Практический аудит: аудит расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:02, лекция

Описание работы

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.

Содержание

1. Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций 2
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, по авансам и претензиям, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, целевому финансированию 4
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 4
2.2. Аудит расчетов по авансам и претензиям 10
2.3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 13
2.4. Аудит расчетов по кредитам и займам, целевому финансированию 14
3. Аудит расчетов по налогам, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами 16
3.1. Аудит расчетов по налогам и сборам 16
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами 18
3.3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям 21
3.4. Аудит расчетов по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственных расчетов 28

Работа содержит 1 файл

Лекция 7.docx

— 106.93 Кб (Скачать)

Если аудитор  выявил подобное несоответствие данных учета (см. табл.2) с данными, отраженными  в документах поставщика, то он обязан, применяя приемы сопоставления, прослеживания, опроса и др., выяснить причину. Выборочно  можно проверить правильность изъятия  поставщиками НДС и обоснованность его возмещения проверяемым субъектом. При этом можно использовать форму, представленную в табл. 3.

 

 

Таблица 2

Полнота оприходования товарно-материальных ценностей (работ, услуг), полученных от поставщиков и подрядчиков (руб.)

 

№ п/п

 

Наименование поставщика, подрядчика

 

Наименование материальных ценностей, работ, услуг

 

Документ,номер, дата

 

Фактически поступило МПЗ, произведено  работ, оказано услуг (руб.)

Фактически оприходовано

Отклонение,(+,-)

Выводы и предложения аудитора

 

По счету

Сумма,руб.

11

ООО «Надежда»

Минеральные удобрения

Накладная № 20 от 10.06

6000

10

5480

-520

Недостача, имеется акт, данные которого отражены на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

 

2

ООО «Рассвет» 

 

и т. д.

Инвентарь и хозпринадлежности

Накладная № 17 от 05.06

800

10

750

-50

Отклонение без оправданий, необходимо учесть разницу


 

 

Таблица 3

Проверка  правильности изъятия поставщиками НДС и обоснованности его выделения  и возмещения проверяемым субъектом (руб.)

 

№ п/п

Наименование поставщика, подрядчика

Сумма задолженности поставщикам  НДС, руб

Расчетный документ, в котором НДС  отдельной строкой (графой)

Платежный документ, в котором НДС  отдельной строкой

Фактически возмещена

выделен

не выделен

фактическая сумма, руб.

сумма НДС по ставке,руб.

отклонения (+,-), руб.

выделен

не выделен

сумма НДС к возмещению,

руб.

Сумма НДС, руб.

отклонения (+,-), руб.

1

ОАО «Нептун»

11180

Накладная (счет-фактура) №4 от 11.06

---

180

180

---

ПП №4 от 20.06

180

+ 180

2

ООО «Рассвет»

800

---

Накладная (счет-фактура) №17 от 05.06

144

144

---

ПП №10 от 25.06

144

+ 144


 

 

Таблица 4

Достоверность, реальность и законность задолженности  по расчетам с поставщиками и подрядчиками (руб.)

 

№ п/п

Наименование поставщика

Наименование договора, дата и номер

Дата возникновения задолженности

Сальдо задолженности на счете 60

Соответствие сальдо расчетным документам, выпискам, договору, регистрам учета и запросам

Выводы и предложения аудитора

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

ОАО «Нептун»

Договор купли- продажи № 4 от 11.06

01.07

-

1200

-

1200

Верно

2

ОАО «Березка»

И т.д.

Нет договора

06.06

2440

-

2440

-

Незаконная предоплата, нет договора


 

 

Данные  табл. 3 показывают, что во всех случаях проверяемым экономическим субъектом НДС был возмещен необоснованно, так как в первом случае этот налог не был выделен отдельной строкой в платежном документе, а во втором случае в расчетном документе. Проверка правильности изъятия суммы НДС поставщиками показывает, что эти суммы соответствуют нормативным ставкам.

Для проверки достоверности, реальности и законности задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками можно  использовать специальную таблицу (см. табл. 4), данные которой позволят определить возможные ошибки, мошенничество, растраты, искажения данных бухгалтерской отчетности.

Данные табл. 4 показывают, что в первом примере кредиторская задолженность проверяемой организации полностью соответствует расчетным документам, договору, регистрам учета и запросам от поставщика. Указанная сумма задолженности является реальной и достоверной. Во втором же случае дебиторская задолженность организации, хотя и соответствует выпискам, регистрам учета и запросам, является необоснованной, так как данная сумма перечислена поставщику путем предварительной оплаты без заключения с ним договора (соглашения).

При проверке расчетов с подрядчиками следует  установить, обеспечены ли объекты  строительства (ремонта) источниками  финансирования. Аудитор должен помнить  также то, что основанием для расчетов с подрядчиками являются договоры, проектно-сметная документация на строящиеся объекты, акты выполненных работ, счета-фактуры. Здесь необходимо также обратить внимание: на реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности  на счете 60, ее соответствие данным Главной  книги и отчетности; нет ли приписок объемов выполненных работ (для  чего можно провести контрольный  обмер выполненных работ); на правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов; на правильность расчета  с поставщиками и подрядчиками (нерезидентами) в иностранной валюте.

В последнем  случае аналитический учет ведется  по каждому поставщику (подрядчику) раздельно в валюте платежа и  ее рублевом эквиваленте по курсу  ЦБ России на дату возникновения обязательств. Основанием отражения операций в установленные сроки (по дате получения груза на таможне, по дате окончания оказания услуг) являются счета с приложенными первичными документами (акт, таможенная декларация и др.). Курсовая разница между днем возникновения задолженности (оказания услуг, получения товаров) и днем оплаты (за исключением случая предоплаты) отражается: положительная - по дебету счета 60 и кредиту счета 91; отрицательная - по дебету счета 91 и кредиту счета 60. Кроме того, в конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в иностранной валюте в обязательном порядке пересчитываются и рубли по курсу ЦБ РФ и возникшая курсовая разница списывается (при повышении курса инвалюты) с кредита счета 60 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По задолженности с каждым поставщиком  и подрядчиком необходимо выявить  соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При проведении проверки следует обратить внимание на списание с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности организации.

Основные  виды нарушений:

  • отсутствие договоров на поставку продукции;
  • отсутствие первичных документов;
  • недостоверность аналитического учета;
  • формальное проведение инвентаризации расчетов.

 

2.2. Аудит расчетов по авансам и претензиям

Расчеты по авансам у организации возникают  в случае поручения от покупателей  авансов под производимую продукцию  либо выдачи авансов поставщикам и подрядчикам в счет поставки материалов и выполнения капитальных и других работ.

Учет  данных расчетов ведется на двух счетах: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  субсчет 60-2 «Расчеты по авансам выданным»  и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным».

По дебету субсчета 60-2 учитывается  сумма выданных авансов под капитальные  и другие работы, МПЗ и т. д. в  корреспонденции со счетами 51 и др., а по его кредиту отражают погашение  авансов путем зачета при расчетах за выполненные работы или поставленные материальные ценности в корреспонденции  с дебетом счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др.

По кредиту субсчета 62-2 учитывают получение авансов от заготовительных и других организаций в корреспонденции со счетами 50,51 и др., по дебету - погашение авансов путем зачета при расчетах с покупателями в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи» и др.

Источниками информации для проведения аудита являются договоры, расчетно-платежные документы, Главная книга и бухгалтерская отчетность организации.

Необходимо проверить:

  • обоснованность получения и выдачи авансов; правильность ведения аналитического учета по счетам 60, 62 (он должен вестись в разрезе дебиторов и кредиторов);
  • соответствие записей аналитического учета записям в оборотной ведомости, Главной книге и балансе;
  • правильность учета авансов, полученных или выданных в иностранной валюте.

Аудитор должен помнить, что в отдельных  организациях с целью ухода от налога на прибыль в данном отчетном периоде полученную выручку от реализации продукции (работ, услуг) отражают как  авансы полученные, т. е. по дебету счета  денежных средств и по кредиту  счета 62. Поэтому здесь необходима тщательная проверка содержания договоров, расчетно-платежных документов, особенно при наличных расчетах.

Проверкой предварительных оплат  выявляются и такие факты, когда  их необоснованно отражают в бухгалтерском  учете как предоставленные займы (относят на дебет счета 58) или  полученные займы (относят на кредит счета 66 или 67). При выявлении таких фактов необходимо установить размеры скрытой предоплаты и немедленно предупредить руководство организации о том, к каким последствиям может привести такое умышленное искажение данных учета по налогообложению. Кроме того, такие нарушения приводят к искажению показателей бухгалтерской отчетности.

При проверке авансов полученных особое внимание следует обратить на правильность начисления от суммы аванса налога на добавленную стоимость проводкой: дебет субсчета 76.АВ «Налог на добавленную стоимость по авансам полученным» и кредит счета 68 «Расчетам по налогам и сборам».

При отгрузке продукции, выполнении работ, оказании услуг на сумму ранее учтенного НДС сначала делается обратная запись (дебет счета 68 и кредит счета 76.АВ), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции (работ, услуг) в установленном порядке (дебет счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 90 и др.).

Расчеты по претензиям у организации возникают в случаях предъявления претензий:

  • к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта) несоответствиям цен и тарифов, обусловленным договором или предусмотренных прейскурантом, а также при выявлении арифметических ошибок, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам товарно-материальных ценностей или затрат были совершены;
  • к поставщикам материальных ресурсов за обнаружение несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;
  • к транспортным организациям за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли и за излишне уплаченные суммы тарифа при перевозке груза;
  • за брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков;
  • по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий в размерах, признанных поставщиками или присужденных арбитражным судом;
  • к учреждениям банка по суммам, ошибочно списанным со счетов организации (расчетного, валютного, специального).

Учет этих расчетов ведут на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Начисление сумм претензий  записывается по дебету данного субсчета, их оплата - по его кредиту. Дебетовые  обороты счета, как правило, корреспондируют со счетами 51,52,60, 91,66 и т. д.

Источником контрольных данных являются договоры, претензионное заявление  с приложением к нему документов, подтверждающих предъявленные заявителем требования, Главная книга и др.

Проверкой оборотов по субсчету 76-2 выявляются факты  включения в издержки производства и обращения суммы недостач, потерь материальных ресурсов, не возмещенных  организации в установленном  порядке и без документов, дающих юридическое право на их списание. Поэтому при проверке необходимо обратить внимание:

  • на обоснованность, своевременность и правильность оформления претензионных документов. Под видом предъявления претензии могут скрываться факты присвоения должностными лицами товаров, или несоблюдение сроков предъявления претензии может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных и других ценностей;
  • обоснованность претензий, предъявленных к проверяемой организации. Здесь нужно проверить, проводились ли внутренние контрольные процедуры с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;
  • правильность составления корреспонденции счетов;
  • правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной претензии поставщикам и др. или полученной от покупателей;
  • соответствие данных аналитического учета записям в оборотной ведомости (журнале-ордере), Главной книге, балансе.

Информация о работе Практический аудит: аудит расчетных операций