Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

         В связи с переходом  к рыночной экономике в корне  меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий.

         Приспособление предприятий  к рыночным условиям требует как  изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной  перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределение прав, полномочий и ответственности.

         В переходной экономике  на первый план вышла проблема  поиска платёжеспособного покупателя и  реализации продукции в максимально  сжатые сроки, определение роли оптовых  посредников в организации сбыта.

          Реформирование предприятий с целью приспособления к рынку должно начинаться с перехода к таким видам деятельности, как стратегическое планирование, изучение сложившихся на рынке цен, потенциальной ёмкости и насыщение рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление анализ издержек предприятия, их структуры и динамики.

             Каждое предприятие должно разработать  и последовательно реализовывать  программу мероприятий по реструктуризации к новым условиям хозяйствования. При этом важна последовательность в осуществлении указанной программы. В условиях пост приватизированного периода основные усилия направляются на выживание предприятия, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива. За этим следует освоение новых '' правил игры '', новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде.

            Конечным результатом должно  стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого нововведенческого конвейера. Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в- третьих, на повышение качественных характеристик продукции при снижении цен на неё.

         Огромные трудности  российских предприятий в адаптации  к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактором. Многие проблемы обусловлены макроэкономической ситуацией. Но в ряде случаев источник проблем кроется в самих предприятиях, причём заметную роль играет низкая дифференциация их продукции. В производственном (реальном) секторе экономики – это вообще преобладающая ситуация.

         Из двух основных методов конкуренции ценовой  и неценовой – наши предприятия  на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них, в ценовую конкуренцию.

         Предприятия, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низкой, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а цена падает ниже издержек, то появляются убытки. При этом отечественным предприятиям  часто приходится компенсировать за счёт заниженных цен ещё и отставание по качеству продукции. 

         При неценовой конкуренции  предприятия стараются привлечь покупателя повышением потребительской  ценности товара. Этого можно достичь  очень многими способами: лучшим приспособлением его к нуждам конкурентной группы потребителей, улучшение качества продукции, активизацией рекламы, улучшением сервиса и т.д.

         Дифференциация продукта - мощный способ адаптации к рыночным условиям, применимая даже в самых  тяжёлых случаях промышленности страны.

          С1995 по 1998 годы  у нас в стране проводилась  государственная политика, которая  получила название '' финансовая  стабилизация''.

          Основная идея  этой экономической реформы состояла  в обеспечении экономического  роста ВВП, и национального  производства за счёт снижения инфляции, стабилизации цен, укрепления национальной валюты путём поддержания искусственного дефицита рублевой массы, изменение механизма финансирования бюджетного дефицита, усиление фискальной налоговой политики, снижение  банковских кредитных ставок.

             Переход к финансированию бюджетного  дефицита путём размещения государственных  ценных бумаг, часто рассматривают  как не инфляционный способ  мобилизации необходимых государству  финансовых ресурсов.

Увеличение  налоговых поступлений в бюджет по замыслу разработчиков антикризисной программы позволяли сбалансировать бюджет и тем самым ослабить инфляционный потенциал.

             Налоги - это не только инструмент  мобилизации доходов бюджетов  в государство. Они ещё и  один из важнейших регуляторов воспроизводственного процесса, оказывающих влияние на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Резкое увеличение налоговой нагрузки ведёт к ослаблению деловой активности, включению налогов в цены и их росту.

         Снижение инфляции монетарными методами, путём искусственного ограничения денежной массы, ужесточение денежной политики, создаёт ложные стоимостные ориентиры в развитии экономики, деформирует процессы ценообразования.

                Нужно отнести к наиболее значимым  макроэкономическим мерам смену направленности вектора государственной финансово-ценовой политики в сторону стимулирования развития отечественного производства, повышение монетизации, проведение реструктуризации задолженности российских компаний, а также снижение цен на продукцию и услуги естественных монополий.

         Осуществляется экономическое  регулирование с помощью  государственной  финансовой, налоговой, кредитной, валютной и таможенной политики.  Направления  и масштабы использования прямой государственной помощи зависят от складывающейся общеэкономической конъюнктуры и отраслевой ситуации.

         С 1999 г. наметились позитивные изменения в государственном  регулировании экономики и ценообразовании. В условиях спада производства весьма своевременной является отмена норм налогового законодательства, препятствующие продаже товаров  ниже себестоимости.  Это создаёт возможности  для перехода российских предприятий от  инфляционной модели ценообразования к рыночным.  Так многие российские фирмы используют стратегию ценового прорыва  (т.е. установление цены ниже уровня)  В результате применения этой стратегии российские компании получают возможность расширить круг потенциальных покупателей, увеличить объём продаж, снизить издержки производства, повысить конкурентоспособность товаров.  

         Важным для отечественных  компаний является и позиция государства  по вопросу проведения процедуры  банкротства. Реализация данной меры по отношению компаний – неплательщиков  '' на полную мощь '' могла бы освободить место более эффективным хозяйствующим  субъектам.

         Выход из создавшегося положения возможен за счёт использования  рационального механизма реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам в федеральный бюджет. Согласно новому порядку реструктуризация становится более доступной из-за увеличения пропускной способности процедуры и возможности её решения местными налоговыми органами при размере задолженности предприятия в федеральный бюджет не более 20 млн. руб. Компании могут рассчитывать на четырёхлетнюю рассрочку выплаты основного долга и десятилетнюю – штрафа и пеней, при этом сумма штрафов и пеней уменьшается в 3-7 раз. При этом новый порядок предусматривает реструктуризацию либо под залог имущества, либо под банковскую гарантию.

         Отпускные цены в  промышленности, объём  бюджетных  расходов, и конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке в значительной мере зависят от установления базовых тарифов естественных монополий в газовой, энергетической и железнодорожных отраслях. Становится ясным, что инфляция издержек в значительной степени зависит от роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Поэтому государство должно защищать интересы потребителей путём вмешательство в процессы ценообразования в отраслях естественной монополии, разумеется, не забывая и о законных экономически обоснованных правах производителей.

         Комплексно внедрить и успешно применить современные  методы формирования инвестиционной политики для всех дочерних предприятий. Это  наряду с постоянным мониторингом структуры  платежеспособного потребительского спроса позволит дочерним предприятиям проводить мобильную и эффективную ценовую политику на рынке.

         . Системный анализ  как основа упреждения негативных  ситуаций слабо используется  на всех уровнях управления. Практика  российских предприятий подтверждает  дефицит научно обоснованных методов управления, что приводит к распылению средств, снижению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

         Консцентивно-интерактивное  управление предприятием – это управление, осуществляемое в пределах определённого информационного поля, основанное на выявлении закономерностей и взаимосвязей внутри и вне предприятия, позволяющих ставить адекватные цели и осознанно моделировать варианты развития на базе современных информационных технологий, используемых на всех этапах принятия решений.

         Анализируя информацию о деятельности предприятия по множеству  показателей за некоторое количество временных интервалов, можно найти  объективные закономерности, если таблица  не является случайным набором чисел, а содержит фактические данные, характеризующие причинно-следственные зависимости. Например, темпы инфляции, уровни доходов населения, структура расходов населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Литература 

      1. Авраамова Е. Гурков И. //  '' Вопросы экономики'' 1996 г № 11 стр. 145-152 '' Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям ''.
      2. Бугаков В. // '' Маркетинг '' 2000 г. № 6 стр. 107-113  ''Проблемы приспособления организаций к условиям рынка''.
      3. Калугина З. // '' Регион'' 1999 г. № 3 стр. 123-140 ''Адаптационные стратегии сельскохозяйственных предприятий в  условиях аграрных преобразований''.
      4. Семёнов В. // '' Местное время'' 2003 г. 27 мая стр.2 ''Миллионы могут быть маленькими''
      5. Слепцов В. Щеглова Н.// ''Финансы'' 1999 г. № 7. стр. 53 –56 '' Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий в рыночной среде''.
      6. Стрижкин С. // ''Алтайская правда'' 2002 г. 11декабря стр. 3. '' Рысь'' сбивается с тропы.
      7. Ушаков А. // '' Человек и труд'' 2002  № 9 стр.4-13 ''Выведя предприятие из кризиса и адаптировав его к рынку, мы делаем ставку на ''хай тек''.
      8. Хайрулина М.В.// '' Эко'' 2003 г. № 2 стр.111-122 ''Управление предприятием: новые аспекты теории и практики''.
 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям