Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
2.Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
3.Изучить основные направления потребительского рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 6
1.1. Понятие потребительского рынка в научной литературе 6
1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 9
1.3. Экономические показатели потребительского рынка России 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ 15
2.1. Государственное регулирование потребительского рынка 15
2.2. Государственное регулирование регионального потребительского рынка 22
2.3. Ценовая политика государства 28
2.4. Законы, регулирующие торговлю потребительскими товарами 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа содержит 1 файл

значение гос.рег.эк-ки.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     - обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной доступности для населения.

     - мелкорозничной торговой сети и рынков:

     А) перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры);

     Б) сохранение сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре торговой сети;

     В) модернизацию городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;

     Г) создание и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками.

     Основываясь на перечисленных направлениях развития, инфраструктура розничной торговли обеспечивает разнообразие форм торгового обслуживания, которые будут удовлетворять потребности самых широких слоев населения.

     Основные  направления развития общественного питания.

     Одной из приоритетных задач в сфере  общественного питания является создание многообразия предприятий  общественного питания, отвечающих особенностям современного состояния социально-экономического развития.

     В условиях современных рыночных отношений, складывающихся на потребительском  рынке России, развитие предприятий общественного питания может идти в следующих направлениях:

     1. Коммерческие предприятия общественного  питания, основная задача которых  - создание услуг, соответствующих  спросу, существующему на рынке,  и получение в результате этого  прибыли. Это предприятия открытой  сети, которые могут работать  в разных форматах, определяемых сегментом обслуживаемых потребителей.

     2. Вторая группа - это предприятия  социальной сферы, которые не  являются коммерческими и основная  задача их - предоставление услуг  определенным слоям населения:  детям, пожилым людям, работникам  промышленных предприятий и т.д. Причем эти предприятия могут работать как составляющая структура при какой- либо коммерческой организации (например, завод) и вести коммерческую деятельность, позволяющую им частично покрывать свои затраты часть, либо полностью находиться на балансе соответствующей организации. Например, предприятия питания при больницах, детских домах, и т.д.

     Основные  направления бытового обслуживания населения

     Основной  целью развития сферы бытового обслуживания населения в прогнозируемый период является удовлетворение растущего спроса населения области на услуги предприятий бытового обслуживания.  
Основная задача - обеспечить ускоренное развитие отрасли в 2006-2010 годах.

     В качестве основных приоритетов необходимо выделить:

     - обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения России;

     - повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;

     - создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания.

     Решение задачи повышения уровня обслуживания и качества оказываемых услуг  предполагает, в первую очередь, расширение спектра оказываемых услуг, пользующихся спросом у потребителей, внедрение  новых технологий в систему бытового обслуживания, обеспечение прав потребителей.

     Основными путями решения поставленной задачи могут стать:

     - развитие крупных технических центров, имеющих разветвленную структуру филиалов и приемных пунктов, в части оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронных приборов;

     - развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания (мини-дома быта), оказывающих услуги повседневного спроса;

     - развитие услуг по приему заказов по месту проживания (на дому, в общежитиях, гостиницах), по месту работы;

     - развитие услуг по химической чистке одежды и стирке белья методом самообслуживания;

     - развитие услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и сети Интернет;

     - взаимодействие исполнительных органов государственной власти с некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, созданными по отраслевому принципу, в целях стабильного обеспечения населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента;

     - проведение конкурсов, семинаров, выставок.

     Принципы  и содержание государственного регулирования сферы потребительского рынка

     Торговля, общественное питание и бытовое  обслуживание населения являются одними из социально значимых отраслей национальной экономики. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах  создает прочную базу для достижения экономической и политической стабильности, обеспечивает благоприятный морально-психологический климат среди населения. Именно социальная направленность отраслей потребительского рынка обусловливает необходимость их постоянного регулирования со стороны государства.

     За  последние десять лет российская внутренняя торговля и сфера услуг  развивались в условиях рыночных преобразований, которые существенно  повлияли на состояние потребительского рынка.

     Новая ситуация на потребительском рынке  требует качественно иных решений в области государственного регулирования этой сферы. Его осуществление должно основываться на соблюдении следующих основополагающих принципов:

     • отказ от управления хозяйственными субъектами и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;

     • сведение административного воздействия  к нормативно-правовому регулированию.

     Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство  органов власти в развитие экономических  процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возможных отрицательных последствий при смещении основных направлений его развития.

     Стратегической  целью регулирования торговой деятельности должно стать создание необходимых  условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка, его безопасность и соблюдение интересов покупателей.

     Основы  обеспечения безопасности и качества товаров и услуг

     Основной  целью системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг  должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции.

     С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный  закон "О техническом регулировании", который коренным образом изменил  существующую ранее систему сертификации и стандартизации.

     Государство оставляет за собой выработку  технических нормативов, связанных  с безопасностью людей и окружающей среды. 
Ответственность за качество продукции и предоставляемых услуг ложится на производителя и продавца с применением механизмов саморегулирования рынка.

     В этих условиях особое внимание должно уделяться развитию системы добровольной сертификации - формы подтверждения  соответствия объектов требованиям  технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

     Как показывает практика, в предприятиях, сертифицировавших свои услуги, повышается культура обслуживания потребителей, растет уровень профессиональной подготовки кадров, сокращается количество нарушений. 
Система добровольной сертификации должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

     - обеспечение потребителю гарантии  качества и безопасности товаров и услуг;

     - содействие потребителю в компетентном  выборе товаров и услуг;

     - защита потребителя от недобросовестности  продавцов и исполнителей бытовых услуг;

     - создание условий для конкуренции и повышения качества товаров и услуг в России.

     Повышение уровня профессиональной подготовки персонала  является важнейшей составляющей успеха любого предприятия торговли, общественного  питания и бытового обслуживания и может быть перспективным направлением в работе руководства компаний. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Потребительский рынок — явление сложное, разноплановое, охватывающее большой спектр различных  правоотношений. Именно на потребительском  рынке, основу которого составляют отношения  купли-продажи, осуществляется основной оборот наличных средств, что делает его чрезвычайно привлекательным для криминогенной среды.

     Под государственным надзором следует  понимать систематическую деятельность уполномоченных государственных органов  по проверке соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами, осуществляемая в пределах установленной компетенции. По результатам государственного надзора издается административный акт, устанавливающий факт правового состояния поднадзорного объекта (акт проверки, ревизии, заключение и т. д.). Одновременно по итогам государственного надзора могут применяться административно-принудительные меры (приостановление реализации, изъятие продукции и др.).

     Порядок и условия применения методов государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), подлежащие государственному регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяются правилами государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

     Правовые  методы государственного регулирования  торговли призваны обеспечить прочную  правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

     Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

     Основной  задачей развития оптовой торговли является формирование развитой системы  товародвижения, создающей благоприятные  условия для повышения эффективности  функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности.

     Розничная торговля - основное звено всей системы  торгового обслуживания населения. Современные тенденции ее развития основываются, прежде всего, на соотношении  магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, т.е. стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.

     Удовлетворение  общественных потребностей в товарах  и услугах создает прочную  базу для достижения экономической  и политической стабильности, обеспечивает благоприятный морально-психологический климат среди населения. Именно социальная направленность отраслей потребительского рынка обусловливает необходимость их постоянного регулирования со стороны государства.

     Как показывает практика, в предприятиях, сертифицировавших свои услуги, повышается культура обслуживания потребителей, растет уровень профессиональной подготовки кадров, сокращается количество нарушений.

     Повышение уровня профессиональной подготовки персонала  является важнейшей составляющей успеха любого предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания и может быть перспективным направлением в работе руководства компаний. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Л.А. Брагина. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.

Информация о работе Потребительский рынок