Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:46, курсовая работа
Объектом исследования выступает процесс реализации экономических функций государства в современной экономике. Цель курсовой работы - исследовать функции государства в экономике и границы его вмешательства.
Исходя из поставленной цели, в работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
1.Подчеркнуть необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику;
2.Раскрыть экономические функции государства и объекты государственного регулирования;
Информационную базу исследования составили материалы периодической печати, экономической литературы. Источники по теме работы, при их комплексном использовании, дополнении, сопоставлении позволяют решать поставленные задачи.
Введение……………………………………………………………..............….....2
Глава 1 Роль государства в экономике..................................................................4
1.Методологические подходы к регулированию рыночной экономики.................................................................................................4
2.Цели, объекты и субъекты ГРЭ................................................................6
3.Институциональные структуры и модели ГРЭ......................................7
4.Методы ГРЭ.............................................................................................10
Глава 2 Функции государства в рыночной экономике......................................15
2.1 Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и
законодательства......................................................................................15
2.2 Обеспечение рыночной конкуренции....................................................16
2.3 Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками
и выгодами................................................................................................18 2.4 Предоставление общественных товаров и услуг ..................................22
2.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики в хозяйственной деятельности...................................................................24
Глава 3 Функции государства в современной России.......................................28
3.1Особенности функций государства на современном этапе..................28
3.2 Внутренние функции Российского государства...................................31
3.3 Внешние функции Российского государства........................................37
Заключение............................................................................................................40
Список литературы...............................................................................................41
они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.
Потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.
Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.
Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:
Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.
Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.
Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.
Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.
Необходимо
отметить, что в ряде случаев непросто
отделить общественные блага от частных.
Есть немало видов услуг, имеющих
признаки и тех, и других. К их
числу относятся услуги образования, учреждений
культуры. С одной стороны, они близки
к общественным благам. Люди потребляют
их совместно и поровну, например школьники,
обучающиеся в одном классе, посетители
музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны,
они близки к частным благам, так как не
отвечают принципу неисключаемости их
потребления. Высокая плата за обучение,
посещение музея или кинотеатра может
исключить из состава потребителей лиц
с низкими доходами. Политика государства
в отношении таких услуг должна быть достаточно
гибкой: их нельзя полностью осуществлять
за счет государства, но и недопустима
полная их приватизация. Например, во всем
мире большинство школ и других учебных
заведений являются государственными.
Поэтому в условиях рыночной экономики,
как правило, используется промежуточный
вариант: наряду с государственными колледжами,
университетами существуют и частные,
пользующиеся поддержкой государства.
Так, в конце 80-х гг. из государственных
источников покрывалось 13,8% расходов в
частной системе образования США.
2.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики
в хозяйственной деятельности
Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.
Государство
имеет возможность вносить
Рыночный
механизм не в соответствии гарантировать
всем членам общества достаточное количество
пищи и одежды, крышу над головой,
образование и медицинскую
Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся:
Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.
Рассмотрим
разницу между товарами и услугами
индивидуального и
Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.
Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства государства в экономику, разделялся практически всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность».
Первая
из них - монополия, которая ведет
к неэффективности. Существуют различные
причины возникновения
Вторая причина – наличие внешних факторов (экстерналий), издержек или выгод, которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.
Третья причина вмешательства государства – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.
Четвертая
причина – дифференциация доходов
населения и возникающая при
этом проблема бедности, становится бедой
для всего общества.
Глава
3 Функции государства
в современной России
3.1 Особенности функций российского государства на
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.
Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией и реформой. Революция - это переворот, быстрое изменение политических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества, производимое с преодолением сопротивления социальных слоев, классов. Это разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, революция также разрушает и устраняет устаревшие, отжившие отношения и порядки.
Информация о работе Поведение государства в рыночной экономике