Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
2.Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
3.Изучить основные направления потребительского рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 6
1.1. Понятие потребительского рынка в научной литературе 6
1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 9
1.3. Экономические показатели потребительского рынка России 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ 15
2.1. Государственное регулирование потребительского рынка 15
2.2. Государственное регулирование регионального потребительского рынка 22
2.3. Ценовая политика государства 28
2.4. Законы, регулирующие торговлю потребительскими товарами 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Рисунок
1 – Модель регулируемого рынка
Роль управляющего органа реализуется через государственное вмешательство в экономику. Различие между спросом и предложением приводит к появлению разногласия и началу действия регулирующих механизмов, а также рыночной саморегуляции. При превышении предложения товаров продовольственного и непродовольственного назначения над их фактической потребностью в регионе регулирование может быть нацелено на стимулирование экспорта, в период стагнации первоочередными мерами должны стать защита отечественного производителя, увеличение целевого инвестирования. Предложение и спрос характеризуются колебаниями объемов, реализационных цен в зависимости действия различных факторов социально-экономического характера. В силу этого взаимосвязь рыночного механизма с централизованным управлением должна осуществляться постоянно. При этом важно определить оптимальную величину воздействий их соотношения.
Полагаем, что рассмотренная обобщенная модель и должна быть положена в основу формирования регулируемого потребительского рынка в регионе.
Объективная потребность вмешательства со стороны государства требует пересмотра и уточнения не только самой модели рынка, но и основных инструментов и методов его воздействия. Изучение работ отечественных экономистов по проблемам управления, как на национальном, так и на региональном уровне позволили определить основные рычаги управления потребительским рынком в регионе (рисунок 2).
Данный механизм предполагает с одной стороны рыночное регулирование, которое осуществляется на основе автоматических рычагов, т. е. саморегуляции спроса и предложения, цен и конкуренции.10
Другой
блок представлен факторами
Полагаем, что данный подход наиболее приемлем в современных условиях и позволяет выбирать определенную стратегию отечественным производителям, гарантирует минимальную прибыль. На основе создания программ можно более эффективно решать возникающие задачи и выбирать приоритетные направления по укреплению позиций на рынке любого хозяйствующего субъекта.
Более
активны методы косвенного экономического
управления: ценовые, бюджетные налоговые,
таможенные, которые складываются из рычагов
и стимулов повышения эффективности и
качества работы торговых предприятий.
Рисунок
2 – Механизм регулирования потребительского
рынка в регионе
Блок административных и правовых рычагов государственного регулирования представляет собой меры по разрешению, запрету торговли; сертификации товаров; выделение лицензий и т. д. Основное их назначение является обеспечение благоприятного экономического климата для входа на рынок и работы на нем предприятий всех организационных форм.
С помощью административных методов региональные органы управления могут осуществлять регулирование процессов приватизации, размещение новых предприятий в регионе, привлечение иностранного капитала. Комплексный подход к использованию представленных двух подходов способен обеспечить нормальное функционирование локального потребительского рынка.
В задачи антимонопольного регулирования на региональном уровне входит проведение государственной политики по содействию развития продовольственного и непродовольственного сектора, предупреждению недобросовестной конкуренции. При этом территориальные органы наделены правом совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, касающегося функционирования рынка и развития конкуренции.
Таким образом, вышеуказанные методы и формы, при условии нацеленности их на интересы субъектов потребительского рынка, позволят создать благоприятную почву для развития данного рыночного сектора в регионе.
Основные принципы осуществления государственной политики цен
1. Общим принципом осуществления ценовой политики Российской Федерации является свободное определение физическими и юридическими лицами цен на товары и услуги, за исключением отдельных видов товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2.
Ценовая политика Российской
Федерации основывается на
- обеспечения баланса экономических интересов субъектов ценового регулирования и потребителей;
- компенсации субъектам регулирования экономически обоснованных расходов на производство товаров (услуг);
обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство товаров (услуг) с учетом необходимости обеспечения субъектов ценового регулирования финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие как за счет собственных средств, так и за счет займов и иных средств, привлеченных с рынка капитала;
-
осуществления коллегиальной и
- обеспечения открытости и доступности для потребителей и субъектов ценового регулирования материалов по рассмотрению и утверждению цен (тарифов);
- защиты средств, направляемых на оплату труда, от инфляционных процессов;
- обеспечения согласованности (взаимоувязанности) изменения цен (тарифов) в процессе их государственного регулирования;
- учета результатов деятельности субъектов регулирования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Методы государственного регулирования цен (тарифов):
1. Государственное регулирование цен на товары осуществляется с помощью методов прямого и (или) косвенного регулирования цен (тарифов).
2. К методам косвенного регулирования цен (тарифов) относятся:
1) установление единых правил калькулирования расходов, формирования цен (тарифов);
2) регистрация цен (тарифов);
3) установление
4) введение обязательного предварительного декларирования цен (тарифов);
5) уведомление о предстоящем изменении цен (тарифов);
6) установление фиксированных или предельных соотношений стоимости сырья и выработанной из него продукции;
7) ограничение участие перепродавцов в обороте товара;
8)
установление количественных
К методам прямого регулирования цен (тарифов) относятся:
1) установление фиксированных цен (тарифов) на товары (услуги);
2)
установление предельных
3) индексация;
4)
установление коэффициентов к
действующим ценам (тарифам)
5)
заключение соглашений об
6) увязка
уровня и динамики цен (тарифов) с материальными
балансами производства и реализации отдельных видов
7) введение временного (полного или частичного) моратория на изменение цен (тарифов);
8)
установление фиксированных
Ограничения применения государственного регулирования цен (тарифов):
Методы косвенного государственного регулирования цен могут применяться в отношении товаров (услуг), включенных в перечень утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Методы
прямого регулирования
Порядок и условия применения методов государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), подлежащие государственному регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяются правилами государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Установление сроков государственного регулирования цен (тарифов)
1. Срок действия установленных цен (тарифов) не может быть менее шести месяцев.11
2. Обращение субъекта ценового регулирования о пересмотре цен (тарифов) рассматривается органом государственного регулирования цен (тарифов) в течение одного месяца с момента принятия его к рассмотрению. В случае отсутствия оснований для пересмотра цен (тарифов) принимается решение о продолжении их действия на следующий период регулирования.
3.
Цены (тарифы) для организаций –
потребителей, финансируемых из
федерального бюджета и
Изменение указанных цен (тарифов) в течение финансового года без внесения изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (о бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год, не допускается.
4.
Если введение или отмена
Правительство Российской Федерации осуществляет свои полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе:
- устанавливает основы ценообразования на товары (услуги), подлежащие государственному регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- утверждает правила государственного регулирования цен (тарифов);
- устанавливает порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
- утверждает перечень товаров (услуг), в отношении которых применяются косвенные методы государственного регулирования;
- устанавливает порядок рассмотрения разногласий, возникших в процессе государственного регулирования цен (тарифов).
За нарушение законодательства Российской Федерации о ценовой политике регулируемые организации и иные лица несут административную ответственность в соответствии с федеральным законом об административных правонарушениях.