Практический аудит: аудит расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:02, лекция

Описание работы

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.

Содержание

1. Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций 2
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, по авансам и претензиям, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, целевому финансированию 4
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 4
2.2. Аудит расчетов по авансам и претензиям 10
2.3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 13
2.4. Аудит расчетов по кредитам и займам, целевому финансированию 14
3. Аудит расчетов по налогам, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами 16
3.1. Аудит расчетов по налогам и сборам 16
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами 18
3.3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям 21
3.4. Аудит расчетов по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственных расчетов 28

Работа содержит 1 файл

Лекция 7.docx

— 106.93 Кб (Скачать)

Примечание: ДО - данные организации; ДА - данные аудитора; ОК  - отклонения («+» больше, «-» меньше).

 

 

 

При проведении аудита данного объекта контроля аудитор долден проверить обоснованность установления заработной платы в  организации.

Так, система  заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат должны быть установлены в соответствии с требованиями ст. 135 ТК РФ. Ограничения  удержаний из заработной платы, ограничения  размеров этих удержаний регулируются статьями 135, 138 ТК РФ.

Для расчета  средней заработной платы учитываются  все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в  организации независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы  работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы  и фактически отработанного им времени  за 12 месяцев, предшествующих моменту  выплаты.

Оплата труда  работников, занятых на тяжелых работах, в местностях с особыми климатическими условиями, в выходные и нерабочие  праздничные дни, ночное время, а  также при изготовлении продукции, оказавшейся браком, и времени  простоя и др. устанавливается  согласно требованиям статей 146-158 ТК РФ.

Основанием  для расчета пособий по временной  нетрудоспособности является листок нетрудоспособности (больничный лист) из медичинского учреждения. Пособия начисляются, согласно условиям государственного страхования, работникам: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им 3 лет; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности при  причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещается  в размере утраченного потерпевшим  заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь, а  также дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья (расходы на лечение, восстановление и протезирование и т. д.), если установлено, что потерпевший нуждается в  этих видах помощи и не имеет возможности  получить их бесплатно (статья 1085 ГК РФ).

Пособие по временной нетрудоспособности в  других случаях, кроме трудового  увечья или при ином повреждении  здоровья работника, выплачивается: в  размере 100% заработка - рабочим и  служащим, имеющим непрерывный стаж работы свыше 8 лет и на иждивении  трех или более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам Великой Отечественной  войны; в размере 80% заработка - при  непрерывном стаже работы до 8 лет; в размере 60% заработка - при непрерывном  стаже работы до 5 лет.

Пособие по беременности и родам исчисляется  из фактического заработка, то есть учитываются  все виды оплаты труда, на которые  по действующему законодательству начисляются  взносы на социальное страхование. Выплачивается в размере 100% заработка вне зависимости от стажа работника.

Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов  и переплат; правильности удержания  из заработной платы задолженности  по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также  за полученный заем и т. д.

Следует помнить, что общая сумма всех удержаний из заработной платы работника  не должна превышать 50% месячного заработка. Необходимо также убедиться в  правильности организации и ведения  аналитического и синтетического учета, заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.

Практика  аудиторских проверок подтверждает, что зачастую данные аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда не соответствуют записям  по счету 70 (76 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной зарплате). Поэтому в специальной таблице (рабочем документе) необходимо сверить свод начислений и удержаний (ведомости) по оплате труда с данными записей счета 70 в Главной книге, а также с данными регистров бухгалтерского учета (журналы-ордера и др.). При такой проверке необходимо установить причины выявленных отклонений, дать рекомендации по их устранению, рекомендовать организации оптимальный штат работников. Целесообразно также провести анализ темпов роста производительности труда и его оплаты с целью выяснения экономической обоснованности увеличения средней заработной платы в данной организации.

В организациях расчетные взаимоотношения со своими работниками возникают не только по оплате труда, но и по прочим операциям. Эти расчетные операции учитываются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Отдельные виды прочих расчетов учитывают на соответствующих субсчетах:

  1. «Расчеты по предоставленным займам»;
  2. «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
  3. «Прочие расчеты с персоналом».

При аудиторской проверке указанных расчетов с персоналом необходимо установить: имеются ли заключенные договоры по отдельным прочим расчетам (по предоставлению займа) с персоналом; достоверность и реальность задолженностей по этим расчетам. Для этих целей необходимо проверить акты инвентаризации расчетов, расчетно-платежные ведомости, журнал-ордер и др.

Проверяя расчетные операции по предоставлению займов, необходимо установить: реальность задолженностей по предоставленным работникам займам; имеются ли договоры на выдачу займа; за счет каких источников выдавались займы работникам; имеются ли решения акционеров, собственников, учредителей (совета директоров) о предоставлении займов конкретным работникам - физическим лицам. Необходимо также проверить: реальность и правильность начисления процентов по займам, соответствуют ли они ставкам, предусмотренным договором; удерживается ли с работника налог за материальную выгоду, если проценты по предоставленным ему займам установлены ниже средней ставки ЦБ РФ за кредит. Необходимо по вышеуказанным расчетам проверить также правильность корреспонденции счетов.

Аналогично  проверяются расчеты но займам молодым  семьям, которые выдаются за счет собственных  источников. Проверяя операции по субсчету 3, аудитор должен знать, что здесь  учитывают расчеты, возникающие  с работниками организации в  том случае, если они в установленном  порядке получают форменную одежду.

Проверяя  расчеты по возмещению материального  ущерба (субсчет 2), необходимо установить: причины его возникновения (основными  причинами недостач, растрат, хищений  являются несоблюдение условий хранения материальных ценностей, отсутствие должного контроля за их сохранностью, несвоевременное  или формальное проведение инвентаризации); полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам, растратам  и хищениям, соблюдались ли сроки  и порядок рассмотрения случаев  недостач, хищений, растрат, по другим видам причиненного ущерба.

Аудитор должен помнить, что недостачи и  хищения материально ответственным  лицам иногда выгодны, когда с  данного лица взыскивается только балансовая стоимость недостающих ценностей, например, прошлогоднего производства. Поэтому необходимо проверить, взыскивались ли такие недостачи материальных ценностей с виновных лиц в  оценке по рыночным ценам; зачислена  ли разница между взыскиваемой суммой и балансовой стоимостью недостающих  ценностей в прочие доходы организации (дебет счета 98, кредит счета 91). Все  эти вопросы связаны с правильностью  оформления и выведения результатов  инвентаризации денежных средств, материальных и других ценностей, что также  является предметом контроля аудитора. В соответствии с действующим  законодательством недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывается на издержки производства (обращения), а сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи  ценностей относятся на виновных лиц.

Поэтому необходимо проверить: подтверждаются ли актами инвентаризации и приказами  руководителя организации списанные на издержки производства (обращения) суммы по недостачам материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей на прочие расходы организации (согласно ФЗ «О бухгалтерском учете»), когда виновные лица не установлены или в виновности их отказано судом (это должно быть обосновано в акте инвентаризации, в протоколе инвентаризационной комиссии или должно быть решение суда - необходимо обратить внимание, проводились ли административные расследования по фактам недостач, хищений, предъявлялись ли гражданские иски в суд); правильность организации и ведения аналитического учета по счету 73; правильность корреспонденции счетов по всем видам прочих расчетов с персоналом; соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям и оборотной ведомости, Главной книге, бухгалтерской отчетности.

Типичными ошибками и нарушениями, которые могут быть выявлены в ходе проверки расчетов по оплате труда, являются:

  • отсутствие коллективных и трудовых договоров;
  • отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
  • начисление доплат, надбавок и иных выплат работникам, не указанных во внутренних локальных актах и трудовых договорах (контрактах);
  • оформление отпуска, выплата суточных и компенсаций работникам, выполняющим обязанности по договорам гражданско-правового характера;
  • многократное заключение гражданско-правовых договоров с одним и тем же физическим лицом на оказание одной и той же услуги в течение длительного периода времени;
  • некорректная корреспонденция счетов;
  • расхождения между данными аналитического и синтетического учета.

 

 

3.4. Аудит расчетов по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственных расчетов

Целью аудита расчетов с разными  дебиторами и кредиторами является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженности.

Задачи данного вида аудита - установление правильности определения и отражения в учете расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

К источникам получения аудиторских доказательств  относятся: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, приказ об учетной политике организации, акты сверок, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 97 «Расходы будущих периодов», главная книга, бухгалтерская отчетность.

Основными нормативными документами  являются Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Расчеты по имущественному и личному страхованию  ведутся на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» субсчет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному  страхованию». Проверяя данные по этому счету, аудитор должен обратить внимание:

  • на правильность определения базы для начисления страховых взносов или создания страхового резерва;
  • правильность использования норм отчислений, установленных законодательством РФ;
  • своевременность начисления, перечисления и правильность использования страхового возмещения или страхового резерва при наступлении страхового случая;
  • правильность документального оформления (имеются ли страховые полисы, правильно ли оформлены расчетно-платежные документы) и ведения бухгалтерского учета на субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» или 96 «Резервы предстоящих расходов» при создании страховых фондов (резервов) (регулируется учетной политикой организации);
  • соответствие данных аналитического и синтетического учета по субсчету 76-1 записям в журналах-ордерах, Главной книге, балансе.

При обязательном страховании имущества начисление страховым организациям платежей относят  на затраты производства в пределах страховых тарифов, утвержденных в  соответствии с законодательством  РФ и требованиями международных  конвенций; при добровольном - в размерах фактических затрат. Страхование  осуществляется с целью создания страховых фондов для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных  бедствий, экологических катастроф  и других чрезвычайных ситуаций, а  также страхования имущества  организации, жизни работников и  гражданской ответственности за причинение вреда имущественным  интересам третьих лиц.

К затратам по созданию страховых фондов, которые  включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) относятся: страхование  средств транспорта; страхование  имущества; страхование гражданской  ответственности организаций - источников повышенной опасности; страхование  гражданской ответственности перевозчиков; страхование профессиональной ответственности; страхование от несчастных случаев  и болезней; добровольное медицинское  страхование.

Расчеты страховой организации с гражданами по заключенным договорам индивидуального страхования (имущества, жизни, средств транспорта и т. п.) могут осуществляться через организации. В этом случае суммы страховых платежей, причитающихся с граждан, ежемесячно удерживаются у них из заработной платы (оплаты труда) и перечисляются экономическим субъектом страховой организации.

Информация о работе Практический аудит: аудит расчетных операций