Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

– неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

– неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Резкое падение  цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые  товары в условиях высокой степени  зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

К внутренним факторам, влияющим на экономическую и нац. безопасность, относятся:

– унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

– низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

– высокий уровень монополизации экономики;

– высокий уровень инфляции;

– недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

– слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

– ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

– вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

– тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

– низкая инвестиционная активность;

– предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

– потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

– несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

– низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

– криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

– массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

– незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства  ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

– в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

– в экономических отношениях хозяйствования и управления;

– в социальной сфере;

– в состоянии окружающей среды;

– в системе федеративных отношений и в региональной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Угрозы национальной безопасности: понятие, сущность. Классификация угроз безопасности. Критерии классификации угроз безопасности

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угрозы нац. без-ти подразделяются на внутренние и внешние.

Основными внутренними  угрозами национальной экономической  безопасности являются:

1) усиление степени  дифференциации уровня жизни  и доходов населения. Формирование  небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2) деформация  отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

3) усиление неравномерности  экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического  развития регионов разрушает  существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4) криминализация  российского общества. В обществе  резко усилились тенденции к  получению нетрудовых доходов  путем прямого грабежа, отъема  собственности, что негативным  образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

5) резкое снижение  научно-технического потенциала России. Основа экономического роста – научно-технический потенциал – за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

7) усиление изоляции  и стремления к независимости  субъектов Федерации. Россия обладает  значительными территориями, которые  функционируют в рамках федеративного  устройства;

8) усиление межэтнической  и межнациональной напряженности,  что создает реальные условия  для возникновения внутренних  конфликтов на национальной почве;

9) повсеместное  нарушение единого правового  пространства, ведущих к правовому  нигилизму и несоблюдению законодательства;

10) снижение физического  здоровья населения, ведущее к  деградации по причине кризиса  системы здравоохранения;

11) демографический  кризис, связанный с устойчивой  тенденцией преобладания общей  смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1) снижение роли  России в мировой экономике  вследствие целенаправленных действий  отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2) снижение экономического  и политического влияния на  протекающие в мировой экономике  процессы;

3) усиление масштабов  и влияние международных военных  и политических объединений, в  числе которых находится НАТО;

4) наметившиеся  тенденции к размещению около  границ России военных сил  иностранных государств;

5) повсеместное  распространение в мире оружия  массового уничтожения;

6) ослабление  процессов интеграции и налаживания  экономических связей России со странами СНГ;

7) создание условий  формирования и возникновения  военных вооруженных конфликтов  вблизи государственных границ  России и стран СНГ;

8) территориальная  экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и  Китая;

9) международный терроризм;

10) ослабление  позиций России в сфере информации  и телекоммуникаций. Это проявляется  в снижении влияния России  на международные информационные  потоки и разработке рядом  государств технологий информационной  экспансии, которые могут быть  применены и к России;

11) активизация  на территории России деятельности  иностранных организаций, занимающихся  разведкой и сбором стратегической  информации;

12) резкое снижение  военного и оборонного потенциала  страны, не позволяющее ей при  необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

В основу всякой классификации должны быть положены наиболее существенные единые признаки. Среди них прежде всего следует  выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности.

В зависимости  от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие угрозы как угрозы личности, общества, государства, русскоязычного населения, государственных служащих и т. д.

При этом под безопасностью того или иного объекта имеется ввиду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз.

В зависимости  от характера угроз, их источника, специфики можно выделить такие виды угрозы, как угрозы природного характера (например, от угроз сейсмического характера, наводнения от селевых угроз и т.д.), угрозы антропогенного характера (от угроз техногенного характера, от экологических угроз и т.п.), угрозы социального характера (военных угроз, угрозы экономического характера, угрозы демографического характера). При этом под безопасностью от того или иного вида угроз понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз данного вида.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

 

5. Экономическая безопасность государства: понятие, сущность. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства. Объекты и субъекты экономической безопасности

Экономическая безопасность государства Экономическая  безопасность — необходимое условие  обеспечения стабильности политической и социальной систем любой страны.

Категорию экономической  безопасности государства отличает совокупность количественных и качественных характеристик действующих экономических, социально-демографических и технологических  отношений. Она отображает, с одной стороны, реальное состояние экономической жизнеспособности государства, с другой — характеризует взаимосвязь между экономической теорией и политикой государства.

Экономическую политику государства следует рассматривать  как систему целенаправленных действий со стороны правительства страны, с помощью которых достигаются  намеченные цели и задачи в интересах  всего общества.

Экономическая безопасность государства выступает и в качестве критерия действенности (эффективности) экономической политики государства.

В целом же состояние  экономической безопасности государства  характеризует:

общий уровень  экономики страны;

наличие и уровень  угроз государству, обществу и лицу;

эффективность экономической политики государства  и государственного регулирования  экономики;

полноту реализации функций государства.

Из этого можно  сделать, по меньшей мере, два концептуальных вывода:

1) экономическая  безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть наряду с государственными способами защиты она должна защищать себя сама на базе высокой производительности труда, качества продукции, конкурентоспособности и т.п.;

2) обеспечение  экономической безопасности государства не может осуществляться сугубо рыночными механизмами саморегуляции; формироваться и поддерживаться она должна всей системой механизмов саморегулирования и регулирования, т.е. с помощью государственных органов и институтов рынка.

Если рассматривать экономическую безопасность государства как системную категорию, — совокупность элементов, которые образуют определенную целостность, то можно согласиться с учеными, считающими, что главное системное требование экономической безопасности государства состоит в обеспечении развития экономики страны, как минимум — в образовании предпосылок для ее выживания.

Информация о работе Понятие и национальной экономии