Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.
Следует также отметить, что наиболее «устойчивыми» и жизнеспособными оказались идеи сторонников собственности трудовых коллективов. Так, в феврале-апреле 1992 г. на страницах периодической печати некоторые российские экономисты и публицисты декларировали необходимость безвозмездной передачи основной части собственности трудовым коллективам как хозяйственным единицам, преимущественно путем создания закрытых акционерных обществ. Парадоксально, но среди ярых сторонников собственности трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистического толка, и многие отечественные ультранеолибералы, тогда как среди противников - российские демократы и бюрократия.
2.5 Предпосылки приватизации
Первая попытка изменить состояние дел к лучшему заключалась в поиске новой точки опоры, смысл которой состоял в том, чтобы значительно увеличить капиталовложения в машиностроение, поднять на этой основе технологический уровень всего производства и тем самым интенсифицировать производство, резко повысить его эффективность. Объем капитальных вложений в машиностроение в очередной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чем в предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда, снижения материалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукции наступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного не получилось. Уже в 1986 году стало ясно, что таким простым путем советскую экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-технического прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно возможности быстро и просто исправить состояние советской экономики рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться.
В 1987 году руководители
КПСС вновь возвращаются к проведению
обширной экономической реформы, которая
по замыслу должна была стать продолжением
и углублением
Краеугольным
камнем нового этапа реформ стал принятый
в июне 1987 года после жарких дискуссий
«Закон о государственном предприятии»
Одновременно
с Законом было принято постановление
о переводе объединений, предприятий
и организаций, отраслей народного
хозяйства на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование, призванное
укрепить экономическую
Намеченная в 1987 году экономическая реформа должна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения к товарно-денежным отношениям, капиталистическим формам хозяйствования. Однако шаги все еще были робкими, курс реформ продолжал называться социалистическим. В объемных документах об экономической перестройке, составивших тома, так и не нашлось места для приватизации, свободной торговли, рыночного ценообразования, конкуренции.
Решения о демократизации управления были в значительной степени декларативными, популистскими, неподкрепленными реальными организационными формами. К тому же ухудшение экономической ситуации, сползание к кризису отвлекали внимание руководителей высшего звена от глобальных реформ, приходилось постоянно латать очередные экономические «дыры» в бюджете, в удовлетворении потребностей производства и населения. Вследствие всего этого запланированная в 1987 году реформа фактически не состоялась, но подготовка ее дала ощутимый толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствования.
Между тем отдельные
ростки рыночной экономики стали
заметны в советской
Ещё одним направлением
движения к «государственному
На пути к подлинно рыночным реформам стояли еще многочисленные препятствия, труднопреодолимые барьеры.
Дальнейшее проведение экономических реформ стало невозможным без адекватных преобразований, а по существу - революционных перемен в политической системе.
В то же время становилось все более ясным и очевидным, что попытки механического соединения частнопредпринимательских, рыночных форм с советской социалистической системой хозяйствования не приводят к успеху. Необходимы более радикальные перемены и в экономических, и в политических структурах.
Продолжавшееся
ухудшение экономической
В недрах комиссии зародилась новая концепция экономической реформы, опубликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции с участием руководителей государства в ноябре 1989 г. Концепция реформы включала следующие черты новой хозяйственной системы:
многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование;
зарабатываемость доходов, их распределение в соответствии с вкладом в конечный результат;
реформа оплаты труда;
превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства;
перестройка финансово-кредитной системы и ценообразования;
государственное
регулирование экономики на основе
гибкого социального и
обеспечение социальной защищенности граждан со стороны государства.
Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный (умеренное, медленное, не глубокое реформирование), радикальный (коренные резкие перемены, «шоковая терапия»), радикально-умеренный (сочетание первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация и создан хозяйственный механизм переходного периода продлится с 1989 по 1991 год. На втором этапе, с 1991 по 1992 год, предполагался запуск в действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий должны были занять период с 1993 по 1995 год.
Предполагалось
уменьшить число
Как видно из этого краткого описания, проекты экономических реформ в России с 1989 года начинают приобретать выраженные рыночные очертания.
Есть ряд оснований считать 1990 год рубежным в проведении рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что появилась упомянутая выше первая официальная доктрина рыночных преобразований, которая породила серию последующих проектов перехода к рыночной экономике. Во-вторых, в 1990 году необходимость рыночных преобразований была признана правительством страны. В-третьих, экономическое положение страны стало настолько тяжелым, что, кроме поворота к рынку, в это время, пожалуй, не оставалось реальных путей выхода из сложившейся ситуации.
2.6 Порядок проведения приватизации
В июле 1991 года в
России был принят Закон о приватизации
государственных и
Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие 10% уставного капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих акций.
Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России. Следует заметить, что их успешному акционированию способствуют развивающиеся финансовые рынки, в первую очередь фондовые биржи.
С появлением ваучеров
как особого типа ценных бумаг
связано функционирование в нашей
стране специальных инвестиционных
фондов приватизации (чековых инвестиционных
фондов - ЧИФ), не типичных для мировой
практики. Зарубежные инвестиционные
фонды - это, как правило, открытые акционерные
общества, которые мобилизуют средства
населения путем эмиссии
Важно раскрыть
функции чековых инвестиционных
фондов, состоящие: а) в мобилизации
ваучеров за счет эмиссии собственных
акций; б) в инвестировании их в ценные
бумаги приватизированных предприятий;
в) в торговых операциях (спекуляции)
с ваучерами. Следовательно, в задачу
чековых инвестиционных фондов входят
аккумулирование чеков
На начало 1994 г. в России действовало около 700 чековых инвестиционных фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти три центра приходилось 46% всех чековых инвестиционных фондов.
Переходя к характеристике второй особенности отечественной приватизации, следует отметить, что последняя существенно отличается от других стран, где она реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находились, как известно, в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на макроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время она не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так и на макроуровне.