Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
2.Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
3.Изучить основные направления потребительского рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 6
1.1. Понятие потребительского рынка в научной литературе 6
1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 9
1.3. Экономические показатели потребительского рынка России 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ 15
2.1. Государственное регулирование потребительского рынка 15
2.2. Государственное регулирование регионального потребительского рынка 22
2.3. Ценовая политика государства 28
2.4. Законы, регулирующие торговлю потребительскими товарами 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа содержит 1 файл

значение гос.рег.эк-ки.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Динамика  и объем предложения характеризуется  такими макропоказателями как производство валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного производства, производство товаров народного потребления, их импорт. При этом необходимы оценки теневого производства.

     Прогноз предложения учитывает политику правительства в области структурных  изменений и развития реальной экономики  в целом; производства конечных (потребительских) товаров; динамику и структуру инвестиций, инвестиционную политику в прогнозируемом периоде. Информационной основой является бюджет страны.

     Динамика  и объем спроса населения на товары определяется динамикой и размерами  денежных доходов населения, структурой доходов и расходов населения (уровнем нетоварных расходов), дифференциацией доходов, объемом задолженности населению по выплате заработной платы и социальных трансфертов, рядом других социальных показателей.

     В сложившихся условиях в прогнозах  конъюнктуры потребительского рынка  необходимо учитывать так же планы правительства по размерам денежной эмиссии; по срокам погашения накопившейся задолженности населению по заработной плате и трансфертам; по срокам и размерам предполагаемой индексации заработной платы и пенсий.

     Важной  характеристикой конъюнктуры потребительского рынка является уровень его товарной насыщенности, динамика розничного товарооборота.

     Оценка  состояния конъюнктуры рынка  в тот и иной момент времени  непременно учитывает уровень и  соответствующую динамику розничных  цен на товары. Динамика цен – основной индикатор конъюнктуры. Ее прогноз – база для прогноза всех других экономических процессов, характеризующих конъюнктуру потребительского рынка.

     Одним из индикаторов для общей оценки конъюнктуры потребительского рынка  является показатель курса рубля к доллару США, его динамика.

     Торговому предприятию, ведущему, как правило, конкурентную борьбу в зоне обслуживания, так же необходимо знать конъюнктуру  рынка в своей зоне. Методы оценки и прогноза конъюнктуры будет, естественно, другими. Но конечные показатели конъюнктуры торговли, независимо от масштабов обслуживаемой территории, должны быть выяснены. Это емкость рынка соответствующего ассортимента товаров, численность обслуживаемого населения (для магазинов, функционирующих в жилой зоне), состояние и перспективы товарного предложения и, конечно, уровень и динамика розничных цен. Точное значение и оценка на предстоящий период конъюнктуры торговли является необходимым условием успеха в конъюнктурной борьбе.

     Определенную  роль для правильной оценки и прогноза конъюнктуры торговли в зоне деятельности торгового предприятия играет и знание конъюнктуры, складывающейся на потребительском рынке региона (края, области, автономной республики), и в целом по стране.

1.3 Экономические показатели потребительского рынка России

     В последние годы, по данным Федеральной  службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий).

     А с 2002 года отрасль «Торговля» стала также лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав «Промышленность». Это, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России, прежде всего, ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

     В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что износ основных фондов – не более 30% (для других отраслей аналогичный показатель - на 20% больше). Очень высок уровень нового строительства - 70-75% вводимых торговых площадей ежегодно. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (96%) и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.4

     В последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы  услуг производят 20-23% ВВП России, что значительно превышает показатели (12-15%) ТЭК.

     Формирование  и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации.

     По  оценкам ФСГС, показатель объема розничной  торговли достиг $180 млрд. в 2007 году, что напрямую связано с ростом личных доходов населения. За 2008 год они увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной.

     По  прогнозу МЭРТ, рост доходов населения  к 2009 году составит 40%, поэтому можно  ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. 
С 2005 года выросли не только личные доходы и объемы продаж, но начала меняться и структура потребления, повышаются стандарты питания. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. А в промтоварном секторе, если в 2005 г. стали покупать больше одежды и обуви, в настоящее время многие стремятся приобрести транспортные средства, бытовую электронику, предметы для отдыха и развлечений.

     В структуре оборота розничной  торговли (по состоянию на 1.06.07 г.) 46,4% составляют продтовары и 53,6% - непродовольственные товары.

     Благодаря практике потребительского кредитования, то есть продаже товаров в кредит, потребители получили больше возможностей для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом, объем  товарооборота. Чаще всего они приобретают в кредит такие товары, как видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи. Сегодня кредиты выдают уже более 100 банков. По оценкам СДМ-банка, рынок розничных кредитов в России освоен всего на 10%, а по Москве - на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года он должен вырасти в несколько раз.

     В 2007 году объем выданных потребительских кредитов, по предварительным данным, достигнет 4 млрд. долл. (рост за год – 30%).

     К 1 декабря 2008 года вклады населения на рублевых и валютных счетах составили 1,89 трлн. рублей (рост с начала года на 23%). В то же время опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС, на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов. На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода.

     Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к постоянному росту импорта: в 2004 году - примерно на 25%. В 2006 году проблема конкуренции с импортными товарами обострилась, прежде всего, в легкой, пищевой и автомобильной промышленности, т.к. снижение курса рубля, по оценке МЭРТ, маловероятно, более того, прогнозируется его укрепление примерно на 8%.

     Важно отметить в то же время, что в первой половине 2007 года впервые за несколько  последних лет доля отечественных  производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.

     Таким образом, внутренний потребительский  рынок, по общему мнению, остается важным движущим моментом экономического роста. На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46). В целом, торговля приобретает все более цивилизованный характер, совершенствуется инфраструктура.

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ

2.1 Государственное регулирование потребительского рынка

     Развитие  в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.5

     В ходе экономических изменений в  стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных  организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в России. Успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг. Проводимые преобразования требуют серьезного переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.

     Не  редкость на потребительском рынке  и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные  масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан и государства в целом.

     Регулирующее  воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.

     Количество  контролирующих органов в последние  десять лет росло пропорционально  увеличению числа хозяйствующих  субъектов. Ряд федеральных органов  исполнительной власти, наделенных полномочиями по государственному контролю и надзору  в сфере потребительского рынка, имеют сходные, а иногда и полностью дублирующие функции. Отмечается и возможность некоторых злоупотреблений в данной сфере.

     Под государственным надзором следует  понимать систематическую деятельность уполномоченных государственных органов  по проверке соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами, осуществляемая в пределах установленной компетенции. Государственный надзор осуществляется, как правило, по инициативе государственного органа. По результатам государственного надзора издается административный акт, устанавливающий факт правового состояния поднадзорного объекта (акт проверки, ревизии, заключение и т. д.). Одновременно по итогам государственного надзора могут применяться административно-принудительные меры (приостановление реализации, изъятие продукции и др.).

     Государственный контроль и надзор на потребительском  рынке осуществляют множество федеральных  и региональных органов исполнительной власти, что приводит к пересечению  и дублированию их функций и, как  следствие, возникновению административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса. Это диктует необходимость координации действий и, прежде всего, законодательного регулирования системы органов, осуществляющих государственный контроль и надзор на потребительском рынке. В связи, с чем необходимо принятие Федерального закона «О системе государственных органов по контролю и надзору на потребительском рынке» и приведение в соответствие с ним нормативных актов, определяющих полномочия контрольных и надзорных органов.

     Функции по координации деятельности в системе  государственных органов по контролю и надзору на потребительском  рынке целесообразно возложить  на Министерство Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства, так как оно обладает широкими полномочиями по надзору, действует на бюджетной основе и не осуществляет коммерческую деятельность. При этом необходимо усиление технической, испытательной и кадровой базы МАП России.

     В сфере потребительского рынка меры административного принуждения имеют свои особенности, многие из них носят комплексный характер и могут быть отнесены одновременно как к предупредительным, так и к пресекательным. Особую роль на потребительском рынке играет применение предупредительных мер, так как это позволяет защитить потребительский рынок от проникновения на него потенциально опасных товаров, работ, услуг.6

     Учитывая  нецелесообразность наделения отдельных  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и  надзор в сфере потребительского рынка, административно-юрисдикционными полномочиями, несоответствующими основным функциям данных органов, необходимо их упорядочение, для чего предлагается внести изменения в КоАП РФ по гармонизации полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях органов внутренних дел, Госторгинспекции, Госсанэпидслужбы, Госстандарта, МАП России.

Информация о работе Потребительский рынок