Практический аудит: аудит расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:02, лекция

Описание работы

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.

Содержание

1. Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций 2
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, по авансам и претензиям, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, целевому финансированию 4
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 4
2.2. Аудит расчетов по авансам и претензиям 10
2.3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 13
2.4. Аудит расчетов по кредитам и займам, целевому финансированию 14
3. Аудит расчетов по налогам, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами 16
3.1. Аудит расчетов по налогам и сборам 16
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами 18
3.3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям 21
3.4. Аудит расчетов по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственных расчетов 28

Работа содержит 1 файл

Лекция 7.docx

— 106.93 Кб (Скачать)

Тема: «Практический аудит: аудит  расчетных операций»

 

1. Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций 2

2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, по авансам и претензиям, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, целевому финансированию 4

2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 4

2.2. Аудит расчетов по авансам и претензиям 10

2.3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 13

2.4. Аудит расчетов по кредитам и займам, целевому финансированию 14

3. Аудит расчетов по налогам, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами 16

3.1. Аудит расчетов по налогам и сборам 16

3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами 18

3.3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям 21

3.4. Аудит расчетов по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственных расчетов 28

 

 

1. Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.

Анализ состояния законности и  целесообразности организации расчетных  операций включает проверку расчетов: с поставщиками и подрядчиками (счет 60); по авансам выданным и полученным (счета 60, 62); с покупателями и заказчиками (счет 62 и др.); по претензиям (счет 76); по имущественному и индивидуальному  страхованию (счет 76); с бюджетом (счет 68); по социальному страхованию (счет 69); с персоналом по оплате труда (счет 70); с персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными дебиторами и  кредиторами (счет 76); с внутрихозяйственными подразделениями (счет 79). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические  счета по указанным синтетическим  счетам.

При проверке расчетных операций аудитор  должен учитывать особенности отдельных  организаций, использующих рабочие (упрощенные) планы счетов и упрощенные формы  бухгалтерского учета - например, предприятий  малого бизнеса и др.

По каждой из перечисленных групп  расчетов (до проведения документальной проверки) целесообразно сначала  выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения  задолженностей и укрепления расчетно-платежной  дисциплины определяются посредством  проведения фактического и документального  контроля.

Источником  контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах  и первичных документах, а также  в Главной книге и отчете. Поэтому  аудитор должен установить: имеется  ли в организации нормативная  база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых первичных  документов, порядок их возникновения, систему нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

Ответы на указанные вопросы  можно получить путем предварительного обзора и тестирования. Ниже приводится вопросник (анкета) примерных тестов контроля состояния внутреннего аудита и системы учета расчетных операций (табл. 1).

Таблица 1

Вопросник для проверки состояния внутреннего  контроля и системы учета расчетных  операций

 

№ п/п

Содержание вопроса

 

Ответы

Количественные параметры

 

Примечание

 

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

7

 

А. Внутренний контроль

1

Проводится ли инвентаризация расчетов?

X

   

Один раз в год

 

2

Проверяются ли сроки возникновения  задолженности?

 

X

     

3

Имеются ли акты инвентаризации расчетов?

   

X

   

4

Проводится ли анализ актов инвентаризации?

 

X

     

5

Анализируются ли и выявляются ли причины  неплатежей?

 

X

     
 

И т. д.

         
 

Б. Система учета

6

Имеется ли в организации нормативная  база данных?

   

Х

   

7

Имеются ли образцы заполненных типовых  расчетно-платежных документов?

 

Х

     

8

Разработан ли примерный проект организации и постановки учета расчетов?

 

Х

     

9

Наличие регистрационных

журналов

 

Х

     

10

Ведется ли аналитический учет по каждому виду расчетов?

 

Х

 

Только с поставщиками

 

11

Систематически ли производятся записи в регистрах бухгалтерского учета?

   

Х

   

12

Правильно ли составляются корреспонденции  счетов по расчетным операциям?

   

Х

Имеются отклонения от инструкции

 
 

И т. д.

         

Из данных тестирования (см. табл. 1) следует, что внутрихозяйственный  контроль расчетных операций не отвечает современным требованиям, а бухгалтерский  учет этих операций организован так, что не может полностью выполнять  поставленные перед ним задачи, а также следует, что не всегда соблюдается выполнение отдельных принципов и требований учета. Даже из тестирования общих вопросов организаций внутреннего конроля и постановки бухгалтерского учета в данном случае можно констатировать, что вероятность пропуска ошибок велика, а потому аудитор в свою индивидуальную программу проверки должен включить и направить свои усилия на рассмотрение тех вопросов (участков), которые не подверглись внутреннему контролю или которым уделялось мало внимания со стороны бухгалтерии и финансового отдела организации.

Собственно  проверку состояния расчетов рекомендуется  начинать (по мере необходимости) с  инвентаризации расчетов или с анализа материалов инвентаризации, если они имеются к моменту проведения проверки. В процессе такой проверки необходимо установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, реальность, причины и виновность лиц в пропуске сроков исковой давности; тождество расчета с банками, подразделениями организации, вышестоящими органами, с бюджетом, внебюджетными фондами; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые к изысканию этой задолженности; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также числящихся на балансе сумм других задолженностей; достоверность предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательствами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке.

Аналитическое исследование материалов инвентаризации расчетов даст аудитору возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке тех расчетных операций, где выявлены: отсутствие внутреннего контроля; расхождения; неувязки; сомнительность в законности или реальности операций.

 

2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, по авансам и претензиям, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, целевому финансированию

 

2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Целью аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками является выражение мнения о достоверности  отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Задача  данного вида аудита состоит в  установлении правильности определения  и отражения в учете сумм по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

К источникам получения аудиторских доказательств  относятся: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, приказ об учетной политике организации, акты сверок, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», главная книга, бухгалтерская отчетность.

Основными нормативными документами являются Положения по бухгалтерскому учету  «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Проверка  расчетов с поставщиками и подрядчиками должна осуществляться согласно программе  по следующим основным направлениям:

наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей (работ, услуг);

точность  по оплате сумм за полученные товарно-материальные ценности (работы, услуги);

правильность  оценки полученных и отгруженных  товарно-материальных ценностей (работ, услуг) при бартерных сделках;

достоверность, реальность и правильность учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием векселей;

полнота оприходования полученных ценностей  или учета выполненных работ  и услуг.

Основным документом, определяющим правовой режим расчетных взаимоотношений  с поставщиками и подрядчиками по поставкам материальных ресурсов, а  также по выполненным работам  и оказанным услугам, является договор, заключенный между организацией-заказчиком и поставщиком (подрядчиком). Договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ. Однако на практике формулировки предметов  проверяемых договоров часто  не отвечают их названиям и нормам в соответствии с ГК РФ. Поэтому  аудитор должен тщательно проанализировать содержание этих договоров и определить законность (или незаконность) проведенных  по ним операций.

К важнейшим требованиям при  осуществлении сделок на поставку товаров, услуг относятся соблюдение форм договора, полнота и своевременность  исполнения обязательств сторонами  соответствующих договоров вне  зависимости от сроков. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, могут  быть признаны ничтожными (недействительными).

При проверке аудитор должен обратить особое внимание на следующие вопросы: имеются ли договоры по проведенным  операциям с поставщиками и подрядчиками; правильность оформления договоров; при  наличии задолженностей необходимо установить дату возникновения и  причину образования просроченной задолженности.

Далее аудитор  должен проверить непосредственно  расчетные операции с каждым поставщиком, а затем с каждым подрядчиком. Для этого путем проверки записей  по журналу-ордеру (при автоматизации  учета) к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также расчетно-платежных  документов аудитор должен определить дату возникновения и характер каждой операции, поставок, правильность применения цен для оценки, наценок (скидок), своевременность и полноту оприходования полученных ценностей, обоснованность предъявления претензий, выделения на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» НДС.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Необходимо также установить: проводилась ли инвентаризация расчетов; предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обяательств, а также обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций; правильность списания сомнительных долгов.

При необходимости можно провести контрольную инвентаризацию ценностей  и расчетов, встречную сверку документов и регистров учета в проверяемой  организации и у поставщика, устный опрос специалистов и материально  ответственных лиц по указанным  вопросам.

Проверяя  операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен установить правильность сумм и составления по ним корреспонденции счетов.

Необходимо  особое внимание обратить на отражение  операций на счетах при расчетах с  использованием векселей, так как  в них обычно кроется множество  ошибок, влияющих на себестоимость  продукции и финансовые результаты организации, а также на правилность  списания (возмещения) НДС по приобретенным  ресурсам. Так, оприходуя материалы, покупатель выдает поставщику свой вексель  и в учете ошибочно относит  сумму процента по векселю на издержки производства:

  1. Дт сч.10 Кт сч. 60.1 – 100 тыс.руб.
  2. Дт сч.19 Кт сч. 60.1 – 18 тыс.руб.
  3. Дт сч.60.1 Кт сч.60.3 – 118 тыс. руб.
  4. Дт сч. 26 Кт сч.60.3 – 10 тыс. руб.
  5. Дт сч. 68 Кт сч.19 – 18 тыс.руб.

Из данного  примера видно, что организация  необоснованно отнесла на издержки производства (операция 4) вексельный процент (разницу между номиналом выданного  веселя и суммой задолженности поставщику).

Между тем  следовало сумму весельного процента отнести на увеличение стоимости  приобретенных материалов (Дт сч.10). Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в  рабочих документах (свидетельствах) (табл.2,3,4).

Информация о работе Практический аудит: аудит расчетных операций