Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА
ТОВАРОВ И УСЛУГ. 5
Понятие рынка товаров и услуг. 5
Рыночный механизм потребительского рынка. 16
Равновесие реального рынка: модель IS. 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
РЕАЛЬНОГО РЫНКА РТ. 27
2.1. Динамика поведенческих коэффициентов в РТ 27
2.2. Анализ инвестиционной активности в РТ 31
2.3. Построение модели равновесного состояния реального
рынка РТ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА
ТОВАРОВ И УСЛУГ. 5
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
РЕАЛЬНОГО РЫНКА РТ. 27
2.1. Динамика поведенческих коэффициентов в РТ 27
2.2. Анализ инвестиционной активности в РТ 31
2.3. Построение модели равновесного состояния реального
рынка РТ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ВВЕДЕНИЕ
В условиях трансформационной
экономики Республики Таджикистан,
всё больше ориентируется на социально-экономические
преобразования, аспекты, которые напрямую
зависят не только от характера воспроизводства,
но и от наличия и условий развития
рыночной атрибутов. На этапе трансформации,
когда рыночные отношения узаконились
и действуют умеренно, возникает
потребность в различных
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие.
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие товары и услуги для личного потребления.
В данной работе будут рассмотрены равновесие реального рынка с помощью кривой IS.
Кривая IS (инвестиции-сбережения) описывает равновесие товарного рынка и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента R и уровнем дохода Y, которые возникают на рынке товаров и услуг.
Таким образом объектом исследования является современное состояние реального рынка Республики Таджикистан.
В исследовании было анализировано значение теоретических моделей макроэкономического равновесия, которое позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных.
И так, в условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ
1.1. Понятие рынка товаров и услуг
Рынок – это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Спрос покупателя на товар реализуется через рынок. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд приобретают признание у потребителей.
Деятельность предприятия направлена прежде всего на удовлетворение потребностей целевого потребителя (сегмента рынка). Предприятие, стремящееся увеличить свою долю рынка, может сделать это либо за счет потребителей конкурента, убеждая их в превосходстве своего товара (настоящем или мнимом), либо привлекая относительных «непотребителей» и формируя у них потребность в своем товаре.
По соотношению спроса и предложения выделяют рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца – это такой тип рынка, на котором спрос на товар превосходит его предложение. Продавцы имеют большую власть, но более активным деятелем рынка является покупатель. Характерные черты такого рынка:
- наличие дефицита;
- недостаточное качество товара;
- высокие цены.
Рынок покупателя – это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже его предложения. Покупатели здесь имеют большую власть, но более активным деятелем рынка является продавец. Характерные черты такого рынка:
- отсутствие дефицита;
- удовлетворительное качество товара;
- тенденция к снижению цен.
Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепций коммерции.
Товарные рынки, на которых действует предприятие, можно оценивать с точки зрения их привлекательности и преимуществ для предприятия.
Как любое сложное явление,
рынок может рассматриваться
с самых различных точек
Соотношение спроса и предложения – это конъюнктура рынка. Ее анализ обусловливает меры, направленные на сбалансирование спроса и предложения, удовлетворение потребностей покупателей. Предельная величина спроса на товар, реализуемый на рынке, называется емкостью рынка. Она обусловлена потребностями потенциальных покупателей и их покупательной способностью, зависящей прежде всего от цены. Цена балансирует спрос и предложение и определяет относительно эквивалентный обмен между контрагентами рынка.
Спрос, предложение, цена, конъюнктура, емкость рынка являются основными понятиями рыночных отношений. Среди рыночных отношений особое место занимают торговые отношения, то есть отношения, связанные непосредственно с актами купли-продажи товаров. По самому факту покупки-продажи товара можно сделать немало выводов: охарактеризовать товар, его качество, цену, место и время производства и покупки, определить срок реализации и т.д. Но важно знать, что именно обусловило или обусловит сам факт производства и покупки, какие причины вызвали появление потребности в том или ином конкретном товаре, и какие условия способствовали и будут способствовать удовлетворению потребности в нем; как будет видоизменяться эта потребность в связи с изменением тех или иных условий. Совокупность этих условий формирует рынок, его структуру, предложение товаров и спрос на них, отношения участников рынка. Эти условия различны по своей природе, характеру, степени проявления и воздействия на предложение и спрос, на другие показатели рынка. Для изучения степени влияния отдельных факторов на рыночные явления всю систему факторов подразделяют на группы. По природе возникновения они классифицируются на:
1) социальные: характер общественного
производства, социальная структура
общества, духовные и моральные
ценности, формы распределения
2) экономические: уровень
развития производства, денежные
и совокупные доходы населения
и различных его групп;
3) политические: внешняя
и внутренняя социальная и
правовая политика государства,
4) демографические: численность
населения, соотношение между
городским и сельским
5) психологические: типология
и особенности групп
6) природно-климатические: климат, рельеф местности, наличие водоемов, флора и фауна.
Изучая рынок, факторы классифицируют по степени воздействия на спрос и предложение, а затем выявляют главные, ведущие. По степени воздействия на спрос факторы можно подразделить на следующие группы:
1) непосредственно влияющие на рынок и прежде всего спрос. Степень их влияния может быть выражена при сопоставлении данных об изменениях спроса и силы проявления самих факторов (экономические);
2) влияющие на спрос
опосредованно, то есть через
другие факторы. Их
3) факторы, оказывающие
влияние на рынок по истечении
достаточно продолжительного
Такая классификация приемлема лишь при анализе влияния факторов на спрос по конкретным товарам, поскольку один и тот же фактор по-разному обусловливает формирование спроса на различные товары. Правда, есть группа факторов, которые оказывают заметное влияние на спрос по большинству товаров, например, численность населения, уровень развития производства, уровень и соотношение цен. Их обычно называют общими в отличие от частных, которые влияют на спрос на конкретные товары. Однако в «чистом» виде частных факторов не существует, так как, вызывая изменение спроса на рынке одних товаров, тот или иной фактор тем самым вызывает изменение спроса на рынке других товаров.
Из экономических факторов по силе воздействия можно выделить особую группу, это система налогов, тарифов и льгот, а также имущественные отношения, то есть отношения собственности. При увеличении ставок налога объем налоговых поступлений в бюджет вначале возрастает до определенной максимальной величины, а затем начинает снижаться. Эта зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога обусловлена рядом причин. Прежде всего тем, что производство товаров при чрезмерных ставках налога становится невыгодным, и оно сокращается, одновременно уменьшается налоговая база, и сужается рынок.
Относительно имущественных
отношений – отношений
Факторы, определяющие развитие рынка, можно также разделить по возможности оценить их воздействие на спрос. Влияние одних факторов можно оценить количественно (денежные доходы, численность населения и т.п.), тогда как других – нельзя (изменение вкусов, традиций и т.п.).
В процессе развития рынка роль различных факторов постоянно меняется, изменяется и степень их влияния на спрос. Для прогнозирования развития рынка недостаточно однажды выявить, оценить или измерить взаимосвязи рынка. Поэтому система постоянно обновляющейся информации как форма отражения реальных процессов в общественном обмене веществ, экономико-математические модели прогнозирования, электронно-вычислительная техника приобретают решающее значение для анализа и слежения за развитием процессов на рынке.
Законы рынка и механизмы их проявления. Различают три основных закона рынка. Во-первых, закон соответствия спроса и предложения, который гласит, что спрос есть в то же время предложение, предложение есть в то же время спрос, объективно обусловливающие во времени и пространстве соответствие стоимостных и натурально-вещественных форм трудовой деятельности. Действительно. Спрос сводится к предложению (С ® П), предложение сводится к спросу (П ® С) или в совокупности к С & П. Рассматривая акт купли-продажи в качестве экономического явления, прежде всего следует иметь в виду, что тот, кто предъявляет спрос на некоторый товар как потребительную стоимость (полезность), одновременно предлагает его соответствующий эквивалент, т.е. некоторую стоимость (деньги). Одновременно тот, кто производит и предлагает на рынке некоторый товар как потребительную стоимость, наряду с этим испрашивает его эквивалент – некоторую стоимость (деньги). Закон соответствия спроса и предложения раскрывает сущность процессов обмена. В акте купли-продажи спрос и предложение проявляют свое единство, и снимаются их противоположные моменты, рожденные в процессе трудовой деятельности участников рынка. Тем самым подтверждается необходимость и целесообразность всего процесса воспроизводства товаров. На практике данный закон обусловливает равноправие сторон – участников рыночных отношений, их стремление добиться равного, эквивалентного обмена стоимости продуктов своего труда.
Информация о работе Особенности функционирования реального рынка