Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

В практике фирма может  одновременно реализовать несколько  стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может  производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

 

 

Раздел 2. Экономическая безопасность

1.Безопасность: подходы к определению понятия,  основные объекты национальной  безопасности. Система объектов  и видов национальной безопасности. Признаки классификации безопасности

В. И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С. И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Безопасность — такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития.

Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Национальная  безопасность Российской Федерации - это  гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Более развернутое изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ "О национальной безопасности".

К основным объектам национальной безопасности относятся:

- личность, ее права и свободы;

- государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности.

Политическая  безопасность - такое состояние политической системы, которое гарантирует права  и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение. Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях.

Экономическая безопасность - состояние жизнедеятельности  личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.

Социальную безопасность можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.

Под информационной безопасностью понимается способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене. 
Военная безопасность - есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось. Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие «экономическая  безопасность». Уровни экономической  безопасности. Элементы экономической безопасности на различных уровнях управления

Национальная  экономическая безопасность – это  режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая  безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной  экономики;

2) стабильность  национальной экономики;

3) устойчивые  темпы роста национальной экономики.  Экономическая безопасность основана  на независимости, стабильности  и росте национальной экономики,  что является обязательным условием  нормального ее функционирования.

Объектами экономической  безопасности муниципального образования являются территория муниципального образования, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Уровень экономической  безопасности предопределяется следующими факторами:

• геополитическим  и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;

• экономической  и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями  в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;

• ориентацией  институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень  экономической безопасности;

• приоритетами экономической политики государства в отношении детерминант «национального ромба», обеспечивающими конкурентные преимущества отраслей и предприятий нэк;

• приоритетами экономической политики государства  в отношении социально-экономической  и экологической сферы, обеспечивающими достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства);

• параметрами  отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;

• условиями, определяющими  принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и  зависящей от этих условий структуры  экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости;

• наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения  экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Федеральный уровень  власти может обеспечить защиту страны и её населения от наиболее важных и крупных угроз.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации  определяет определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной экономической безопасности. Сюда входят:

1) Президент  Российской Федерации. Он осуществляет  общее руководство институтами,  обеспечивающими национальную безопасность, имея для этого особые полномочия, в том числе определяет действия по обеспечению национальной безопасности, реорганизует и упраздняет органы по обеспечению национальной безопасности, определяет основные направления обеспечения национальной безопасности;

2) система разведки и контрразведки, имеющая большое значение для национальной безопасности, так как она обладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации;

3) Федеральное  Собрание Российской Федерации.  В рамках своих конституционных прав и обязанностей оно формирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;

4) Правительство  Российской Федерации. Руководствуясь  Конституцией РФ, указаниями и рекомендациями Президента РФ, оно осуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета, необходимые для поддержания функционального состояния системы обеспечения национальной безопасности;

5) Совет безопасности  Российской Федерации. В его  прямые обязанности входит выделение  угроз национальной безопасности, их источников и направлений  ликвидации;

6) федеральные  органы исполнительной власти. В  их обязанности входит обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности;

7) органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации. В процессе своей деятельности взаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

8) органы местного  самоуправления. Совместно с органами  государственной власти субъекты  РФ проводят мероприятия по  привлечению граждан, общественных  объединений и организаций к  оказанию содействия в решении  проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Объектами экономической  безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Объектом исследования экономической безопасности на региональном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы,  влияющие на национальную и  экономическую безопасность: понятие, классификация

Факторы, влияющие на национальную и эк. безопасность в самом общем могут быть классифицированы как внутренние и внешние факторы.

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические  и внешнеэкономические, а также  глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики  требует: во-первых, чтобы участие  страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные  условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире, как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам экономической безопасности, относятся:

– преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

– зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

– увеличивающаяся внешняя задолженность;

– недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

Информация о работе Понятие и национальной экономии