Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
2.Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
3.Изучить основные направления потребительского рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 6
1.1. Понятие потребительского рынка в научной литературе 6
1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 9
1.3. Экономические показатели потребительского рынка России 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ 15
2.1. Государственное регулирование потребительского рынка 15
2.2. Государственное регулирование регионального потребительского рынка 22
2.3. Ценовая политика государства 28
2.4. Законы, регулирующие торговлю потребительскими товарами 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.
Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.
Государственное
регулирование торговой деятельности
основывается на положениях Конституции
Российской Федерации — высшем юридическом
акте государства. Все нормативно-правовые
акты, имеющие отношение к
Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).
К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.
Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.2002 г. с изменениями от 25.05.2005 г., «О защите прав потребителей» от 07.01.2003 г. с изменениями и дополнениями от 05.12.2005 г. и 09.01.2006 г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.2005 г., «О рекламе» от 18.07.2005 г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.2004 г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.06г. № 29-ФЗ и др.
Федеральный
закон «О рекламе» регулирует отношения,
возникающие в процессе производства,
размещения и распространения рекламы
на рынках товаров, работ, услуг. Он направлен
на формирование целостной системы
регулирования рекламной
Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.2005 г. № 55 утвердило:
Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.
На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.2004 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.
В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в России» от 25.11.2004 г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.2004 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.2004 г. и №1851 от 08.11.2003 г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.
В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Так, например, Указ Президента «О свободе торговли» с изменениями и дополнениями никто не отменял с выходом Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», а также с внесением изменений и дополнений в этот Закон.
Кроме
этого, важную роль в сфере потребительского
рынка играет контрольно-регулирующая
функция системы
Органы контроля осуществляют свою деятельность по искоренению негативных проявлений в этой сфере. В целях усиления государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, наведения порядка в торговле алкогольными напитками в соответствии с Указом Президента РФ от 18.08.2006 г. №1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции» и постановлением Правительства РФ от 19.08.2006 г. №987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» издано совместное постановление администрации и Думы «О дополнительных мерах по ужесточению контроля за оборотом алкогольной продукции на территории области» и установлен Временный порядок изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, и ее дальнейшего использования.
В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.2004 г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».
Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.2006 г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Торговая деятельность в регионах регулируется и рядом других законов и иных нормативно-правовых актов федерального и местного значения.
В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.2005 г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.
В апреле 2007 года вступил в силу новый федеральный закон, регулирующий рыночную торговлю. О том, какие изменения ожидают эту сферу деятельности, говорили на прошедшем в Тюмени координационном совете по упорядочению торговли на рынках. В Федеральном законе № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», вступающем в действие с апреля этого года, установлены правила организации деятельности розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Необходимый перечень документов для открытия предприятия розничной торговли и потребительских услуг:
Основной задачей развития оптовой торговли является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности.
Считать
основными направлениями
- создание системы оптовых продовольственных рынков, в том числе специализированных;
- формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей:
- создание условий для организации торгово-транспортных организаций;
-
развитие сети организаций, оказывающих
логистические услуги.
Создание системы оптовых рынков позволит
привлечь в область финансовые средства
покупателей товаров и услуг из других
регионов, оздоровит конкурентную среду
и позитивно повлияет на инфляционные
процессы, снижение доли теневого оборота,
создаст барьеры для поступления на потребительский
рынок некачественной и контрафактной
продукции и товаров.
Основные направления развития розничной торговли
Розничная торговля - основное звено всей системы торгового обслуживания населения. Современные тенденции ее развития основываются, прежде всего, на соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, т.е. стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.
Концепция исходит из того, что розничная торговля призвана существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности.
Считать
основными направлениями
- оптимизацию сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров и так далее);
-
социальную ориентацию объектов торговли;
создание эффективной конкурентной среды
как фактора сдерживания роста цен и предотвращения
монополизации отдельных сегментов рынка;
развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей;