном смысле взаимозаменяемы. Фирма может использовать различные комбинации факторов производства. Каким же принципом нужно руководствоваться?

     Критерий  отбора комбинирования факторов производства — наименьшие издержки производства,

     Практически задача выбора наилучшего сочетания  факторов производства решается путем  сравнения:

     а)         рыночной цены фактора производства;

     б)         предельного, дополнительного продукта, который производится с помощью дополнительной единицы этого фактора производства.

     Предельный  продукт фактора производства —  это прирост физического объема продукта при том, что затраченный на его производство дополнительный фактор производства возрос на какую-то минимальную величину (одну единицу).

     Почему  для сравнения берется не весь произведенный продукт, а только его прирост (предельный продукт)? Это  связано с тем, что для определения  стратегии и тактики поседения  фирмы на рынке факторов производства важно знать изменяющуюся часть (прирост) продукта, а также за счет чего этот прирост можно обеспечивать, на чем можно сэкономить деньги.

     Тем самым сравнение величины предельных продуктов, полученных от использования  дополнительных единиц различных факторов производства, позволяет предпринимателям добиваться оптимальной организации производства. Если один фактор дороже, его заменяют другим, происходит как бы конкуренция между дополнительными факторами производства за предельный продукт.

     В результате такой конкуренции образуется равновесие факторов производства, т. е. их более или менее устойчивое сочетание.

     Процесс замещения одного фактора другим прекращается по достижении состояния  равновесия, когда на 1 рубль любого фактора производства получается равный предельный продукт и равный доход после его продажи.

     Любое предприятие (фирма) на рынке выступает  в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда и капитала).

     Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования  экономических ресурсов в производственном процессе.

     Как продавец своей продукции фирма  выходит нгрынок товаров; как  покупатель ресурсов — на рынок  факторов производства. Каковы поведенческие  особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения — продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.

     На  рынке факторов производства предприятия  выступают как носители спроса и  стратегии покупки необходимых ресурсов как можно дешевле. Поведение фирмы как покупателя в целом описывается уже известным законом спроса; больше покупок ресурсов по более низким ценам.

     Купив факторы производства, и организовав процесс изготовления товара, предприниматель впоследствии получит доход от продажи готовых изделий. Доход этот распределяется в определенной зависимости от того, сколько и каких факторов использовано. Величина заработной платы зависит от количества вложенного труда (рабочей силы); рента — от величины стоимости используемого земельного участка; процент и прибыль — от величины приведенного в действие капитала.[13]

     Именно  производство (величина издержек производства) определяет и структуру покупок  факторов производства 

     Можно нанять пять рабочих или на ту же сумму купить один станок. Что более выгодно для предприятия? На этот вопрос можно ответить, только сравнивая затраченные издержки с полученным результатом.

     Факторы производства в известном смысле взаимозаменяемы. Фирма может использовать различные комбинации факторов производства. Каким же принципом нужно руководствоваться?

     Критерий  отбора комбинирования факторов производства наименьшие издержки производства.

     Практически задача выбора наилучшего сочетания  факторов производства решается путем  сравнения:

     а)         рыночной цены фактора производства;

     б)         предельного, дополнительного продукта, который производится с помощью дополнительной единицы этого фактора пpoизводства.

     Предельный  продукт фактора производства —  это прирост физического объема продукта при том, что затраченный на его производство дополнительный фактор производства возрос на какую-то минимальную величину (одну единицу).

Информация о работе Проблемы и особенности функционирования рынков