Государство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Экономика представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей, где управленческие и регулирующие функции государства и государственных органов проявляются в наиболее ясной и отчетливой форме.
Одна из ключевых характеристик рыночной экономики – ее многоукладность, базирующаяся на многообразии форм собственности, на оптимальном сочетании ее частного и государственного секторов, государственного регулирования экономики и рыночного механизма хозяйствования. Частный сектор является количественно преобладающим и ведущим, играет существенную роль в конкурентном развитии экономики, в удовлетворении потребностей общества в континууме от чисто частных до смешанных благ при эффективном использовании относительно ограниченных ресурсов.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ 4
ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ 4
МЕСТО И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 10
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ 12
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО 16
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 16
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 19
ГОСУДАРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

реферат Экономики.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАЛНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 
 
 
 

      ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

РЕФЕРАТ 

ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила студент(ка) I курса

      группы  № 

                        факультета Государственного и       муниципального управления 

   Проверил:  
 

      дата  сдачи:   

      оценка:   

      Подпись руководителя:   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 г.

    Оглавление 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

    Введение 
     
     

Экономика представляет собой одну из важнейших  сфер жизнедеятельности людей, где  управленческие и регулирующие функции  государства и государственных  органов проявляются в наиболее ясной и отчетливой форме.

Одна  из ключевых характеристик рыночной экономики – ее многоукладность, базирующаяся на многообразии форм собственности, на оптимальном сочетании ее частного и государственного секторов, государственного регулирования экономики и рыночного  механизма хозяйствования. Частный сектор является количественно преобладающим и ведущим, играет существенную роль в конкурентном развитии экономики, в удовлетворении потребностей общества в континууме от чисто частных до смешанных благ при эффективном использовании относительно ограниченных ресурсов.

В современном  мире социально-политические факторы, особенно государственное регулирование, стали общепризнанным и необходимым  условием жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д. Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики. 

    Факторы, определяющие необходимость

    вмешательства государства в  экономику 

Нередко в литературе встречаются установки  на противопоставление рыночной экономики  и государства, рынка и государства. Однако как в политической, так  и в экономической науке нет  единого мнения относительно пределов этого регулирования. Так, государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Сторонники монетаризма и экономического либерализма, высказываются за так называемое минимальное государство, функции которого должны сводиться к обеспечению социального порядка в стране. Такой подход предполагает минимальное вмешательство государства как в социальные, так и в экономические процессы.

Сторонники  кейнсианства и этатизма, придерживались противоположной линии и, выступали за широкое вмешательство государства в социальные и экономические вопросы для выполнения тех функций, которые не под силу свободному рынку.

Мировой опыт свидетельствует о существовании  тесной взаимосвязи рыночной экономики, гражданского общества и государства. Государство остается одним из ключевых субъектов экономических отношений, за ним сохраняется существенная роль в регулировании экономики, создании и поддержании экономической инфраструктуры.

Каждая  из сфер осуществления жизнедеятельности общества имеет довольно сложную структуру. 1

Рынок обладает ограниченными возможностями для обеспечения необходимого уровня равновесия в экономической системе и поддержания занятости населения на необходимом уровне. Он не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, рыбные богатства океана). Рынок всегда ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Без соответствующей  корректировки, осуществляемой прежде всего государством, такое положение  вещей может стать фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, что, естественно, не может не отразиться и на состоянии как отдельных  предприятий, корпораций, фирм, отраслей, так и экономики страны в целом.

Деятельность  государства является результатом  политических решений, определяемых множеством факторов – экономическими отношениями, общественными настроениями, политическими  течениями, находящимися у власти, политическими институтами и т. д. Несовершенство государства имеет место, если результаты политического процесса систематически отклоняются от предпочтений избирателей. Его можно ограничить или преодолеть путем изменения методов выполнения государственных задач и пересмотра задач соответствующих институтов. Подобными методами можно ограничить несовершенства рынка.  

    Место и функции государства  в рыночной экономике 

В период становления рыночных отношений  в XVII и XVIII веках признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на две отрасли экономики: торговлю и промышленность. Данная позиция нашла отражение в теории меркантилизма, господствующей в тот период в экономической мысли. Поддержка государственного регулирования экономики в наибольшей мере проявилась во Франции. Французский меркантилизм характеризуется установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности.2

По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики изменились. Возобладала концепция, согласно которой государство должно свести к минимуму вмешательство в экономику. Наиболее полно такой подход обоснован в трудах сторонников классической школы, экономического либерализма. Согласно этой теории, оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится лишь роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Дальнейшее  развитие рынка, углубление общественного  разделения труда показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное  распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и т. д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах. Более того, рыночные методы хозяйствования порождают ряд отрицательных социальных последствий. Все это приводит к распространению государственного регулирования на многие сферы экономики.

Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики  возникает в результате следующих  причин: роста концентрации производства и капитала; обострения внутренних противоречий рыночной экономики; усиления международной конкуренции; милитаризации экономики.

Рост  концентрации производства и капитала создает объективные предпосылки  для вмешательства государства в экономику. При этом экономическая деятельность государства осуществляется прежде всего в интересах частного бизнеса.

Развитие  рыночной экономики приводит к появлению  ряда негативных последствий, которые  обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно. В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.

Характерная для рыночной экономики тенденция  к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию  природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.

Усиление  роли государства в экономике  происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности  сбыта продукции на внутреннем рынке  возрастают, а доступ к внешним  рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.

Существенное  влияние на укрепление позиций государства  оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в дальнейшем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя этот риск, то такие отрасли создаются государством.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные  предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в  экономику. Увеличиваются государственные  расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Опыт  развития рыночных отношений показывает, что несовершенства рынка, порождающие  острые социально-экономические последствия, могут привести к краху рынка как экономической системы. Для того чтобы избежать такого рода последствий, государство должно активнее вмешиваться в экономику, корректировать проявление рыночных отношений.3

Большой вклад в переосмысление места  и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейнс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости. Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до конца 60-х — начала 70-х годов.

В 70-е  годы кейнсианский подход к роли государства  в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и  на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М. Тэтчер,

а также  в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия).

Сторонниками  активного государственного регулирования  экономики выступают представители  концепции институционализма. Они критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики. Основное направление исследований институционализма — общественные мотивы в поведении людей, а не «личные интересы» субъектов экономических отношений. Такой подход во многом предопределяет существенную роль государства в экономике. В странах Западной Европы институционализм получил развитие после Второй мировой войны. Многие положения институционализма были использованы на практике в области планирования, социального контроля над механизмом общественного воспроизводства.

Информация о работе Государство в рыночной экономике