Практический аудит: аудит расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:02, лекция

Описание работы

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции экономического субъекта различными приемами и методами контроля.

Содержание

1. Оценка состояния системы учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций 2
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, по авансам и претензиям, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, целевому финансированию 4
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 4
2.2. Аудит расчетов по авансам и претензиям 10
2.3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 13
2.4. Аудит расчетов по кредитам и займам, целевому финансированию 14
3. Аудит расчетов по налогам, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами 16
3.1. Аудит расчетов по налогам и сборам 16
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами 18
3.3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям 21
3.4. Аудит расчетов по страхованию, с разными дебиторами и кредиторами, внутрихозяйственных расчетов 28

Работа содержит 1 файл

Лекция 7.docx

— 106.93 Кб (Скачать)

Аудитор должен знать, что претензия предъявляется  в письменной форме, ее подписывает руководитель организации или его заместитель. В претензии должны быть указаны: требования заявителя; сумма претензии и обоснованный ее расчет; факты, при которых основаны требования; доказательства, подтверждающие претензионные требования, со ссылкой на соответствующие законы; перечень прилагаемых документов и других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования споров.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по электронной почте, факсу, телетайпу и иными средствами связи, обеспечивающими фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон, международными договорами, контрактами с иностранными фирмами. Ответ о результатах рассмотрения претензии дают в письменной форме, его подписывает руководитель организации-ответчика.

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.

Основные  виды нарушений:

  • отсутствие договоров на поставку продукции;
  • отсутствие первичных документов;
  • недостоверность аналитического учета;
  • формальное проведение инвентаризации расчетов;
  • несоблюдение порядка оформления и предъявления претензий поставщикам по договорам.

 

 

2.3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками является выражение  мнения о достоверности отражения  в учете и отчетности показателей  дебиторской, а также кредиторской задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К источникам получения аудиторских доказательств  относятся: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, приказ об учетной политике организации, акты сверок, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов», главная  книга, бухгалтерская отчетность.

Основными нормативными документами  являются Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками  проводится аналогично проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Расчеты между  поставщиками и покупателями осуществляются, как правило, безналичным путем, и средства со счетов организаций списываются по распоряжению владельца счетов. При этом допускаются безналичные расчеты: платежными поручениями; аккредитивами; инкассовыми поручениями; чеками.

Форма расчетов между плательщиком и получателем  определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему соглашению могут проводить  зачеты взаимной задолженности, минуя  банки. Практикуются также бартерные  сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями и заказчиками  в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.

В соответствии с Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью  и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими  организациями сверх установленных  размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх  установленных лимитов, - влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от четырех тысяч  до пяти тысяч рублей; на юридических  лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (статья 15.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях).

Поэтому при проверке прежде всего  необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли эти  договоры в журнале регистрации  договоров и гарантийных писем.

Расчеты с покупателями и заказчиками  за реализованную продукцию (работы, услуги) учитывают на активно-пассивном  балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На этом счете в зависимости от видов расчетных операций выделяются субсчета:

  1. «Расчеты с покупателями и заказчиками».
  2. «Расчеты по авансам полученным»;
  3. «Расчеты по векселям полученным»;

В связи с этим при анализе  договоров и других юридических  документов на поставку готовой продукции  необходимо установить достоверность, законность и реальность задолженности  покупателей и заказчиков на каждом субсчете счета 62.

При проверке расчетов с использованием различных  форм безналичных расчетов аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в ряде случаев - провести встречные сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить расчетным операциям, проведенным по чекам, аккредетивам или с использованием векселей. Здесь иногда встречаются ошибки, нарушения действующего порядка, а порой и мошенничество.

Проверяя расчеты с покупателями и заказчиками с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента (дебет счета 62-3, кредит счета 91) по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей; если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, выяснить, нет ли пропусков срока исковой давности.

Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования  наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями и заказчиками  ниже себестоимости отгруженной  продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетах с использованием чеков, аккредитивов, векселей.

Необходимо также проверить:

  • правильность ведения аналитического учета по счету 62. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок);
  • правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62;
  • соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками  можно применить, кроме приемов  фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ. Полезно будет для сбора данных или получения аудиторских доказательств проведение устного или письменного тестирования должностных лиц организации по «болевым» вопросам данного раздела программы аудита, а также тестирование третьих лиц.

Основные  виды нарушений:

  • отсутствие договоров на поставку продукции;
  • отсутствие первичных документов;
  • недостоверность данных аналитического учета;
  • формальное проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками;
  • несоблюдение порядка оформления счетов-фактур, выставленных покупателям, требованиям гл. 21 НК РФ.

 

2.4. Аудит расчетов по кредитам и займам, целевому финансированию

Целью аудита кредитов, займов и средств  целевого финансирования является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам по бухгалтерскому учету.

К задачам, решаемым в ходе проверки по существу, относятся:

  • установление цели использования кредита, ее соответствие условиям договора;
  • выявление полноты и своевременности погашения кредитов по выпискам банка;
  • установление правильности исчисления процентов по кредитам и займам.

Основным нормативным документом, регулирующим учет расходов по займам и кредитам, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008.

Кредиты и займы в условиях переходного  периода к рынку являются необходимыми элементами и средством по поддержанию  непрерывности процессов деятельности организаций. Организации пользуются различными видами банковских кредитов, которые подразделяются на краткосрочные  кредиты (выдаваемые банком на срок до одного года) и долгосрочные кредиты (выдаваемые на срок свыше одного года). Кроме того, организации могут  получать также займы от других юридических  лиц (кроме банков и кредитных  учреждений). В бухгалтерском учете  займы, как и кредиты, подразделяются на краткосрочные (выдаваемые организацией-заимодавцем  на срок до одного года) и долгосрочные (выдаваемые на срок свыше одного года).

Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам ведут на счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам»; 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Учет целевых  бюджетных кредитов - на счете 86 «Целевое финансирование».

При проведении проверки аудитор должен выяснить:

  • имеются ли в наличии кредитные договоры и договоры займов, отвечают ли эти договоры требованиям норм главы 42 ГК РФ;
  • используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет;
  • как погашались задолженности по кредитам и займам (в виде денежных средств, материальных ресурсов, путем передачи векселя, взаимозачетов и т. д.);
  • на каких счетах отражались или за счет каких источников покрывались суммы процентов за пользование кредитами и займами;
  • имеются ли просроченные задолженности по кредитам банков и займам организаций (установить причины) и какие меры предпринимаются для погашения этих задолженностей;
  • правильно ли организован аналитический и синтетический учет по счетам 66, 67;
  • соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета по счетам 66, 67 в Главной книге;
  • соответствуют ли остатки в этих регистрах остаткам на соответствующих счетах в балансе организации.

Для получения  аудиторских доказательств по тестам на соответствие можно использовать следующие приемы проверки: проверка документов; прослеживание операций; пересчет отнесенных на стоимость ценностей и в расходы сумм процентов; аналитические процедуры с целью определения соотношения заемных и собственных средств.

Необходимо тщательно проверить законность и обоснованность полученных займов - не скрывается ли под видом займов налогооблагаемая база (выручка от реализации, предварительная оплата - полученные авансы).

Особое  внимание при проверке необходимо обратить также на законность и объективность  выдачи займов для работников организации  на индивидуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и др. (документы, решения, договоры, условия возмещения).

При проверке организации учета кредитов и займов необходимо установить, как оценивают остатки по полученным займам и кредитам, правильность определения и отражения курсовых разниц по кредитам, полученным в иностранной валюте.

Так, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ по полученным кредитам и займам задолженность в балансе показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Детальной проверки аудитора требуют правила  учета на счете 86 и использования  полученных целевых средств из бюджета  и внебюджетных источников на финансирование капитальных вложений, разницы в  ценах или покрытия убытков (дотации) от реализации продукции, на научно-исследовательские и другие нужды. Кроме того, необходимо проверить другие целевые поступления (благотворительная помощь, средства спонсоров и др.) и их использование по назначению.

Источниками проверки этих средств являются договоры, решения, постановления, первичные  документы, журнал-ордер, Главная книга, бухгалтерская отчетность.

Основные  виды нарушений:

  • отсутствие в организации аналитического учета сумм процентов по кредитам и займам;
  • нецелевое использование средств кредитов, займов и целевого финансирования, их несвоевременное погашение;
  • неправильное исчисление процентов по кредитам, займам, а также их отражение на счетах бухгалтерского учета в зависимости от момента уплаты, а не по окончании отчетного периода;
  • отсутствие документов, подтверждающих использование средств целевого финансирования.

 

 

Информация о работе Практический аудит: аудит расчетных операций