Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов государственного регулирования деятельности потребительских рынков.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические подходы к определению потребительского рынка;
2.Дать оценку государственному регулированию торговли потребительскими товарами;
3.Изучить основные направления потребительского рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 6
1.1. Понятие потребительского рынка в научной литературе 6
1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 9
1.3. Экономические показатели потребительского рынка России 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ 15
2.1. Государственное регулирование потребительского рынка 15
2.2. Государственное регулирование регионального потребительского рынка 22
2.3. Ценовая политика государства 28
2.4. Законы, регулирующие торговлю потребительскими товарами 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа содержит 1 файл

значение гос.рег.эк-ки.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

       Предлагается внесение ряда изменений  и дополнений в нормативные  правовые акты Российской Федерации  с целью совершенствования правового регулирования государственного контроля и надзора в сфере потребительского рынка, в части конкретизации понятий: потребитель, обращение, продажа-торговля и др., а также упорядочения административной ответственности индивидуального предпринимателя.

     Сфера, охватываемая государственным контролем и надзором на потребительском рынке, зависит от самого понятия «потребительский рынок», которое в настоящее время законодательно не определено. Данное понятие не нашло должного отражения и в трудах ведущих ученых-административистов. Вместе с тем для определения границ потребительского рынка, повышения эффективности защиты потребителя и предпринимателя, необходима его четкая регламентация. На основе детального анализа законодательства и правоприменительной практики автор предлагает собственное определение потребительского рынка.

     Потребительский рынок — это общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между государством, изготовителем, исполнителем, продавцом  и потребителем в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и иных стадий жизненного цикла товаров, работ и услуг.

     При этом, в качестве субъекта потребительского рынка, в исследуемом автором  аспекте, следует рассматривать  потребителя как физическое, юридическое  лицо, индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, приобретающих товары (работы, услуги) с целью их непосредственного использования по назначению.

     Это связано с тем, что при проведении контроля и надзора на потребительском  рынке государственные органы осуществляют деятельность, направленную на соблюдение законодательства всеми субъектами, независимо от того, каким правовым статусом обладает конечный приобретатель продукции.

     Потребительский рынок — явление сложное, разноплановое, охватывающее большой спектр различных правоотношений. Именно на потребительском рынке, основу которого составляют отношения купли-продажи, осуществляется основной оборот наличных средств, что делает его чрезвычайно привлекательным для криминогенной среды. В этой связи, с целью предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке всегда существовала система контроля и надзора.

     Вместе  с тем до настоящего времени сами понятия «государственный контроль», «административный надзор» и  их соотношение в научных кругах являются предметом дискуссии.7

     Государственный надзор — это систематическая  деятельность уполномоченных государственных  органов по проверке соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов  поднадзорными объектами, осуществляемая в пределах установленной компетенции. Государственный надзор осуществляется, как правило, по инициативе государственного органа. По результатам государственного надзора издается административный акт, устанавливающий факт правового состояния поднадзорного объекта (акт проверки, ревизии, заключение и т. д.). По итогам государственного надзора могут применяться административно-принудительные меры (приостановление реализации, изъятие продукции и др.).

     Критериями  отнесения деятельности федеральных  органов исполнительной власти к контрольной (согласно предложенным нами определениям) являются:

     — наличие встречного волеизъявления сторон;

     — цель — рассмотрение вопроса о  праве объекта заниматься определенным видом деятельности;

     — выдача по результатам контроля разрешительного  либо запретительного административного акта (итогового документа): лицензии, разрешения, свидетельства об аккредитации, решения об отказе, о приостановлении действия лицензии и т. д.

     Критериями  отнесения деятельности федеральных  органов исполнительной власти к надзорной являются:

     — систематичность деятельности государственных  органов;

     — цель — проверка соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов  поднадзорными объектами;

     — наличие инициативы государственного органа;

     — выдача по результатам надзора административного акта (итогового документа), устанавливающего факт правового состояния поднадзорного объекта (акт проверки, заключение, предписание и т. д.).

     В разные периоды времени, в зависимости  от политики государства изменялась система и структура контрольно-надзорных органов, методы контроля и надзора, при этом единой оставалась цель — обеспечение безопасности и качества товаров, работ, услуг на потребительском рынке.

     Активную  роль в развитии потребительского рынка  призваны сыграть федеральные органы исполнительной власти, наделенные определенными полномочиями по контролю и надзору на потребительском рынке. Однако среди них необходимо выделить ведущие федеральные органы исполнительной власти, которые координируют деятельность и занимают особо значимое место в формировании потребительской политики. Все они наделены административно-юрисдикционными полномочиями. Наибольший интерес для выявления проблем государственного контроля и надзора на потребительском рынке и возможностей их преодоления, по мнению автора, представляет рассмотрение и анализ деятельности именно этих органов.

     Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные функции: Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственная инспекция Российской Федерации по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России; Министерство внутренних дел Российской Федерации; а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции: Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России; Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

     На  основе детального анализа деятельности названных органов автор дает характеристику каждого из них. В ходе исследования обращается особое внимание на происходящий в настоящее время в Российской Федерации переход от государственной системы стандартизации к техническому регулированию, что оказывает влияние на организацию деятельности многих федеральных органов исполнительной власти и, в большей степени, Госстандарта России. 8

     Характеристика отдельных наиболее значимых направлений на потребительском рынке, попадающих в сферу государственного контроля и надзора и требующих более четкого нормативного правового регулирования. К ним следует отнести:

     1. Производство и реализацию продукции,  содержащей генетически модифицированные  источники (ГМИ) получившие широкое  распространение на территории России, что требует ужесточения надзора за применением трасгенных источников и жесткой регламентации их применения в нормативных актах, а также закрепления мер ответственности за незаконное использование ГМИ и недоведение информации о ГМИ до потребителя. Защита интересов потребителя требует законодательного ограничения использования генетически модифицированных источников, введя это в рамки эксперимента.

     2. Производство и реализация биологически  активных добавок к пище (БАД). Важность и актуальность данной проблемы обусловлена отсутствием жестких требований при их регистрации, это приводит к тому, что лекарственные средства регистрируются в качестве биологически активных добавок, при этом в информации для потребителей указываются лечебные свойства БАД и не указываются противопоказания. Кроме того, при проведении государственного надзора выявляется значительное количество фальсифицированных биологически активных добавок, которые выпускаются в обращение под видом пищевых добавок и сертифицируются как обычные продукты питания. В свете изложенного автор считает целесообразным принятие нормативного правового акта, закрепляющего требования к порядку разработки, испытаний, регистрации, производству, обращению и государственному контролю и надзору за пищевыми и биологически активными добавками.

2.2 Государственное регулирование регионального потребительского рынка

     Стабилизация  экономики и эффективное перераспределение  ресурсов в пользу рыночного сектора объективно предполагает усиление контроля и государственного регулирования важнейших воспроизводственных и институциональных процессов на основе создания действенных мер управления.

     Переход к рыночным отношениям с особой остротой поставил вопрос о роли и месте  государства и о его взаимосвязи с рынком как составных частей общеэкономического механизма. Очевидно, что эти вопросы являются актуальными не только для стран, вступивших на путь преобразований, но и для стран, с достаточно высокими характеристиками социально-экономического положения. Исследования свидетельствуют, что управление рыночной системой является важным условием динамичного развития экономики региона, особенно в кризисных ситуациях, связанных с дефицитом товаров, большим количеством запасов, нарушения каналов реализации и т. д.

     Проводимые реформы показали, что рыночный сектор не в состоянии самопроизвольно развиваться, так как, представляя собой сферу товарного обращения, он не может выдвигать каких-либо требований. Его содержание – в наличии спроса и предложения, что по существу является основой рыночного механизма потребительского сектора.

     Изучение  основных идей отечественных и зарубежных авторов в области регулирования  позволило обобщить и сформулировать основные принципы, характеризующие воздействие государства на механизм продовольственного и непродовольственного рыночного сегмента:

     – во-первых, обеспечения единства на основе равноправия участников рыночных процессов;

     – во-вторых, согласование интересов  хозяйствующих субъектов;

     – в-третьих, сочетание индикативности и директивности в управлении рыночной сферой;

     – в-четвертых, программного регулирования.9

     Рынок существовал всегда, с тех пор, когда человек включился в  систему разделения труда, следствием чего стало углубление специализации отраслей, обслуживающих сферы потребления. В силу стихийности своего развития и отсутствия институализированных механизмов, соответствующей инфраструктуры он не может самостоятельно выполнять наделенные им функции в системе экономических отношений, что определяет необходимость государственного вмешательства в рыночный механизм.

     Актуальность  целенаправленного подхода к  управлению потребительским сегментом  в регионе определяется следующими положениями. Во-первых, усложнением рыночных отношений и расширением торговых связей; во-вторых, необходимостью полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения; в-третьих, достижения динамичного равновесия между спросом населения и предложением товаров на определенной территории. При этом важной целью управления потребительским сектором является обеспечение высокой экономической эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов и рационального использования имеющихся ресурсов.

     Одна  из причин, тормозящая развитие потребительского рынка – это чрезмерное упование на автоматизм действия рыночных механизмов.

     Любые меры по обеспечению сбалансированности и пропорциональности на рынке должны исходить из учета закономерностей его становления и функционирования.

     Недостаточная эффективность механизмов саморегуляции  применительно к потребительскому рынку объясняется его спецификой и, прежде всего зависимостью от природно-климатических условий, объемов и ассортимента товарной продукции, диспаритета цен. Добавим, что в период новой системы хозяйствования рыночный механизм оказывается особенно несостоятельным, т.к. соотношение между спросом и предложением является крайне несбалансированным. Поэтому, учитывая отрицательные социально-экономические последствия, представляется особенно важным роль управляющего механизма, при участии которого обобщенную модель регулируемого рынка можно представить следующим образом (рисунок 1). 

Информация о работе Потребительский рынок