Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:46, курсовая работа
Объектом исследования выступает процесс реализации экономических функций государства в современной экономике. Цель курсовой работы - исследовать функции государства в экономике и границы его вмешательства.
Исходя из поставленной цели, в работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
1.Подчеркнуть необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику;
2.Раскрыть экономические функции государства и объекты государственного регулирования;
Информационную базу исследования составили материалы периодической печати, экономической литературы. Источники по теме работы, при их комплексном использовании, дополнении, сопоставлении позволяют решать поставленные задачи.
Введение……………………………………………………………..............….....2
Глава 1 Роль государства в экономике..................................................................4
1.Методологические подходы к регулированию рыночной экономики.................................................................................................4
2.Цели, объекты и субъекты ГРЭ................................................................6
3.Институциональные структуры и модели ГРЭ......................................7
4.Методы ГРЭ.............................................................................................10
Глава 2 Функции государства в рыночной экономике......................................15
2.1 Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и
законодательства......................................................................................15
2.2 Обеспечение рыночной конкуренции....................................................16
2.3 Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками
и выгодами................................................................................................18 2.4 Предоставление общественных товаров и услуг ..................................22
2.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики в хозяйственной деятельности...................................................................24
Глава 3 Функции государства в современной России.......................................28
3.1Особенности функций государства на современном этапе..................28
3.2 Внутренние функции Российского государства...................................31
3.3 Внешние функции Российского государства........................................37
Заключение............................................................................................................40
Список литературы...............................................................................................41
1.3
Институциональные
структуры и модели
ГРЭ
Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Институциональные структуры
В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.
Государственное
регулирование экономических
Таким образом, предмет дисциплины государственного регулирования экономики состоит в изучении системы экономических и управленческих отношений по поводу обеспечения устойчивого и сбалансированного развития национальной экономической системы, предполагающего рациональное использование имеющихся в стране ресурсов в целях повышения уровня благосостояния общества в текущем периоде и в перспективе.
Конкретными областями государственного регулирования могут быть: а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости; б) структура национального хозяйства — воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная; в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста; г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения; д) окружающая среда и экологическое равновесие; е) научно-инновационный потенциал страны; ж) система образования и подготовки кадров; з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.
Конкретные области и используемые методы государственного воздействия на экономику на том или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:
1.4
Методы ГРЭ
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами.
Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо. Жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно- распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь
хозяйственный процесс.
Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарного строя,
произошло обвальное разрушение системы административного управления
экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.
Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.
Вторая
область преимущественно
над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.
Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития, которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.
В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не по финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия и степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего. Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов.
В середине 1980-х годов специалисты европейских
стран пришли к выводу о необходимости
централизации помощи развитию бизнеса
не только в рамках отдельных стран, но
и Европы в целом. Указывалось, что небольшие
фирмы не имеют необходимой информации
о рынке. Перед европейскими информационными
центрами ставится задача - оказать содействие
средним и мелким фирмам. Для этого были
созданы Европейский информационный центр
(ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995
г. включала 210 групп в различных странах
Европы, соединенных электронной связью.
Европейский информационный центр получает
25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов
составляют средства других спонсоров
и средства, заработанные самостоятельно
за счет оказания платных услуг. Очевидно,
что структуры, аналогичные ТПП, нужны
и в Рос. Их можно было бы создать на базе
бывшего Госснаба СССР. Об этом должны
заботиться не только государственные
органы, но и сами предприятия, и специалисты.
Информация о работе Поведение государства в рыночной экономике