Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

         В практике управления российскими предприятиями всё  большее распространение получает SWOT – анализ, предполагающий анализ сильных, слабых сторон в деятельности, угроз и возможностей. На этой основе определяют перспективные направления развития предприятия, возможные ограничения. Для количественной оценки конкурентной позиции предприятия целесообразно построение экономико-математической модели.

         Определение потенциала конкурентоспособности за несколько периодов времени позволяет выявить тенденцию изменения уровня конкурентоспособности предприятия на рынке. Возможность использования в расчётах различных показателей позволяет учесть все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В результате определяется потенциал конкурентоспособности предприятия – количественная мера уровня конкурентоспособности, оценённая по совокупности описывающих её независимых показателей.

         По результатам  анализа формируются цели и задачи на предстоящий период, которые получают своё развитие и количественное выражение в процессе прогнозирования и планирования.

         Специалисты предприятий  часто не разделяют на практике понятия '' прогноз '' и '' план ''. Прогнозируют, как  правило, показатели, характеризующие  внешние условия функционирования предприятий: товарооборот по региону, денежные доходы населения, темпы инфляции, цены и тарифы на ресурсы и т.п. На основе этого прогнозируют масштабы хозяйственной деятельности предприятия, которые используют при составлении планов. Процесс планирования существенно усложняется для крупных предприятий со структурными подразделениями или интегрированных структур, когда возникает необходимость согласования целей и задач в рамках единой миссии и стратегии. В реальных моделях по прогнозированию иногда присутствуют более 500 различных факторов-условий, определяющих развитие предприятия.

         Анализируя информацию о деятельности предприятия по множеству  показателей за некоторое количество временных интервалов, можно найти  объективные закономерности, если таблица не является случайным набором чисел, а содержит фактические данные, характеризующие причинно-следственные зависимости. Например, анализируя влияние на товарооборот различных факторов – можно выявить следующие характеристики: темпы инфляции, уровень доходов населения, структура расходов населения, стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства, состояние промышленного и сельскохозяйственного производства, своевременность выплаты заработной платы и пенсий и т.д.

         Внедрение системы  показало её практическую результативность : снижается трудоёмкость работ и повышается качество прогнозов и планов, их экономическая обоснованность , возможность изменения входных данных и корректировка планов на любом этапе расчётов. Вышеназванное программное обеспечение позволяет на любом временном интервале наглядно видеть степень достижения плановых заданий, определять ожидаемое значение показателей к концу текущего периода ( как одно из направлений стратегического анализа ). А значит  - в интерактивном режиме своевременно принимать обоснованные управленческие решения в процессе хозяйственной деятельности.

         Адаптационные стратегии  сельскохозяйственных предприятий  оценивались по трём направлениям: хозяйственному, социальному и кадровому. Особенности сельскохозяйственных стратегий анализировались по следующим параметрам: выбор организационно правовой формы хозяйствования, диверсификация производства, инновационная политика, развитие перерабатывающих производств и несельскохозяйственных видов деятельности, политика в отношении личных подсобных и фермерских хозяйств.

         Социальная политика оценивалась по двум критериям: развитие социальной инфраструктуры и поддержание  уровня жизни работников.

         Кадровая политика характеризовалась изменением численности  занятых на предприятии, ситуацией на внутреннем рынке труда, политикой, проводимой в отношении молодёжи, возможностями для повышения и образования работников.

         Такой подход позволяет, во-первых, выявить особенности реализуемой  хозяйственной, социальной и кадровой политики, определить объективные и субъективные факторы экономического роста и социальной стабильности предприятий. Во-вторых, проанализировать различия в условиях и возможностях реализации трудового потенциала работников при разных адаптационных стратегиях предприятий. В-третьих, оценить социальные издержки выбранных стратегий как с позиции предприятия, так и с позиции работников и их семей. В-четвёртых, определить остроту социальной напряжённости в коллективах, масштабы солидарного участия и степень отчуждения работников. В-пятых выявить формы, способы и результаты адаптационного поведения работников и их семей, направленного на поддержание и улучшение уровня жизни, на компенсацию социальных издержек и обеспечение будущего семьи при различных моделях адаптации сельскохозяйственных предприятий.

         Особенность современного адаптационного периода российских предприятий и населения заключается  в том, что одновременно происходит как появление новых институтов, процессов, социальных явлений, так  и модернизация старых. В первом случае адаптация является ответом на инновации, во втором - ответом на трансформацию действующих институтов, организаций и пр. Адаптации также могут быть ответом на изменения во внутренней структуре самого субъекта адаптации, имеющие характер инноваций или модификаций.

         Анализ полученной информации позволяет выделить 4 модели хозяйственных стратегий, адекватных им форм адаптации сельскохозяйственных предприятий и доминирующих семейных стратегий в условиях нестабильного  российского общества.

         Модель 1: активная рыночная стратегия – конструктивная инновационная адаптация предприятия - ориентация большинства семей или стабилизацию имеющегося уровня жизни.

         Характерные черты  хозяйственной стратегии: активная инновационная политика, внедрение  передовых технологий, сотрудничество с наукой, зарубежными фирмами. Развитие переработки и организации хранения производимой продукции, применение эффективной системы стимулирования труда, высокий уровень основного и вспомогательного производства, в частности ремонта сельскохозяйственной техники, устойчивые связи с хозяйственными партнёрами, в том числе по сбыту продукции.

         Вид адаптации предприятия  – конструктивный инновационный. В  её основе лежит поиск и реализация новых оригинальных способов взаимодействия с внешней средой. Этот вид адаптации содержит элементы созидательности, рациональности и плодотворности, характеризуется ясно поставленными целями и использованием для их достижения новых эффективных способов и мер. Условия функционирования и возможности выхода из кризиса для всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора повсеместно неблагоприятны и примерно одинаковы, однако в каждой области России есть сельскохозяйственные предприятия, которые работают успешно. Они быстро приспосабливаются к новым экономическим условиям: изучают конъюнктуру рынка, перестраивают в соответствии с его требованиями структуру производства, успешно организуют переработку продукции, определяют наиболее выгодные каналы реализации продукции, формируют собственную сеть фирменных магазинов. Некоторые из этих хозяйств становятся учредителями крупных коммерческих структур, создают современные агропромышленные компании. Но таких хозяйств в России, по оценкам специалистов, не более 5-7%.

         Социальная политика: сохранение и развитие социальной инфраструктуры села, организация отдыха детей во время летних каникул, обустройство населённых пунктов.

         Кадровая политика: сохранение коллектива предприятия, введение контрактной системы трудовых отношений, систематическая выплата заработной платы в денежном выражении, стимулирование эффективной работы и экономии производственных ресурсов путём введения повышающегося коэффициента к заработной плате в размере 50 %, за нарушение трудовой дисциплины – исключение из акционерного общества. В нынешних условиях потеря рабочего места означает не только потерю заработной платы. Акционерное общество выделяет средства на обучение молодёжи в вузах, организует зарубежные стажировки работников. При этом председатель акционерного общества ориентирует молодёжь на покупку акций своего акционерного общества.

         Экономическое положение  хозяйства. Рентабельность производства на 40%, дебиторская задолженность  превышает кредиторскую. За период рыночных преобразований площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась незначительно.

         Доминирующие стратегии семей – ориентации большинства семей на повышение или стабилизацию имеющегося уровня жизни. Систематические выплаты хотя и скромной заработной платы в денежном выражении в сочетании с личным подсобным хозяйством обеспечивают работникам приемлемый уровень жизни.

         Модель 2: традиционная хозяйственная стратегия – компенсационная адаптация предприятия - доминирующая ориентация семей на сохранение имеющегося уровня жизни.

         Характерные черты  хозяйственной стратегии:  бывшее предприятие реорганизовано в акционерное общество закрытого типа, специализация хозяйства не изменилась. Имеются постоянные партнёры по сбыту продукции и по переработке. На  АОЗТ считается экономически более выгодным развивать свою розничную торговлю. С этой целью в районном центре  строится фирменный магазин. Имеется строительный цех, который помимо внутренних нужд, оказывает платные услуги населению, открыта собственная пекарня.

         Вид адаптации предприятия  – компенсационный. Компенсационные  виды адаптации – это такие  формы приспособления к изменениям внешней среды, которые совершаются посредством механизма переключения взаимодополнительных режимов функционирования субъекта адаптации. В данном конкретном случае речь идёт о сочетании основной производственной деятельности предприятия с развитием на паевых или кооперативных началах переработки сельскохозяйственной продукции. В нынешних условиях такая комбинация основной и дополнительной деятельности позволяет предприятиям, во-первых, решать проблемы сбыта продукции, во вторых, решать финансовые вопросы, поскольку они имеют живые деньги, а в третьих, получать более высокую прибыль. Этот способ адаптации обеспечивает предприятиям устойчивое развитие. Такие предприятия хотя и не процветают, но стабильно работают в сложных экономических условиях. По  оценкам, доля таких предприятий в аграрном секторе России примерно 10-15 %.

         Социальная политика. Социальная сфера- торговые предприятия, школа, предприятия связи, медицинские  учреждения – включена в состав акционерного общества. Малоимущим разрешено  брать продукты питания в магазинах в долг под зарплату.  Самая острая проблема – строительство жилья.

         Кадровая политика. Массовых сокращений не было. Численность  занятых в АОЗТ даже немного увеличилась  в основном за счёт приёма  на работу вынужденных мигрантов из бывших советских республик. Молодым акционерам, которые обзаводятся семьёй выплачивается единовременная денежная помощь, выпускникам средних школ предоставляются рабочие места.

         Экономическое положение  предприятия. Рентабельность составляет 11%, дебиторская задолженность превышает кредиторскую в 5 раз. Тракторный парк сократился. Практически новой техники в хозяйстве не осталось. В целом хозяйство не утратило после реорганизации своих позиций '' золотой середины''.

         Семейные стратегии  характеризуются доминирующей ориентацией на сохранение имеющегося уровня жизни, без расчёта на его повышение в складывающейся ситуации. Каждый второй работник согласился бы иметь дополнительную оплачиваемую работу или трудится сверхурочно на основной работе ради дополнительных заработков.

      Модель 3: неадекватная хозяйственная стратегия – депривационная адаптация предприятия – ориентация семей на выживание  или сохранение имеющегося у них уровня жизни.

         Этот тип хозяйственной  стратегии отличается особой инновационной  активностью предприятия. Её характерные черты: незначительная диверсификация производства, слабое развитие перерабатывающих производств и несельскохозяйственных видов деятельности. По мнению специалистов хозяйства, время уже упущено, строительство перерабатывающих  и организацию производства надо было начинать на 6-7 лет раньше. В настоящее время это не планируется из-за отсутствия средств и трудностей с получением кредитов. Товарные кредиты хозяйство получает через продовольственную корпорацию.

         Комплекс защитных мер и приспособлений, отражённый в реализуемой хозяйственной стратегии, направлен, на самосохранение, выживание, нежели на развитие. Этой стратегии соответствует депривационная модель адаптации, в основе которой лежит , как правило, самоограничение, снижение уровня притязаний и стандартов потребления. В этом конкретном случае это проявилось в том, что ранее одно из лучших хозяйств в районе и области ухудшило свои позиции по все основным параметрам. После проведения реорганизации и попытки и попытки перехода к рыночной экономике в таком положении оказалось более половины сельскохозяйственных предприятий области.

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям