Проблемы и особенности функционирования рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей ценообразования на факторы производства в современных условиях. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Факторы производства и факторные доходы.
2.Ценообразование на рынке факторов производства.
3. Проблемы и особенности функционирования рынков факторов производства в Российской экономике.

Содержание

Введение 2
1.Факторы производства и факторные доходы 4
2.Ценообразование на рынке факторов производства 12
2.1 Спрос и предложение на рынке факторов производства. Равновесие фирмы на рынке факторов производства 18
2.2 Особенности ценообразования на рынке труда 26
2.3 Особенности ценообразования на рынке капитала 30
2.4 Особенности ценообразования на рынке земли 36
3. Проблемы и особенности функционирования рынков 39
производства в современной Российской экономике 39
Заключение 44
Список используемой литературы. 45

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика готова.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

     Различие  между приведенными группами помогает не только проанализировать данное состояние  системы, а точнее ее конкурентоспособность, но и сделать прогноз на будущее. По мере развития НТП значение основных факторов падает, а значит и факторный  доход на них невысок. В современных условиях все большей степени возрастатет роль развитых факторов. Автоматизация производства резко снижает спрос на малоквалифицированную рабочую силу, а появление новых материалов ослабляет зависимость фирмы от сырьевых рынков. Обилие и дешевизна часто приводит к неэффективному их использованию. А отсутствие некоторых основных производственных факторов заставляет производителей осуществлять значительные вложения в преодоление этого препятствия. В настоящее время выгодное географическое положение также не может выступать важным фактором конкурентоспособности. Это же относится и к климатическим условиям.[2]

     Факторные доходы.

     Факторы производства являются чьей-либо собственностью, которая предполагает присвоение факторных  доходов. Их получают предприятия и домашние хозяйства, государство и общество в целом. За пользование факторами производства взимается арендная плата, размет которой, сроки и другие условия платежа предусматриваются в договоре. Земля предполагает доход в виде ренты и арендной платы, труд – заработной платы и жалованья, капитал – процента и дивиденда. Доля каждого владельца определяется тем количеством факторов, которые ему принадлежат, а различия в доходах от распределения собственности и доходности каждого фактора. В зависимости от того, измеряется ли факторный доход в деньгах и по текущим ценам или же его покупательной способности, он называется номинальным или реальным доходом.[11]

     Марксистская  политэкономия фактически различает  два вида дохода: доход, необходимый для воспроизводства рабочей силы, и прибавочную стоимость как результат эксплуатаций наемного труда. Экономисты – классики типы доходов различают в зависимости от факторов производства. Заработная плата, жалованье – это цена услуг, оказываемой производству рабочей силой. Она выступает как доход наемного работника. Рента или арендная плата являются ценой услуг земли и присваивается ее собственникам. Процент или дивиденд в качестве цены услуг капитала становится доходом капиталиста. Доход мелких товаропроизводителей строится на двух факторах: личном труде и капитале, т.е. на заработной плате и проценте. Получателями факторных доходов являются наемные работники, землевладельцы и капиталисты. Что же касается прибыли, то ее возникновение связано с осуществлением предпринимательской деятельности и она не может выступать доходом услуг отдельного фактора. Это плата за услуги всей совокупности факторов.[3]

     Для отдельной фирмы факторный доход  является элементом издержек производства. На микроуровне не пользуется понятие «валовой доход», который равен всей выручке от реализации продукций, работ, услуг (объем продаж) в течение определенного периода времени, и «предельный доход», представляющий собой увеличение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукций. Подобное деление имеет значение в связи с действием закона убывающей доходности. Это закон гласит, что дополнительное привлечение одного фактора при неизменном количестве других факторов уменьшают валовой объем дополнительной продукций. При одновременном увеличении всех факторов производства увеличивается выпуск продукции и валовой доход фирмы. Происходит рост доходности на основе увеличения масштаба производства, поскольку углубляется специализация производственных операций и повышается производительность труда и капитала. При насыщений рынка увеличение предложения приводит ведет к уменьшению рыночной цены и сокращению дохода.[4]

     Доходность  факторов связана со степенью их мобильности, т.е. проявляется в способности  перемещаться. А это зависит от функционального назначения факторов. Мобильность может быть высокой и низкой. Самой низкой мобильностью обладает базисные факторы. Некоторые из них вообще невозможно переместить из одной территорий в другую (земля, климат и др). Обычно эти факторы имеют ограниченные сферы применения. Даже в рамках группы однородных факторов существуют значительные различия мобильности. К примеру, капитал более мобилен и находится в лучшем положении, чем труд, а последний обладает определенным преимуществом по отношению к земле. Со своей стороны положение финансового капитала, предпочтительнее, чем промышленного, поскольку степень мобильности у них разная. Компании, осуществляющие портфельные инвестиций, обладают большей свободой выбора, чем фирмы, у которых велика доля прямых инвестиций.[3] 
 
 
 
 
 
 

2.Ценообразование  на рынке факторов производства 

     Проблема  ценообразования на факторы производства по-разному трактуется различными экономическими школами. Рассмотрим, например, ценообразование на факторы производства по А.Смиту. Методология и логика подходов к анализу проблем ценообразования на факторы производства содержится в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" А.Смита. Исходной предпосылкой выступает деление первичных экономических ресурсов на такие факторы производства, как труд, земля и капитал.Любой предмет конечного потребления людей это товар,цена которого определяется затратами труда на его производство, выраженными в рабочем времени, мастерстве и таланте работника. При обмене готового товара на деньги, труд или другие продукты, отмечает А.Смит, помимо оплаты цены материален и заработной платы работников, должна быть учтена еще некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле.

     Таким образом, согласно А.Смиту, цена каждого  товара конечного потребления людей прежде всего сводится к трем составным частям затрат: труда, капитала и земли. Если какой либо товар конечного потребления нуждается в более глубокой обработке, то большей становится та часть цены, которая приходится на заработную плату и промышленную прибыль, сравнительно с той частью, которая приходится на земельную ренту. Обрабатывающая промышленность увеличивает последовательный ряд прибылей, и каждая последующая из них становится больше предыдущей, соответствуя размерам привлекаемого капитала.[16]

     Первый  вывод из сказанного заключается  в том, что ценообразование на факторы производства, в частности  первичные ресурсы, такие как  труд, земля и капитал, определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов. Именно этой особенностью объясняется производный характер спроса фирм на факторы производства, зависимость цен на все виды ресурсов от цен на потребительские товары. Второй вывод: ценообразование на факторы производства следует связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами. Любой человек получает свой доход от одного из перечисленных, принадлежащих ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли.

       Существует группа ценообразующих факторов – особенности рынков, формирующих цену. Какова будет цена на конкретном рынке при заданных отраслевых функциях спроса и предложения, нельзя определить, если неизвестна структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение. Рыночная цена на факторы производства, как и на блага, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения.

     Однако  ценообразование на факторы имеет  ряд существенных особенностей, которые  обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса. Если предложение потребительских благ поступает от фирм, а спрос на них предъявляют потребители, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время, как на рынках благ, наоборот, спрос был связан с максимизацией полезности, а предложение – с максимизацией прибыли. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков благ.

     Установление  цены товара является следующим важным решением, принимаемым предприятием, после производства товара. Предприятию  следует установить такую цену товара, от продажи которого оно может получить максимально возможную прибыль.

В основе формирования цены товара лежит его  себестоимость, то есть издержки, затраченные  на производство и реализацию этого  товара.

В зависимости  от стадии товародвижения, на которой находится товар, выделяют три вида цен:

  1. Отпускные цены предприятия - это та цена, по которой предприятие-изготовитель выпускает товар. Она включает в себя себестоимость и прибыль предприятия.
  2. Оптовая цена торговли это цена, включающая в себя наценку, помимо себестоимости и прибыли предприятия.
  3. Розничная цена, по которой товар предлагается потребителю. Она является завершающей ценой процесса ценообразования. Помимо оптовой цены, розничная цена включает в себя торговую наценку, обеспечивающую прибыль продавца.

Таким образом, цена складывается из себестоимости  и прибыли. Процесс ценообразования  состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление внешних по отношению к предприятию факторов, влияющих на цены.
  2. Постановка целей ценообразования.
  3. Выбор метода ценообразования.
  4. Разработка ценовой стратегии.
  5. Рыночная корректировка цен.
  6. Страхование ценообразования от неблагоприятных внешних воздействий.

Основными факторами, влияющими на цены, являются: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения (поставщики товаров, энергии и т.п.), государство.[6]

     Также цена товара формируется в зависимости  от целей, которые стремится достичь  предприятие. Целями могут быть: сбыт (подразумевает низкий уровень цен  и носит долгосрочный характер), текущая прибыль (уровень цен высокий, характер цели краткосрочный), выживаемость (уровень цен крайне низкий, краткосрочный период), качество (высокий уровень цен, долгосрочный характер цели).

После установления цели, предприятие выбирает метод ценообразования. Выделяют пять методов установления цен:

  1. Затратный. В основе формирования цены лежат издержки производства, к которым прибавляется процент прибыли предприятия.
  2. Агрегатный. Цена по этому методу определяется суммированием цен на отдельные составные части товара. Этот метод применяется для товаров, состоящих из наборов отдельных изделий, например мебельный гарнитур, кофейный сервиз, для товаров, состоящих из отдельных узлов, например, светильники, кухонные комбайны, часы.
  3. Параметрический. В основе этого метода лежит соотношение качественных параметров изделия, на основе чего определяется цена товара.
  4. Метод текущих цен. Используется для товаров массового потребления, пользующихся спросом.
  5. Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод используется предприятием для достижения определенной конкретной величины прибыли. Исходя из этой величины, определяется цена товара.

     Под стратегией ценообразования понимают выбор коммерческим предприятием возможной  динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка наилучшим образом соответствующей целям предприятия в области ценообразования.

     После установления цены товара и определения  направления ее изменения необходимо скорректировать цену с учетом влияния  рынка.

Цена  товара определяется договором купли-продажи. Но чтобы избежать неблагоприятных последствий в результате возможного изменения ситуации на рынке, в договоре необходимо указать "оговорки": о возможности повышения или понижения расходов, от колебания рыночной цены.

     Проблема  ценообразования на факторы производства является весьма важной, что объясняется  следующим:

     • цены на ресурсы — основной фактор, влияющий на денежные доходы их владельцев (заработную плату, процент, ренту);

     • цены на ресурсы опосредуют их распределение между различными отраслями и фирмами;

     • от цен на ресурсы зависят издержки производства фирмы-покупателя, которая, стремясь к максимизации прибыли, постарается  сократить свои издержки;

     • в прямой зависимости от цен на ресурсы находится распределение богатства в обществе между наемными работниками, владельцами земли, собственниками капитала, предпринимателями.

     Рыночная  цена на факторы производства также  образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако ценообразование  на факторы производства имеет ряд существенных особенностей.

     1. Если предложения товаров и  услуг поступают от фирм, а  спрос на них предъявляют домашние  хозяйства, то первичные факторы  производства (труд, землю, капитал)  предлагают домашние хозяйства,  являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации полезности, а индивидуальный спрос — из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках — наоборот.

     2. Для фирмы полезность фактора  состоит в приращении прибыли,  вызванном его использованием. Поскольку  прибыль реализуется на рынке  благ, то полезность фактора, а  следовательно, и спрос на него, зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на блага.

Информация о работе Проблемы и особенности функционирования рынков