Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики. Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие '' хорошую'' социалистическую экономику. Это далеко не так.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 стр.

Проблемы адаптации Российских предприятий к рыночным условиям

Сущность, форма и структура в условиях рынка…….........6 стр.

Особенности адаптации в условиях рыночной среды……17 стр.

Анализ адаптационной стратегии сельскохозяйственных предприятий в условиях аграрных преобразований……………………………24 стр.



Заключение…………………………………………………………..35 стр.

Литература…………………………………………………………...40 стр.

Работа содержит 1 файл

Alexeev_P.docx

— 1.19 Мб (Скачать)

                 Для того, чтобы выйти на намеченные  рубежи в более короткие сроки  и с минимальными вложениями  многие компании сосредотачивают  усилия на трёх главных направлениях:

    1.Комплексной  автоматизации производственных  процессов.

    2.Совершенствование  форм и методов управления, включая организацию производства и развития технико-технической базы

  1. Развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и активности каждого работника.

    Именно  такая концентрация ресурсов считается  наиболее перспективной, для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения, которые ещё недавно существовали только в теории.

                 В условиях рыночной экономики  контроль над предприятием имеет  его владелец, который право принятия  решений по производственным и финансовым вопросам передаёт администрации (генеральному директору ), сохраняя за собой право распоряжаться чистым доходом, руководитель предприятия концентрирует в своих руках контроль над предприятием.  Он должен обладать специальными знаниями и способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

                Контракт, заключаемый владельцем  с руководителем предприятия,  должен включать следующие основные  положения:

  1. Основные права и обязанности руководителя предприятия;
  2. Ограничение совместительства;
  3. Представление декларации о доходах;
  4. Механизм определения заинтересованности руководителя предприятия в совершении сделок от имени фирмы и соответствующий контроль со стороны её учредителей;
  5. Ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
  6. Ответственность ( дисциплинарная и материальная)руководителя предприятия за нарушение условий контракта;
  7. Процедура отстранения руководителя предприятия от исполнения обязанностей;
  8. Порядок основания расторжения контракта с руководителем предприятия.

    Огромные  трудности российских предприятий  в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактором. Многие проблемы обусловлены  макроэкономической ситуацией. Но в  ряде случаев источник проблем кроется в самих предприятиях, причём заметную роль играет низкая дифференциация их продукции. В производственном (реальном) секторе экономики – это вообще преобладающая ситуация.

            В советскую эпоху  предприятия выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Ассортимент был очень не большой: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, телевизоров, колбас, сыра  и т.д. В силу этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жёсткое конкурентное противостояние – уж больно похожи их изделия.

            Одновременно российским заводам приходится конкурировать  с превосходящими  по силам иностранными производителями.

            Из двух основных методов конкуренции ценовой  и неценовой – наши предприятия  на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них, в ценовую конкуренцию. Предприятия, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низкой, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а цена падает ниже издержек, то появляются убытки. При этом отечественным предприятиям  часто приходится компенсировать за счёт заниженных цен ещё и отставание по качеству продукции.  Напротив,  при неценовой конкуренции предприятия стараются привлечь покупателя повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: лучшим приспособлением его к нуждам конкурентной группы потребителей, улучшение качества продукции, активизацией рекламы, улучшением сервиса и т.д. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.  В настоящее время на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом преимуществ, которые этот вид конкуренции обеспечивает проводящим её фирмам.

            Во-первых, ценовые  схватки невыгодны для всех участников борьбы.

            Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики  усложнились запросы потребителей. Покупатели стали более требовательно  относится к качеству выпускаемой  продукции, стали обращать особое внимание на свойства товара, услуги и т. д. Особые свойства товара часто важнее ценовой привлекательности: за подходящий товар потребитель готов платить полной мерой, а неподходящий не возьмёт и по дешёвке. То есть удачная дифференциация товара часто является способом ухода от всякой конкуренции вообще, ухода в совершенно свободную рыночную нишу.

            В-третьих, затраты  на неценовую конкуренцию при  правильном подходе обходятся фирме  дешевле, чем расходы на конкуренцию  ценовую. Из сказанного не следует, что  неценовая конкуренция осуществима  вообще без затрат- хорошая реклама или высокое качество продукта тоже стоят немало денег. Но поле манёвра у  фирмы, бесспорно, шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента не лобовой атакой, расходуя на борьбу всё больше денег, а с помощью лучших идей.

            В-четвёртых, ценовая  конкуренция в наше время в  большинстве стран, включая и  Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может опускаться ниже себестоимости.

            Итак, дифференциация продукта - мощный способ адаптации к рыночным условиям, применимая даже в самых тяжёлых случаях промышленности страны. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2 Особенности адаптации в условиях рыночной среды 

              С 1995 по 1998 годы у нас в стране проводилась государственная политика, которая получила название '' финансовая стабилизация''. Российские предприятия до сих пор не оправились от этой проводившейся политики.

             Основная идея этой экономической  реформы состояла в обеспечении  экономического роста ВВП, и национального производства за счёт снижения инфляции, стабилизации цен, укрепления национальной валюты путём поддержания искусственного дефицита рублевой массы, изменение механизма финансирования бюджетного дефицита, усиление фискальной налоговой политики, снижение  банковских кредитных ставок.

    Искусственно  созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики по-прежнему оказывает деформирующее влияние  на процесс ценообразования и  систему цен.

    Вторым  антиинфляционным методом, на который Правительство возлагало особые надежды, являлась замена инфляционного кредитования Центральным банком России дефицита бюджета не инфляционным механизмом его финансирования путём заимствования свободных денежных ресурсов на финансовом рынке посредством размещения ценных государственных бумаг. При умеренном использовании данный метод, как показывает опыт европейских стран, позволяет мобилизовать для решения бюджетных проблем значительные финансовые задачи, без ущерба для экономики в целом.

                 Переход к финансированию бюджетного дефицита путём размещения государственных ценных бумаг, часто рассматривают как не инфляционный способ мобилизации необходимых государству финансовых ресурсов.

    Использование кредитных источников финансирования дефицита государственного бюджета, не подкреплённое экономическим ростом, не перекрывает инфляцию, а лишь сдвигает её по времени в будущее. Чем больше эти заимствования, тем сильнее они истощают экономику, тем выше инфляционный потенциал.

                Третий метод преодоления инфляции – ужесточение  налогового фискального прессинга. Государственная программа '' Стабилизация экономики и финансов'', принятая 28 июня 1998 года предусматривала значительное увеличение налоговой нагрузки на всех субъектов экономики. С принятием соответствующих законов, указов и постановлений правительства, общий объём налоговой нагрузки увеличился более чем на 100 млрд. руб. Фискальный блок антикризисной правительственной программы являлся доминирующим. Он, например, предусматривал введение налога с продаж, единого налога на временный доход для малого бизнеса, включение в налогооблагающую базу всех доходов, получаемых не по основному месту работы, сокращение категорий граждан, получающих социальную помощь и т.д. При этом основной упор делался на косвенное налогообложение, усиление налогообложения потребителя. Увеличение налоговых поступлений в бюджет по замыслу разработчиков антикризисной программы позволяли сбалансировать бюджет и тем самым ослабить инфляционный потенциал.

                 Налоги- это не только инструмент  мобилизации доходов бюджетов  в государство. Они ещё и  один из важнейших регуляторов  воспроизводственного процесса, оказывающих  влияние на все пропорции, темпы  и условия функционирования экономики.  Резкое увеличение налоговой нагрузки ведёт к ослаблению деловой активности, включению налогов в цены и их росту.

                 Удержание инфляции на относительно  низком уровне достигалась за  счёт  произвольных задержек выплат  населению.

                 Снижение инфляции монетарными методами, путём искусственного ограничения денежной массы, ужесточение денежной политики, создаёт ложные стоимостные ориентиры в развитии экономики, деформирует процессы ценообразования. Негативные последствия выражаются в падении промышленного производства и инвестиций, искажение цен, значительно превосходят положительный дефляционный эффект. Помимо высокой цены каждого процента снижения инфляции, само это снижение во многом носит  иллюзорный характер. Инфляция приобретает черты подавленной скрытой.

                  Эти выводы особенно очевидны  на микроуровне, уровне компаний.  Если в начале реформ экономику  предприятий потряс шок инфляционный, то не менее ощутим шок дефляционный. Если на макроуровне позитивные  тенденции слаборазличимы, то на  уровне компаний отсутствие финансовой и ценовой стабилизации проявляется в полной мере.

                 В этой сфере углубляется разрыв  между доходами предприятий, сокращающимися  по мере углубления промышленного  спада, снижения инфляции и  относительно неэластичными расходами на поддержание изнашивающегося производственного потенциала, сильной инфраструктуры, избыточной занятости. В результате усиливается дефицит самофинансирования

                В период '' финансовой стабилизации'' удельный вес убыточных предприятий  промышленности по данным Госкомстата Р.Ф. увеличился с 26 % в 1995 г до 51%  в 1998 г. В 1997 году число предприятий, признанных банкротами, выросло с 2168 до 4320 или почти в два раза. В 1998 году  этот процесс продолжился.  Реальный сектор по существу перестал генерировать доходы своего саморазвития и развития экономики в целом. В отраслях которые ориентированные на внутренний конечный спрос, кризис самофинансирования коснулся в меньшей степени. К ним относятся промышленность  электросвязи и автомобильная промышленность.

                 Когда был, так сказать, ''стабилизационный  период'' кризис самофинансирования  сильно отличался и количественно  и качественно от предшествующих.  Во первых, реакция предприятий  оказалась более острой и сопровождалась  ускоренным ростом неплатежей и бартера, на крайне жёсткую и неоправданную экономически, монетаристическую линию.

                  Просроченная кредиторская задолженность  предприятий на 1 января 1999 года превышала  денежную массу более чем в  2,5раза и составила 998 млрд. руб. при среднем ежемесячном росте с начала года около 6.% Также возрос и бартер не менее примечательный феномен российской экономики последних лет.  За последнее время доля бартера в продажах удвоилась с 22 до 41 % . Между ростом неплатежей  и расширением сферы бартера существует  тесная связь  При помощи бартера осуществляется взаимный зачёт дебиторской и кредиторской задолженности. Во- вторых в жёстких финансовых условиях происходит массовая эмиссия денежных суррогатов замещающих '' живые деньги''. Поэтому на всевозможные формы, не денежных расчётов приходится более 70% операций в российской экономике. Примерно две трети выпускаемой продукции не участвуют в товарно-денежном обороте. Проведённое  Межведомственной балансовой комиссией обследование  210 крупнейших и достаточно успешно функционирующих  предприятий показало, что только 27% общей прибыли получено ими в денежной форме, а доля перечислений в федеральный бюджет в денежной форме не превышает 8% от общей суммы налогов. Ускоренный рост неплатежей, бартера, денежных суррогатов, на наш взгляд, являются естественными формами адаптации российских предприятий к жёстким финансовым отношениям. Всё это усугубляет не равновесие в экономике, снижают эффективность её функционирования, мешают деньгам, финансам, ценам выполнять свои функции. Сферу рыночного ценообразования искусственно сокращает глобальное распространение не денежных форм расчётов, основанного на спросе и предложении.

Информация о работе Проблемы адаптации российских предприятий к рыночным условиям