Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Рубцовский  индустриальный институт

Филиал  Алт ГТУ им. И.И. Ползунова 
 

Гуманитарно – экономический  факультет

Кафедра менеджмента и  экономики 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Тема: « Проблемы адаптации  российских предприятий к рыночным условиям». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнил: студент гр.

                                                          Проверил: ассистент кафедры

                                    финансы и кредит

                               
 

                         

Рубцовск 2011 г.  
 

Содержание

     Введение………………………………………………………………  3 стр.

 
  1. Проблемы  адаптации Российских предприятий  к рыночным условиям
 
    1. Сущность, форма и структура в условиях  рынка…….........6 стр.
 
    1. Особенности адаптации в условиях  рыночной среды……17 стр.
 
  1. Анализ  адаптационной стратегии  сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.

     

      Заключение…………………………………………………………..35 стр. 

      Литература…………………………………………………………...40 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Введение

 

              Адаптация хозяйственной деятельности  предприятий к рыночным условиям  становится ключевой проблемой  российской экономики. Двадцатый  век для России – век экономических  потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

               Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина  Советского Союза доехала по инерции.

               С начала восьмидесятых годов  было ясно, что без радикальных  изменений в экономики не  обойтись. В то время ещё можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить её на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни.

              Некоторые экономические программы  предоставляли такую возможность ('' 500 дней'' например ). История сложилась  иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический механизм, а хозяйственные связи были нарушены, контролировать командно административными методами экономику уже было невозможно, а новых механизмов ещё не было.

               Переход к рыночным отношениям  требует определённых изменений  и дополнений уже существующих  функций управления предприятиями.

               Приватизация предприятий способствовала  их преобразованию в самостоятельные  хозяйствующие субъекты, несущие  полную ответственность за результаты  своей деятельности. Одновременно  нарушились сложившиеся между  предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечение конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена форма собственности не гарантирует повышение эффективности работы предприятий.

               Сегодня руководителям предприятий  необходимо принимать решения,  которые бы способствовали выживанию  и закреплению позиций в условиях  жесточайшей конкурентной борьбы. В этих условиях российские  реформаторы выбрали концепцию  диаметрально противоположную плановой экономики: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию монетаристов.

              В целом за годы реформ Россия  претерпела гигантский промышленный  спад.  Особенно сильным явилось  падение промышленного производства  в 1993 – 1994 годов, его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрёл самовоспроизводящий инерциональный характер. Лишь к 1995 году спад существенно замедлился. В 1996г.-1997 годах держался на достаточно – низком уровне и снова усилился к осени 1998 года, из-за финансового кризиса.

              В результате,  вместо того, чтобы  стимулировать свою промышленность  в ходе реформ был достигнут  противоположный эффект.

              По прошествии десяти лет с  начала реформы, представляется  возможным оценивать их результаты: успех и провалы, какие действия дали положительный или отрицательный результат в Российских условиях, и что было ошибочным с самого начала.

              Особенностью переходной экономики  является то, что ни один из  механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и  структурные реформы.

              Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществляться без макроэкономической стабилизации и занятости на естественном уровне.

              Правительство должно по возможности  нейтрализовать колебания  (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада. Это, однако, характерно для стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой.

              В странах, переходящих к рынку  или восстанавливающих его функционирование  под макроэкономической стабилизацией понимается, прежде всего преодоление  кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое её проявление – высокая  инфляция. Во всех странах переходящих к рынку – в России, в странах СНГ, государствах восточной Европы и т.д. наблюдается сильнейшее расстройство финансовой системы,  обесценивание  национальной валюты, и катастрофическое бегство от неё.

               Причина таких явлений – гипертрофия  государственного вмешательства   в экономику.

                Таким образом, проблема  адаптации Российских предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики, от её решения зависят  как ближайшие, так и отдалённые перспективы  социально-экономического развития страны.

                 Цель моей работы заключается в том, чтобы проанализировать проблему адаптации российских предприятий к рыночным условиям, выявить противоречия макроэкономической политики  финансовой стабилизации и интересы большинства промышленных предприятий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям 

1.1 Сущность, форма и структура в условиях рынка 

              Прежде чем переходить к изучению форм и типов адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, остановимся на трактовке самого термина '' адаптация''.

              В экономической литературе он  интерпретируется по-разному. Согласно  первому подходу, в большей  степени соответствующему нормативному  анализу, адаптация трактуется  как степень вовлеченности предприятий  в рыночные формы хозяйствования.

              На первом этапе рыночных преобразований  высокая степень адаптации понималась  как быстрая смена титула собственности,  самостоятельный выход на внешний  рынок, стремление к максимизации  прибыли, производству конкурентно  способной продукции, реализуемое через уменьшение  затрат, ликвидацию убыточных производств, сокращения избыточного персонала и т.д.. Данное понимание адаптации страдает чрезмерной '' экономичностью'' и не учитывает социальной составляющей реформ.  

            Другой подход к трактовке понятия '' адаптация'' явился своеобразной реакцией на недоучёт социальных последствий экономических реформ. Резкий спад производства в целом по стране. А главное – изменение экономических функций государства, которое уже не являлось основным инвестором и потребителем продукции, сделали проблему выживания предприятия в новых условиях главной. В этой связи адаптация стала пониматься как удержание производства на плаву, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива.  Однако при таком подходе теряется видение перспектив развития предприятий.

            В рамках ещё одного подхода  адаптация понимается как степень  освоения '' новых' правил игры'', новых  способов производственно финансовой  деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде. Таким способом могут быть как легальным, так и полулегальными, как формальными, так и неформальными, например, создание картелей, наращивание бартерной торговли, уход от налогообложения, связи с криминальными структурами и т.д..

             Все описанные подходы рассматривают  адаптацию как характеристику  деятельности, стратегическими целями  которой являются либо развитие, либо выживание.  Однако картина  будет не полной, если не упомянуть,  ещё один тип поведения, в  данном случае не предприятия, а его руководства, который можно условно назвать '' избирательная адаптация''. Речь идёт о том, что при предоставлении в налоговые органы фиктивной отчётности производственные площади и оборудование продаются или сдаются в аренду. Доходы от такой деятельности, как правило, оседают у '' первых лиц'', не доходя не только до рядовых работников, но даже до управленческого персонала.

             Одной из форм приспособления  предприятий к рыночным условиям  явился беспрецедентный рост  доли бартера в продажах промышленных предприятий – с 6% в 1992 г. до 41% в 1999 г.

             Бартер- это средство поддержания  производства в условиях несовершенного  рынка.

              Все бартерные сделки в первом  приближении можно разделить  на две группы- вынужденные и добровольные.

    Вынужденный бартер- обмен, когда предприятие  получает такой продукт, который  оно либо не приобретало бы совсем, либо покупало его или его заменитель у других поставщиков, если бы располагало  достаточными финансовыми ресурсами.

              Добровольный бартер- обмен, когда предприятие получает продукт, который предприятие всё равно бы купило (при наличии необходимых финансовых ресурсов) у тех же самых поставщиков. Бартерные операции делились на два указанных вида в пропорции 40:60.

            В российской промышленности практикуется два вида бартера.

            Во-первых, условный бартер, т.е. обмен  товарами с перечислением определённых  денежных сумм (как правило, безналичных). Эти перечисления могут покрывать  стоимость сделки полностью или  частично, они могут производиться через значительные промежутки времени и формально вообще быть не связанными с нею.

            Во вторых, чистый бартер –  это бартер в классическом  понимании термина, в него не  включаются никакие сопутствующие  денежные компенсации.  С ростом общего объёма бартерных операций в середине 90 – х  годов наблюдалось постепенное  увеличение доли чистого бартера.

           Таким образом, в результате  широкого распространения бартерных  операций к 1998 году около половины  продукции российской промышленности оказалось выведенной из сферы денежно-кредитного регулирования. Что существенно снижало эффект мер по финансовой стабилизации и в тоже время ослабило воздействие на реальный сектор финансового кризиса 1998 года.

           Трудности адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования проявились также в резком снижении инвестиционной деятельности.  Так в 1994 -1998 годах  33% предприятий вообще не осуществляли инвестиций и только 2% делали это регулярно, тогда как 65% производителей инвестировали время от времени. В 1997-1998 гг. примерно две трети предприятий по полгода и более не закупали оборудование и свыше трети в течение года не осуществляли вообще никаких капиталовложений. Вместе с тем положительной тенденцией являются рост числа предприятий, полагающихся в этом на собственные силы.

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям