Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

         Социальная политика. Акционерное общество сохранило  всю социальную инфраструктуру в  прежнем виде. Заработная плата не выплачивается, рабочие берут товары в магазине в долг под зарплату. Задержка по зарплате – два месяца.

         Кадровая политика. Среднесписочная численность  работников сократилась. Среднемесячная зарплата  ниже прожиточного минимума. Отсутствие денег не даёт возможности повышать уровень квалификации своих работников.

         Экономическое положение  предприятия.  Износ автопарка  и другой сельскохозяйственной техники  на 80-100 %.  Рентабельность производства снизилось в три раза. Кредиторская задолженность превышает  дебиторскую  в 15 раз. Предприятие имеет большие непокрытые убытки.

         Среди семейных стратегий  доминирующими являются ориентации на выживание или сохранение имеющегося уровня жизни.

       Модель 4: пассивно – выжидательная хозяйственная стратегия – деструктивная разрушительная адаптация ( дезадаптация ) предприятия – стратегия выживания семей.

         Характерные черты  хозяйственной стратегии: реорганизация  в акционерное общество закрытого  типа, пассивное ожидание перемен  и помощи сверху, безынициативность  специалистов и рядовых работников, отсутствие инноваций, полная амортизация основных фондов, отсутствие полной переработки, устойчивых связей по сбыту продукции, принудительная вынужденная диверсификация производства.

         Такая ''стратегия '' свидетельствует о том, что данное предприятие  не смогло найти свою нишу в новом экономическом пространстве. Попытки приспособиться к новым условиям хозяйствования, лишённые созидательного начала, носили чаще всего спонтанный, беспорядочный характер и не способствовали успешной адаптации, что привело, по существу, к распаду коллектива, разрушению хозяйства. Иными словами, налицо деструктивная адаптация или, точнее, дезадаптация предприятия. В таком положении, находится примерно каждое пятое хозяйство.

         Социальная политика направлена в основном на оказание помощи работникам и пенсионерам в ведении личного хозяйства. Усилилась социальная напряжённость в коллективе, возникает множество конфликтов.

         Кадровая политика: численность работников сокращается. Заработная плата не выплачивается, а выдаются лишь небольшие авансы. До реорганизации хозяйства долгов по этой статье не было.

         Экономическое положение  хозяйства: продуктивность предприятия  снизилась, количество тракторов сократилось. Из-за того,  что технику взяли  по лизингу и не смогли за неё  рассчитаться, её описали за долги. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2 с лишним раза.

         Разрушительная депривационная модель адаптации предприятия ставит работников на грань физического  выживания. Основным источником дохода является личное подсобное хозяйство, ведение которого резко увеличивает трудовую нагрузку. Семейные стратегии направлены в основном на выживание и лишь 6% пытаются улучшить своё материальное положение в частности за счёт не правовых действий. Следует отметить, что подавляющее большинство сельских респондентов полностью или частично оправдывают такое поведение, мотивируя это тем, что люди идут на правовые нарушения не от хорошей жизни. Примерно половина работников бедственное положение семей связывает с плохим экономическим положением предприятия.

         Решение проблем  обанкротившихся предприятий в ряде регионов страны связывают с разработкой и реализацией программ их санации.  Эти программы предусматривают сохранение производственного потенциала неплатежеспособных предприятий: земли, материальных и трудовых ресурсов путём создания в рамках действующего законодательства новых сельскохозяйственных организаций способных к саморазвитию в нынешних условиях, а также проверку эффективности типовых моделей реформирования. Суть предпринимаемых мер заключается в том, чтобы с помощью реорганизации хозяйства в новые организационно -  правовые формы и финансовой поддержки региональных властей предоставить этим предприятиям шанс выправить своё финансовое положение  и наладить производство.

Процесс реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий  в Новосибирской области нарастает. Уже в первый год после реформирования в ряде хозяйств наблюдалось улучшение производственной деятельности  и финансового состояния. Опыт  Новосибирской области показывает целесообразность и результативность разработки и реализации подобных программ.

         По аналогии выше изложенного я попробую сделать  анализ одного из предприятий нашего города.

         Когда-то тракторный завод был государственным предприятием, но в связи с большими переменами в стране, тракторный завод реорганизовали в ОАО '' Алттрак''. Так как наш трактор в основном был ориентирован на сельское хозяйство Средней Азии, продукция нашего предприятия временно оказалась невостребованной. В связи с эти произошли массовые сокращения на предприятии. Из-за отсутствия денежной массы прекратилась выдача заработной платы, задолженность на предприятии составляла несколько лет. Отсутствие инвестиций не позволило предприятию начать реконструкцию. Основной фонд почти не пополняется. Оборудование имеет износ от 80% до 120%. Произошла потеря высококвалифицированных кадров. Сейчас на предприятии половина специалистов и руководителей среднего звена – пенсионеры. Становой хребет производства – деды с ресурсом дальнейшей работы лишь в несколько лет. Основной конкурент предприятия – Волгоградский трактор грозит потеснить на рынке, в том числе и в Средней Азии. Хотя наш мощный Т-250, безусловно, лучший в своём классе.

         В настоящее время на предприятии работает не  24000, как было раньше, а только 4000. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационный перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределение прав, полномочий и ответственности.   Важный элемент нашей экономической политики – сокращение затрат по всему фронту производства. Стали понемногу налаживаться связи со Средней Азией, подписали договор на поставку тракторов. Полностью погасили задолженность по заработной плате. В нынешних условиях наше предприятие – как стеклянный шар, установленный на острие иголки. Для удержания его в таком положении приходится прилагать огромные усилия: одновременно возвращать долги, увеличивать заработную плату, улучшать менеджмент.

         Та экономическая и социальная модель предприятия, которую мы реализуем, требует постоянного совершенствования, оперативной перестройки, замены тех или иных управленческих фрагментов. Поэтому, как только предприятие ''замедляет ход'', мы плавно меняем структуру.

         Стратегия развития предприятия предполагает глубокую реструктуризацию производства, широкую диверсификацию и создание основы для реализации крупных инновационных проектов с участием отечественных и иностранных партнёров. В настоящее время мы пытаемся наладить отношения с Австрийской фирмой.

         После реорганизации  экономическое положение практически  всех сельскохозяйственных предприятий  ухудшилось.

         Стартовый уровень  не всегда был решающим фактором успешной адаптации к новым условиям и  современного экономического положения предприятий.

         Несмотря на сходство внешних условий, сельскохозяйственные предприятия демонстрируют принципиально  различные модели экономических  стратегий и способов адаптации  к новой социально-экономической  реальности.

         Выбор и результативность адаптационных стратегий во многом детерминированы личностью руководителя предприятия. Во главе успешно функционирующих предприятий стоят нередко так называемые '' красные директора '', которые на когнитивном уровне хотя и не принимают проводимый курс реформ, но на практике демонстрируют истинно рыночные модели экономического поведения. В противоположность им молодые руководители, принимая и одобряя курс реформ, но не имея практического опыта проявляют свою неспособность эффективно работать в рыночных условиях.

         Решающая роль лидеров осознаётся сельскими работниками, некоторые связывают ухудшение экономического положения своих предприятий с неумелым руководством и неправильными действиями начальства, другая половина респондентов объясняют свои беды ошибочным курсом реформ, непродуманной государственной политикой в отношении аграрного сектора, несовершенством налоговой системы.

         Перспективы своих  предприятий работники связывают  с изменением аграрной, налоговой  и финансово-кредитной политики государства, со сменой руководства своих предприятий.

         Превалирующими способами  выживания предприятий в сложных  социально-экономических условиях являются диверсификация производства, инновационная политика, развитие мелких перерабатывающих производств. Последнее  направление мотивируется стремлением ослабить монопольное давление перерабатывающих предприятий, получить наличные денежные средства, а также способствовать удовлетворению потребностей  рабочих.

         Большинство хозяйств не имеют отлаженных и надёжных каналов  сбыта продукции. Условия на продовольственном рынке нередко диктуют перекупщики, рекетеры, представители криминальных структур, процветает бартеризация хозяйственных связей.

         Высокий износ техники, отсутствие средств для закупки  минеральных удобрений, несоблюдение требований технологии и установленных стандартов качества продукции.

         Отсутствуют условия  для систематического повышения  квалификации работников и специалистов.

         Тяжёлое экономическое  положение предприятий приводит к свёртыванию социальных программ, жилищного строительства, что в свою очередь, увеличивает социальную напряженность и конфликтность в коллективах.  Наблюдаемые различия в хозяйственных стратегиях сельскохозяйственных предприятий оказывают существенное влияние на доминирующие стратегии семей. Основными способами выживания сельских семей в настоящих условиях являются ведение личного подсобного хозяйства, дополнительная оплачиваемая работа, а также не правовые действия. В экономически сильных хозяйствах большинство семей ориентировано на материальное процветание или сохранение имеющегося уровня жизни, а в экономически слабых - на выживание. 
 

           
 
 
 

         Заключение 

         Все описанные подходы  рассматривают адаптацию как  характеристику деятельности, стратегическими  целями которой являются либо развитие, либо выживание.

         Одной из форм приспособления предприятий к рыночным условиям явился беспрецедентный рост доли бартера в продажах промышленных предприятий.

              В российской промышленности  практикуется два вида бартера.

Во-первых, условный бартер,  во- вторых, чистый бартер.

         Таким образом, в результате широкого распространения бартерных операций к 1998 году около половины продукции российской промышленности оказалось выведенной из сферы денежно-кредитного регулирования. Что существенно снижало эффект мер по финансовой стабилизации и в тоже время ослабило воздействие на реальный сектор финансового кризиса 1998 года.

             Важное новшество в структуре  управления предприятием образование  специального подразделения по  маркетингу. Его задача- анализ рынка  путём изучения потребительских предпочтений. Именно это создаёт основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких количествах, какого уровня качества.

         Интересный путь адаптации в современных условиях переходной экономики - это растворение  и переплетение общественного и частного, а также размывание границ собственности через формирование сети перекрёстной (рекомбинированной) собственности.

         Исследование таких  новых организационных форм позволяет  сделать вывод о том,  что  нужно разграничивать рыночную координацию и рыночную ориентацию.

         Перекрёстная собственность  может спасти часть потенциально эффективных фирм путём распределения  по сети.

         Таким образом, жертвуя  эффективностью распределения ресурсов, можно сохранить активы предприятий, обладающих реальным потенциалом для успешной работы в переходных условиях.

      Весьма  высокая степень неопределённости в переходной экономике ведёт  к сокращению инвестиций, причём их стратегические цели искажаются (фирма  инвестирует, ожидая, что в условиях '' вялой'' экономике другие фирмы инвестировать не станут).

      Повышая стимулы к инвестированию через  снижение риска, распределение риска  поможет выбраться из ситуации равновесия на низком уровне.

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям