Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

Политика ЭБ — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению ЭБ.

Система ЭБ — совокупность законодательных, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками, а также естественными внешними нагрузками. ЭБ достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Правовые основы ЭБ:

Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности"; "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 19.07.2011) Статья 40. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности; Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" Статья 5. Обеспечение экологической безопасности; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011) Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" Статья 22.1. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации";  Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Финансово-кредитная безопасность: понятие, сущность, правовые основы

Финансово-кредитная  безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансово-кредитной деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне финансово-кредитная безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансово-кредитные воздействия.

Финансово-кредитная  безопасность отражает состояние и  готовность финансово-кредитной системы  государства к своевременному и  надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны.

Финансово-кредитная безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т.п.

Правовые основы денежно-кредитной политики:

Федеральный закон  от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" Глава VII. Денежно-кредитная политика; Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации", Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2011), Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1008 (ред. от 16.10.2000) "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации" пункт 3. Кредитно - денежная политика государства и рынок ценных бумаг. Бюджетный Кодекс РФ в ред. 06.04.2011.

 

10.Минерально-сырьевая безопасность: понятие, сущность, правовые основы

Минерально-сырьевая безопасность это комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на рациональное использование и охрану недр в интересах нынешнего и будущего поколений граждан Российской Федерации. Указанный комплекс мер включает в себя мероприятия по определению стратегии изучения и освоения минеральных ресурсов Российской Федерации и ее континентального шельфа, ее реализации, созданию фонда резервных месторождений полезных ископаемых в целях обеспечения минеральным сырьем будущих поколений россиян, проведению научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ, направленных на создание отечественной продукции, позволяющей максимально полно, комплексно и рационально осуществлять добычу полезных ископаемых». В настоящее время общемировой тенденцией является усиление государственных позиций в сфере недропользования и признание общенациональной значимости содержащихся в недрах полезных ископаемых, в том числе в роли гаранта обеспечения национальных стратегических интересов и безопасности государства.

Указанная тенденции, направленная на обеспечение национальной минерально - сырьевой безопасности, проявляется, в том числе в следующих законодательно закрепляемых и в последующем реализуемых на практике принципах:

создание резервных фондов месторождений полезных ископаемых для целей обеспечения будущих  поколений жителей страны в минеральном сырье;

регулирование вопросов иностранного участия в проектах, связанных  с пользованием недрами.

Правовые основы: Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 18.07.2011) "О недрах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011); Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года»; Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р; Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года; Постановление Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419 (ред. от 08.05.2002) "Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа".\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Уровень экономической безопасности государства: система показателей, критериальная оценка

 

Уровень экономической безопасности государства — это оценка состояния использования его ресурсов по критериям уровня экономической безопасности.

Критерий экономической  безопасности - это оценка состояния  экономики с точки зрения важнейших  процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что  весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей  экономической безопасности можно  выделить показатели:

- экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

- предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

- предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

- предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

 

12.Экономическая безопасность региона: понятие, сущность. Схема формирования экономической безопасности территорий различного уровня

Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

В идеальном  случае экономическая безопасность региона идентифицируется, с одной  стороны, с интересами его населения, а с другой — с интересами Российской Федерации в целом. В реальной же практике интересы региона зачастую заменяются понятием «местнические интересы», интересы Российской Федерации — интересами федерального центра, а интересы населения — интересами отдельных слоев населения.

Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно вычленить три  важнейших блока.

1. Экономическая  независимость, которая носит  относительный характер ввиду  экономико-политической зависимости  региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).

3. Способность  к саморазвитию и прогрессу  — создание благоприятного климата  для инвестиций и инноваций,  постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.

Информация о работе Понятие и национальной экономии