Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

                 Реальные расчёты в российской  экономике, ведутся как правило,  не в денежных , а в бартерных и суррогатных ценах. Суррогатные  цены выше цен применяемых при денежном способе расчёта. Товарообменные операции осуществляются по ценам которые определяются исходя из пропорций мены, а не денежных цен обмениваемых товаров.  При проведении этих операций цены вообще не имеют значения : они могут быть как нулевыми, так и бесконечно большими. В конечном счёте  бартерные цены, определяются по согласованию сторон с учётом их коммерческих интересов.

                   Более высокие бартерные цены, в частности, используются для продажи товаров с денежными  отпускными ценами ниже себестоимости. Если в структуре расчётов доля бартера велика, то изменение продажных денежных цен на готовую продукцию не оказывает сколько-нибудь ощутимого воздействия на сбыт этой продукции.

                 От цен зависит величина налоговых  начислений. Поскольку цены в  условиях широкого распространения  не денежных форм расчётов  не связаны с реальностью рынка,  искусственно завышены, то и исчисленные  на их основе налоги также оказываются искусственно завышенными. Нереальные цены порождают нереальные налоги, а те в свою очередь- нереальный  бюджет. Кроме того искусственно завышенные нереальные цены ведут к фиктивному увеличению ВВП.  Официальная статистика завышает реальный объём российского ВВП.

                Финансовая и ценовая системы,  не только не связаны между  собой, но и но и действуют  в противоположных направлениях.

                 Макроэкономические параметры развития  экономики пытаются отрегулировать  с помощью финансов, в то время как  искажённые цены разрушают стоимостные пропорции, дезориентируют экономическую систему управления и коммерческую деятельность предприятий.

                  Какие же меры должны быть  осуществлены со стороны государства  и отечественных компаний в целях использования цены, как рычага финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, в условиях их адаптации к инфляционным процессам?

                 Нужно отнести к наиболее значимым  макроэкономическим мерам смену  направленности вектора государственной финансово-ценовой политики в сторону стимулирования развития отечественного производства, повышение монетизации, проведение реструктуризации задолженности российских компаний, а также снижение цен на продукцию и услуги естественных монополий.

               На процессы ценообразования главным в восстановлении функций является усиление регулирующего воздействия государства. Возможны два крайних и противоположных подхода к государственному регулированию цен- экономический и административный.

                Экономическое  регулирование  основано на использовании разнообразных методов воздействия на цены через изменение соотношение предложения и спроса. А административный метод состоит в использовании государством средств и методов  непосредственного, прямого изменения или стабилизации цен.

               Как мне кажется, в период  регулирования российской экономики  важен поиск оптимального сочетания  этих подходов. Потому что, регулирование  цен на продукцию естественных  монополий в зависимости от  общеэкономической конъюнктуры целесообразно строить на использовании таких мер, как '' замораживание цен'' ( насильственная стабилизация на определённый период), '' таксация'' ( государственное установление твёрдых, максимальных цен на основе анализа рыночной ситуации), '' нормирование'' ( установление нормативного соотношения индекса цен на продукцию естественных монополий и общего индекса цен), введение по отдельным товарам специальных ценовых режимов ( режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной свободы ценообразования, режим свободных наблюдаемых цен),  договоры о ценах( конкретные условия и размеры изменения цен определяются по согласованию государственных органов с производителями).  В других отраслях предпочтение следует отдавать экономическим методам государственного регулирования цен.  Их применение не нарушает действие рыночных сил, сохраняет экономическую обоснованность цен, обеспечивает их органическую связь с ценами мирового рынка.

                Осуществляется экономическое регулирование  с помощью  государственной финансовой, налоговой, кредитной, валютной и таможенной политики.  Направления и масштабы использования прямой государственной помощи зависят от складывающейся общеэкономической конъюнктуры и отраслевой ситуации.

             С 1999 г. наметились позитивные изменения в государственном регулировании экономики и ценообразовании. В условиях спада производства весьма своевременной является отмена норм налогового законодательства, препятствующие продаже товаров  ниже себестоимости.  Это создаёт возможности  для перехода российских предприятий от  инфляционной модели ценообразования к рыночным.  Так многие российские фирмы используют стратегию ценового прорыва (т.е. установление цены ниже уровня)  В результате применения этой стратегии российские компании получают возможность расширить круг потенциальных покупателей, увеличить объём продаж, снизить издержки производства, повысить конкурентоспособность товаров.

          Один  из способов стимулирования потребительского спроса является снятие ограничений  по реализации продукции ниже фактической себестоимости. Не менее продуктивным является государственное стимулирование потребительского спроса с помощью бюджетного и банковского  кредитования для приобретения товаров длительного пользования, а так же для внедрения механизма госзаказа. Раньше система госзаказа  не всегда себя оправдывала высокой результативностью производства. А сейчас, когда силой одной только компанией поднять производство для нормальной работы не возможно, данная мера является необходимой.

          В настоящее время население из-за отсутствия накоплений не способно покупать дорогостоящие товары, поэтому предложение  о необходимости кредитования населения  является актуальной мерой.

          С 1 января 1999 года вступает в действие первая часть Налогового кодекса РФ. Этот кодекс предусматривает использование для целей налогообложения цены товаров и услуг, указанной сторонами сделки.  Именно эта цена выступает в качестве рыночной цены. Налоговые органы в праве контролировать правильности применения цен лишь по товарообменным операциям, по сделкам между взаимозависимыми лицами, а также в случаях значительных колебаний цен.  Все эти меры направлены на расширение сферы рыночного ценообразования и усиление конкуренции на рынке путём государственного регулирования бизнеса, введение новых правил '' ценовой игры ''.

          Важным  для отечественных компаний является и позиция государства по вопросу  проведения процедуры банкротства. Реализация данной меры по отношению  компаний – неплательщиков  '' на полную мощь '' могла бы освободить место более эффективным хозяйствующим субъектам. Но всё это затруднено по ряду причин. Во-первых, с большим количеством неплатежеспособных предприятий, которые не могут  быть обслужены ни системой арбитражных судов, ни другими институтами. Во-вторых, результатом массового банкротства крупных должников будет банкротство кредиторов. В-третьих, к разряду особо неплатежеспособных предприятий относятся, прежде всего, крупнейшие компании страны, а их банкротство может серьёзно снизить рейтинг России.

          Выход из создавшегося положения возможен за счёт использования рационального механизма реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам в федеральный бюджет. Согласно новому порядку реструктуризация становится более доступной из-за увеличения пропускной способности процедуры и возможности её решения местными налоговыми органами при размере задолженности предприятия в федеральный бюджет не более 20 млн. руб. Компании могут рассчитывать на четырёхлетнюю рассрочку выплаты основного долга и десятилетнюю – штрафа и пеней, при этом сумма штрафов и пеней уменьшается в 3-7 раз. При этом новый порядок предусматривает реструктуризацию либо под залог имущества, либо под банковскую гарантию.

          Отпускные цены в промышленности, объём  бюджетных  расходов, и конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке в значительной мере зависят от установления базовых тарифов естественных монополий в газовой, энергетической и железнодорожных отраслях. Становится ясным, что инфляция издержек в значительной степени зависит от роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Поэтому государство должно защищать интересы потребителей путём вмешательство в процессы ценообразования в отраслях естественной монополии, разумеется, не забывая и о законных экономически обоснованных правах производителей.

          Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий путём внедрения  и развития элементов конкуренции  в этих отраслях. Самое перспективное  направление экономической политики государства в отраслях естественных монополий является  их реструктуризация.

          Ключевое  звено в новой системе управления – поиск ценовой модели, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия. От правильного выбора этой модели зависят решения как краткосрочных  задач, связанных с поддержанием платежеспособности предприятий и повышением рентабельности их деятельности, так и долгосрочные, связанные с повышением цены компании, привлечением  дополнительных источников финансирования, повышением конкурентоспособности предприятия.

          Комплексно внедрить и успешно применить современные методы формирования инвестиционной политики для всех дочерних предприятий. Это наряду с постоянным мониторингом структуры платежеспособного потребительского спроса позволит дочерним предприятиям проводить мобильную и эффективную ценовую политику на рынке. 
     
     
     

2. Анализ адаптационной стратегии  сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований…

         В  последние два  десятилетия в мире появилась  экономика нового типа, которую американский социолог М. Кастельс назвал информационной и глобальной. По его утверждению, производительность и конкурентоспособность организаций зависят, в первую очередь. От их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Следует признать, что российское общество пока далеко от информационного понимания, но в научной литературе дискутируется вопрос о возможности и целесообразности внедрения технологий и методов управления в практику деятельности российских хозяйствующих субъектов. Перспективы такого внедрения зависят от степени включения России в процессы интернационализации и глобализации, которые уже происходят в российской действительности: управленцы делают попытки перехода к новейшим методам управления организациями; пытаются формировать новые потребности путём усиления  работы.

         Тем не менее, практика российских предприятий подтверждает дефицит научно обоснованных методов  управления, что приводит к распылению средств, снижению эффективности использования  материальных и финансовых ресурсов. Системный анализ как основа упреждения негативных ситуаций слабо используется на всех уровнях управления. Положение усугубляется необходимостью обработки всё возрастающих потоков информации, постоянным усилением конкурентной борьбы, заставляющим предприятия быстрей и адекватней реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Необходим механизм управления, позволяющий воспринимать эти изменения, распознавать их и обеспечивать соответствующую  адаптацию хозяйственной деятельности на основе современных технологий.

         Консцентивно-интерактивное  управление предприятием – это управление, осуществляемое в пределах определённого  информационного поля, основанное на выявлении закономерностей и  взаимосвязей внутри и вне предприятия, позволяющих ставить адекватные цели и осознанно моделировать варианты развития на базе современных информационных технологий, используемых на всех этапах принятия решений.

         Сущность процесса предприятием заключается в принятии решений. Разработка решения - сложный  процесс, основанный на изучении взаимосвязей предприятия.                                                                

          Предприятия как  социально – экономическая система  находится в информационном поле, где происходит обмен информацией  и другими системами различного  рода. В процессе  управления в первую очередь важно выявить количество связей , выделить релевантные , показать место в их системе. Селекция взаимосвязей резко сужает информационное поле, что улучшает видимость проблемы и выбор вариантов ее решения.

         В современной практике управления данные теоретические положения реализуются посредством стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия, предполагающего комплексную оценку всех взаимосвязей и имеющихся у предприятия ресурсов. Это позволяет выявить проблему, на основе определенных методов разработать решение и принять его к исполнению с последующей корректировкой. Другими словами – реализовать функцию прогнозирования и планирования.

         Стратегический  анализ.

         Основная цель стратегического  анализа – определить конкурентную позицию предприятия на рынке, с тем, чтобы в дальнейшем ставить цели и задачи, укреплять существующие конкурентные преимущества и развивать новые. В научной литературе нашли отражение несколько подходов к оценке конкурентных позиций организации, методику, основанную на принципах SWOT – анализа.

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям