Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

Государственный бюджет – наибольший централизованный 
денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. В 
государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального 
продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного 
функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в 
определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – 
экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и 
финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное 
управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, 
поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех 
уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и 
региональных интересов.

Бюджетная система  РФ построена на основе следующих  принципов:

1. Принцип единства  бюджетной системы, который обеспечивается  единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации,  форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность  бюджетов всех уровней, выражающаяся  в наличии у каждого бюджета  своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов  плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей бюджетов, их адекватность  существующему экономическому положению.  Нарушение этого принципа ведет  к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов означает необходимость  их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности,  т.е. необходимость публикации  законов о бюджетах и отчетов  об их исполнении в открытой  печати.

9. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Налоговая  система: понятие, компоненты, классификация  налогов

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основными функциями  налоговой системы государства  являются:

Фискальная состоит  в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, состоит  в наблюдении и соблюдении стоимостных  пропорций в процессе образования  и распределения доходов различных субъектов экономики.

В современных  условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой  системы:

Обязательность. Этот принцип означает, что все  налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает  быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение  налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Единство. Налоговая  система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов  налогообложения в разных странах  осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой  системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговая система  РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными  признаются налоги и сборы, которые  установлены ст. 13 Налогового кодекса  РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К федеральным налогам  и сборам относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым  режимам, относятся:

1. система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей 

2. упрощенная система налогообложения; 

3. система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

25. Финансовые результаты деятельности фирмы: сущность виды. Механизм формирования и использования прибыли. Виды рентабельности

Финансовые результаты предприятия отражают соотношение  между доходами и расходами организации. Прибыль – это положительный  финансовый результат, характеризующий превышение доходов над расходами. Убыток – это отрицательный финансовый результат, отражающий превышение расходов над доходами.

Категорию «доход» следует  отличать от категории «прибыль». Доходы – это полученная экономическая  выгода до вычитания расходов, связанных с получение этой выгоды.

Виды прибыли:

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это прибыль, получаемая предприятием в результате изготовления и продажи продукции собственного производства. Рассчитывается путем  вычитания из выручки от продажи продукции полной себестоимости данной продукции

Система показателей  бухгалтерской прибыли на предприятии: Валовая прибыль. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль от продаж. Прибыль до налогообложения. Чистая прибыль.

Валовая прибыль  рассчитывается как разность между  выручкой от обычных видов деятельности и себестоимостью реализованной  продукции.

Прибыль от продаж - показатель, отражающий финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи  товаров (продукции, работ, услуг).

Прибыль до налогообложения  показывает финансовый результат, полученный от всех видов деятельности организации  за отчетный период. Сформировав прибыль до налогообложения, предприятие уплачивает налог на прибыль, который пополняет доходные части государственного и местного бюджетов.

Чистая прибыль  – это прибыль, которая находится  в распоряжении предприятия после  уплаты налога на прибыль. Она является источником формирования собственного капитала организации и выплаты  учредительского дохода.

Использование прибыли - это направление прибыли на расширение производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также централизованных фондов и резервов вышестоящих органов. Объектом распределения является валовая прибыль предприятия.

Механизм распределения  и использования прибыли можно  описать следующим образом:

-прибыль, получаемая  предприятием в результате производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности, распределяется  между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом. Прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно. Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, а затем - на потребление.

Рентабельность - относительный показатель экономической  эффективности деятельности предприятия. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Виды рентабельности:

Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости. ROM = (ЧП/Себестоимость) * 100 %

Информация о работе Понятие и национальной экономии