Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

               Формирование предприятий с целью  приспособления к рынку должно  начинаться с перехода к таким  видам деятельности, как стратегическое  планирование, изучение сложившихся  на рынке цен потенциальной  ёмкости и насыщение рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление, анализ издержек предприятия, их структуры и динамики.

                В переходной экономике на  первый план вышла проблема  поиска платежеспособного покупателя и реализации продукции в максимально сжатые сроки, определение роли оптовых посредников в организации сбыта. Основными каналами для решения этой задачи стали:

  1. контакты с частными посредническими структурами, готовые взять на себя функции сбыта продукции предприятия;
  2. создание для этих целей дочерних снабженческо-сбытовых предприятий.

                   Большинство предприятий сохранили  свою традиционную специализацию,  ориентируясь на расширение  ассортимента  выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта, а также выпуск новых видов продукции в рамках существующей специализации.

             Важное новшество в структуре  управления предприятием - образование  специального подразделения по  маркетингу. Его задача- анализ рынка  путём изучения потребительских предпочтений. Именно это создаёт основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких количествах, какого уровня качества.

          Интересный  путь адаптации в современных  условиях переходной экономики - это растворение и переплетение общественного и частного, а также размывание границ собственности через формирование сети перекрёстной (рекомбинированной) собственности. В связи с этим полезно исследовать феномен переходной экономики не с помощью таких категорий, как '' рынок'', '' государство'', '' фирма'', а путём анализа складывающихся в обществе сетей.

          С этой точки зрения способность экономики  гибко адаптироваться к изменениям на мировых рынках базируется на перекрёстных связях корпоративных групп и  на соответствующих организационных формах. Исследование таких новых организационных форм позволяет сделать вывод о том,  что нужно разграничивать рыночную координацию и рыночную ориентацию.

          Большое количество организационных форм, не характеризующихся рыночной координации, т.е. не имеющих внутренних взаимосвязей рыночного типа, могут иметь высокоэффективную рыночную ориентацию. Перекрестная собственность в этом случае может быть интерпретирована   также как способ распределения риска, сглаживающий различие между фирмами. Здесь важно иметь ответ на вопрос:  ориентируются ли сети предприятий в России на мировой рынок и на сколько успешно может быть такая ориентация. Этот успех может быть измерен их вкладом в переход от плановой к рыночной экономике.

          Перекрёстная  собственность может спасти часть потенциально эффективных фирм путём распределения по сети.

          Таким образом, жертвуя эффективностью распределения  ресурсов, можно сохранить активы предприятий, обладающих реальным потенциалом  для успешной работы в переходных условиях.

          Кроме того, распределение риска может создать условие для принятия риска. Весьма высокая степень неопределённости в переходной экономике ведёт к сокращению инвестиций, причём их стратегические цели искажаются ( фирма инвестирует, ожидая, что в условиях '' вялой'' экономике другие фирмы инвестировать не станут).

          Повышая стимулы к инвестированию через  снижение риска, распределение риска  поможет выбраться из ситуации равновесия на низком уровне.

          Сети  предприятий функционируют, нарушая  достигнутое на низком уровне равновесие, и стимулирует предпринимательский риск.

          Экономическое развитие требует увеличение числа  выходов и входов на рынок, что  должно сопровождаться не только созданием  новых организаций, но и порождением  новых организационных форм.

          Организационные формы - это собрание (коллекций) различных вариантов деятельности, и сокращение их разнообразия означает потерю информации, которая может быть использована для организационных изменений.

                 С этой точки зрения, экономика,  максимизирующая ''эффективность распределение ресурсов'', переводя все ресурсы в наиболее эффективную форму, теряет в достижении адаптивной эффективности.  Полезные начинания могут потерпеть неудачу не только по тому, что в переходной экономике отсутствует механизм отбора и ликвидации слабых производственных единиц, но и потому, что экономические ресурсы используются лишь в малом количестве организационных форм.

                Возникновение перекрёстной собственности  нужно оценивать, не в аспекте  производства старых форм или  развития частной собственности, а с точки зрения вклада в рост адаптивной эффективности.    

             Размывание границ предприятий  является жизнеспособной стратегией  повышения организационной гибкости  в развитых странах в условиях  быстро меняющейся рыночной конъюнктуры или ускоренного технологического прогресса. В результате размывания собственности возникает альтернатива обычному отношению типа '' купить-продать'', а именно кооперация. При этом появляется стратегия страхования, которая связана с перекрёстной собственностью предприятий.

              При такой сложной взаимозависимости  активов не чёткое определение  прав собственности, а именно  их расплывчатость, двусмысленность,  позволяет гибко адаптироваться  к рыночным изменениям.

                 Экономические агенты не разделяют между собой права на активы, их права перекрещиваются, что повышает устойчивость системы в целом.

                В связи с переходом к рыночной  экономике в корне меняются  задачи и характер управленческой  деятельности предприятий. На  первый план выходит увеличение рыночной стоимости предприятий в интересах их владельцев. Приспособление предприятий к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределение прав, полномочий и ответственности. Оценка реальных потребностей рынка, и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос- выработка стратегии предприятия и создание обеспечивающих её организационных механизмов.

                  Реформирование предприятий с  целью приспособления к рынку  должно начинаться с перехода  к таким видам деятельности, как  стратегическое планирование, изучение  сложившихся на рынке цен, потенциальной ёмкости и насыщение рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта  и снабжения, финансовое управление анализ издержек предприятия, их структуры и динамики.

                  В переходной экономике на  первый план вышла проблема  поиска платёжеспособного покупателя и реализации продукции в максимально сжатые сроки, определение роли оптовых посредников в организации сбыта. Основными каналами для решения этой задачи сталь: 1. контакты с частными посредническими структурами готовые взять на себя функции сбыта продукции предприятия; 2. создание для этих целей дочерних снабженческо-сбытовых предприятий.  Большинство предприятий сохранили свою традиционную специализацию, ориентируясь на расширение ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта, а также выпуск новых видов продукции в рамках существующей специализации. Важное новшество в структуре управления предприятием – образование специального подразделения по маркетингу. Его задача – анализ рынка путём изучения потребительских предпочтений. Именно это создаёт основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких количествах, какого уровня качества.

                    Рыночная специализация трансформируется  в специальную производственную, что, в свою очередь, требует внесения соответствующих уточнений в организацию исследовательских, конструкторско-технологических служб, подразделений технического контроля продукции. Не менее важно организационно обеспечить нормальное функционирование системы гарантийного и иного обслуживания продукции предприятия, а также поддержания бесперебойности работы производственного аппарата. Практически новым видом деятельности и соответственно структурной ячейкой является реклама продукции и услуг предприятия, последовательное и целеустремлённое завоёвывание новых рынков сбыта и покупателей.  На ряду с этим принципиальную важность приобретает обеспечение собственников, акционеров, инвесторов и кредиторов достоверной информации о финансовом положении предприятия.  Каждому предприятию в рамках реструктуризации предстоит перейти на международные стандарты бухгалтерского учёта, создать организационные условия для существенной перестройки деятельности финансовых служб, в задачи которых входит контроль над финансовым состоянием предприятия и разработка общей финансовой стратегии.

                 Один из ключевых вопросов  организационной перестройки - пересмотр  структуры управления фирмой, предоставление  большей хозяйственной самостоятельности  подразделениям предприятия.  Важно создать условия, при которых новые идеи в области производства, проектирование, обслуживание клиентов и т.п. могли бы беспрепятственно поступать в высшие звенья управления предприятием со всех уровней производственной и управленческой структуры, обеспечивая постоянный приток идей и информации. Подразделения предприятия должны располагать достаточно большой автономии.

                  Пересмотру и уточнению должны  быть подвергнуты организационные  принципы и функции деятельности  высшего и среднего звеньев управленческой структуры.  Организационные функции высшего звена управления предприятием должны включать:

  1. Формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности компаний, при чём каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
  2. Управление, т.е. целенаправленное воздействие на деятельность компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для персонала компании, стимулирование качественного выполнения работы. Одной из проблем управления является правильный выбор стиля руководства;
  3. Контроль, т.е. обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены:
  4. Координацию, т.е. объединение усилий все элементов организации. Техническими приёмами координации являются соблюдение бюджета, регулярные проведения совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.

                     Перестройка среднего звена управления  должна быть направлена на  то, чтобы обеспечить :

  1. Постановку задач и целей на уровне подразделений в соответствии с общими задачами и целями компании, организацию работы подразделения  (создание чёткой структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов;
  2. Управление производственной деятельностью, стимулирование качественной работы сотрудников, координацию производственного процесса, надлежащую связь.

                 Каждое предприятие должно разработать  и последовательно реализовывать  программу мероприятий по реструктуризации  к новым условиям хозяйствования. При этом важна последовательность  в осуществлении указанной программы.  В условиях пост приватизированного периода основные усилия направляются на выживание предприятия, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива. За этим следует освоение новых '' правил игры '', новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде.

                 Самостоятельный выход предприятия  на рынки сбыта делает проблему  конкурентоспособности продукции  жизненно важным вопросом. Для  решения этой задачи необходима  комплексная техническая, технологическая и организационно-управленческая реконструкция предприятия. Её  реализация и должна определить стратегию предприятия в обозримом периоде, на что и должен быть нацелен организационный механизм.

                  Конечным результатом должно  стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого нововведенческого конвейера. Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в- третьих, на повышение качественных характеристик продукции при снижении цен на неё.

                 По существу, ставится задача  объединить в рамках хозяйственных  комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно – сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, что  и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям