Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.

Работа содержит 1 файл

приватизация в россии.docx

— 97.52 Кб (Скачать)

Следует также  отметить, что наиболее «устойчивыми»  и жизнеспособными оказались  идеи сторонников собственности  трудовых коллективов. Так, в феврале-апреле 1992 г. на страницах периодической печати некоторые российские экономисты и публицисты декларировали необходимость безвозмездной передачи основной части собственности трудовым коллективам как хозяйственным единицам, преимущественно путем создания закрытых акционерных обществ. Парадоксально, но среди ярых сторонников собственности трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистического толка, и многие отечественные ультранеолибералы, тогда как среди противников - российские демократы и бюрократия.

2.5 Предпосылки приватизации

Первая попытка  изменить состояние дел к лучшему  заключалась в поиске новой точки  опоры, смысл которой состоял  в том, чтобы значительно увеличить  капиталовложения в машиностроение, поднять на этой основе технологический  уровень всего производства и  тем самым интенсифицировать  производство, резко повысить его  эффективность. Объем капитальных вложений в машиностроение в очередной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чем в предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда, снижения материалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукции наступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного не получилось. Уже в 1986 году стало ясно, что таким простым путем советскую экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-технического прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно возможности быстро и просто исправить состояние советской экономики рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться.

В 1987 году руководители КПСС вновь возвращаются к проведению обширной экономической реформы, которая  по замыслу должна была стать продолжением и углублением неосуществленного  реформаторского проекта 1979 года. Принимается  ряд решений, постановлений, направленных на качественное изменение облика народнохозяйственного  планирования на макро- и микроуровнях, преобразование институтов хозяйствования, побуждение материальной заинтересованности работников, расширение прав предприятий в осуществлении хозяйственной деятельности.

Краеугольным  камнем нового этапа реформ стал принятый в июне 1987 года после жарких дискуссий  «Закон о государственном предприятии», в котором было закреплено право  предприятий самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять самоуправление.

Одновременно  с Законом было принято постановление  о переводе объединений, предприятий  и организаций, отраслей народного  хозяйства на полный хозяйственный  расчет и самофинансирование, призванное укрепить экономическую самостоятельность  и повысить заинтересованность и  ответственность предприятий за повышение конечных результатов  деятельности предприятий.

Намеченная в 1987 году экономическая реформа должна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения к товарно-денежным отношениям, капиталистическим формам хозяйствования. Однако шаги все еще  были робкими, курс реформ продолжал  называться социалистическим. В объемных документах об экономической перестройке, составивших тома, так и не нашлось  места для приватизации, свободной  торговли, рыночного ценообразования, конкуренции.

Решения о демократизации управления были в значительной степени  декларативными, популистскими, неподкрепленными реальными организационными формами. К тому же ухудшение экономической  ситуации, сползание к кризису  отвлекали внимание руководителей  высшего звена от глобальных реформ, приходилось постоянно латать очередные  экономические «дыры» в бюджете, в удовлетворении потребностей производства и населения. Вследствие всего этого  запланированная в 1987 году реформа  фактически не состоялась, но подготовка ее дала ощутимый толчок движению к  рыночным формам и методам хозяйствования.

Между тем отдельные  ростки рыночной экономики стали  заметны в советской экономической  жизни. Вслед за бригадным подрядом в строительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской организации на уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь индивидуальная предпринимательская деятельность и многочисленные производственно-торговые кооперативы. Частный капитал в малых кооперативных формах стал не только взаимодействовать с государственными предприятиями, но и срастаться с ними.

Ещё одним направлением движения к «государственному капитализму» стала аренда государственных предприятий  их трудовыми коллективами, на основе которой возникла своеобразная форма  смешанной государственно-коллективной формы на средства производства. Поощрение  такой аренды было очередным поиском  волшебного средства возбуждения советской  экономики.

На пути к  подлинно рыночным реформам стояли еще  многочисленные препятствия, труднопреодолимые  барьеры.

Дальнейшее проведение экономических реформ стало невозможным  без адекватных преобразований, а  по существу - революционных перемен  в политической системе.

В то же время  становилось все более ясным  и очевидным, что попытки механического  соединения частнопредпринимательских, рыночных форм с советской социалистической системой хозяйствования не приводят к успеху. Необходимы более радикальные  перемены и в экономических, и  в политических структурах.

Продолжавшееся  ухудшение экономической ситуации к 1988 г. приняло такие масштабы, что правительство вынуждено было признать наличие бюджетного дефицита, который приблизился к 100 миллиардам рублей и превысил 10% валового национального продукта. Дефицит товаров в торговой сети становился тотальным. Предпринимались лихорадочные попытки поправить финансовую ситуацию периодическими повышениями государственных цен на золото, драгоценности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы. Был введен дополнительный 5% налог с продаж. Произошло даже сокращение бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия. В 1989 году экономический рост в стране практически прекратился. Но к этому времени курс реформенных преобразований набрал уже определенную силу. В 1989 г. создается Государственная комиссия по экономической реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин, ставший к тому времени заместителем премьер-министра.

В недрах комиссии зародилась новая концепция экономической  реформы, опубликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции с участием руководителей государства в ноябре 1989 г. Концепция реформы включала следующие черты новой хозяйственной системы:

многообразие  форм собственности, их равноправие  и соревнование;

зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с вкладом в конечный результат;

реформа оплаты труда;

превращение рынка  в сочетании с государственным  регулированием в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства;

перестройка финансово-кредитной  системы и ценообразования;

государственное регулирование экономики на основе гибкого социального и экономического планирования; перестройка планирования;

обеспечение социальной защищенности граждан со стороны  государства.

Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный (умеренное, медленное, не глубокое реформирование), радикальный (коренные резкие перемены, «шоковая терапия»), радикально-умеренный (сочетание первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация и создан хозяйственный механизм переходного периода продлится с 1989 по 1991 год. На втором этапе, с 1991 по 1992 год, предполагался запуск в действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий должны были занять период с 1993 по 1995 год.

Предполагалось  уменьшить число государственных  предприятий до 30%, остальные должны были стать акционерными, арендными, кооперативными. Чисто рыночный обмен  должен был охватить к концу реформы 65-70% производимой продукции.

Как видно из этого краткого описания, проекты  экономических реформ в России с 1989 года начинают приобретать выраженные рыночные очертания.

Есть ряд оснований  считать 1990 год рубежным в проведении рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что появилась упомянутая выше первая официальная доктрина рыночных преобразований, которая породила серию  последующих проектов перехода к  рыночной экономике. Во-вторых, в 1990 году необходимость рыночных преобразований была признана правительством страны. В-третьих, экономическое положение  страны стало настолько тяжелым, что, кроме поворота к рынку, в  это время, пожалуй, не оставалось реальных путей выхода из сложившейся ситуации.

2.6 Порядок проведения  приватизации

В июле 1991 года в  России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных  предприятий на 1992-1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

Акционирование  предприятия сопровождается предоставлением  льгот: 1) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие 10% уставного капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих акций.

Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий  в России. Следует заметить, что  их успешному акционированию способствуют развивающиеся финансовые рынки, в  первую очередь фондовые биржи.

С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг  связано функционирование в нашей  стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой  практики. Зарубежные инвестиционные фонды - это, как правило, открытые акционерные  общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии собственных  акций, инвестируют свои средства в  ценные бумаги других организаций и  ведут торговлю ценными бумагами. Чековый же инвестиционный фонд может  быть только закрытого типа, т.е. он не имеет права выкупать свои акции у акционеров. Это связано с характером ваучеров как ценных бумаг. Дело в том, что задача накопления чеков для использования в процессе приватизации осложняется их распыленностью (владельцами чеков являются все жители страны) и сроком действия (один год). Поэтому закрытый тип отечественных чековых инвестиционных фондов позволяет успешнее централизовать чеки, а самому фонду придает более устойчивый характер.

Важно раскрыть функции чековых инвестиционных фондов, состоящие: а) в мобилизации  ваучеров за счет эмиссии собственных  акций; б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий; в) в торговых операциях (спекуляции) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов входят аккумулирование чеков населения  и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.

На начало 1994 г. в России действовало около 700 чековых инвестиционных фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти три центра приходилось 46% всех чековых инвестиционных фондов.

Переходя к  характеристике второй особенности  отечественной приватизации, следует  отметить, что последняя существенно  отличается от других стран, где она  реализуется в адекватной экономической  среде. В отечественной же экономике  рыночные отношения находились, как  известно, в стадии становления. Поэтому  приватизация предполагает адаптацию  приватизируемого предприятия к  формирующимся рыночным условиям. При  этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на макроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время она не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так и на макроуровне.

Информация о работе Приватизация в России