Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.
Введение
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада «стабилизация - либерализация - приватизация» стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере, на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после «первичной» приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.
Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов дошла и до России. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1990 г. в России начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.
Сам термин «приватизация» становится одним из наиболее модных и обязательных атрибутов большинства экономических программ и дискуссий. Практически каждый мало-мальски заметный экономист счел своим долгом изложить личную концепцию приватизации или, по крайней мере, выразить свое отношение к предмету. Не только экономисты, но и специалисты из многих, отнюдь не сопряженных областей спешили выдвинуть свои концепции и щеголяли знанием зарубежного опыта.
В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. А также рассмотрен пример приватизации в России, ее особенности и этапы. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.
1. Приватизация и разгосударствление. Что это такое?
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Также под приватизацией понимают процесс, характеризующийся передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы - право управления ими. Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, например:
переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
полная продажа государственных предприятий частным лицам;
продажа части активов;
передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок. Экономический словарь Габлера.
В Великобритании приватизация означает сокращение государственного участия в предприятие до 50%. В некоторых странах (например, Индонезии, Турции, Малайзии) приватизация признаётся и при сохранении государством большей части активов. В США приватизация рассматривается как долгосрочная программа расширения частного сектора за счет сокращения общественного.
Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Однако процесс разгосударствления не означает, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям, меняя формы своей деятельности.
Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Разгосударствление - сложный процесс совершенствования экономики смешанного типа - означает предоставление предприятиям, независимо от формы собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные формы собственности принято относить к частной собственности.
1.1 Роль и экономическое содержание приватизации
Первостепенное
значение в рыночной экономике имеет
то, как предприятие работает (какова
его экономическая
Раскрытие экономического
содержания и способов осуществления
современной приватизации позволяет
определить ее роль и место в смешанной
рыночной экономике. Рассматриваемый
процесс не сводится к передаче государственной
собственности в частные руки;
экономическое содержание современной
приватизации шире и глубже. Это
совокупность мер, ограничивающих предпринимательскую
деятельность государства, повышающих
эффективность функционирования остающихся
государственных предприятий
1.2 Функции, цели, задачи и причины приватизации
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
· формирование слоя мелких и средних собственников;
· сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· перераспределение экономических основ власти.
Также выделяют
такие цели, как: достижение социальной
справедливости, повышение экономической
эффективности производства, рост доходов
государственного бюджета, но они неизбежно
уходят на второй план. Приватизация может
способствовать развитию данных процессов
только в долгосрочном периоде. При
этом если достижение в ходе приватизации
«всеобщей справедливости»
Цель реформы
собственности как
Объективные причины
развития приватизационного процесса
носят как макроэкономический, так
и микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования
производственной деятельности государственных
предприятий в условиях административно-командной
экономики обусловила их высокие
планово-координационные
1.3 Принципы приватизации
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
· приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;
· приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения;
· изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи;
· обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
· приватизация должна проводиться с учетом национальной безопасности;
· каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю
· приватизация должна заключать в себе сочетание возмездного и безвозмездного способов, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продаётся частным и негосударственным юридическим лицам;
· каждый гражданин Российской федерации должен иметь право на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путём выдачи приватизационных чеков;
· дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества. Платежи в бюджет за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;
Не все эти принципы удалось осуществить в российской приватизации, о которой идет речь в следующей главе.
1.4 Проблемы приватизации
Позитивное воздействие приватизационного процесса, равно как и относительно успешное решение собственно приватизационных проблем, достижимо со всей очевидностью лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации производства, развитию финансовых рынков и проведению активной антимонопольной политики, открытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого.
Перспективы
реализации любой
приватизационной программы
в значительной степени
зависят от развитости
частного сектора
экономики и состояния
финансовых рынков,
степени доходности
госпредприятий, наличия
правовых гарантий для
иностранных инвесторов,
политики профсоюзов,
общего состояния
экономики, наличия
благоприятной
В условиях высокоразвитой рыночной экономики основной проблемой в рамках государственных приватизационных программ является выбор и отработка технических аспектов передачи прав собственности на отдельные компании в частные руки, прежде всего в целях обеспечения экономической эффективности дальнейшего функционирования этих компаний. В постсоциалистических странах начальным этапом приватизации является выбор и теоретическое обоснование концепции и моделей приватизации, что сопряжено с целым рядом специфических особенностей.