Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

Разработка программы  экономической безопасности должна опираться на четкое осознание современных  угроз, весьма многообразных и имеющих  разную степень остроты. В качестве наиболее серьезных из них можно выделить следующие: нарастающий спад производства; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.

Объектами экономической  безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Учитывая особенности  проблем обеспечения экономической  безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих  специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются:

— оценка кризисных  ситуаций и угрозы их возникновения  в социально-экономической сфере  региона;

— оценка влияния  местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;

— разработка и  обоснование программно-целевых  мероприятий по обеспечению экономической  безопасности.

Анализ положения  в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической  безопасности, который позволит выявить  и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования. На основе информации, полученной от местных органов власти после ее проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации тех или иных угроз.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:

— расширенное  воспроизводство экономической  и социальной инфраструктуры региона;

— границы критической  зависимости региона от ввоза  важнейших видов продукции первой необходимости;

— обеспечение  необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.

Возможный алгоритм анализа:

Определение структуры  негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

Оценивается вероятность  наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в  случае их наступления с тем, чтобы  оценить вероятный размер ущерба.

Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.

Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение  исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Угрозы экономической безопасности региона: понятие, состав

Угрозы экономической  безопасности региона - совокупность факторов и условий, представляющих опасность  экономике региона.

Система экономических  угроз безопасности региона включает в себя следующие блоки. Первый блок – угрозы интересам региона в области экономики. Второй блок - внутренние угрозы экономической безопасности региона.

Среди макроэкономических угроз безопасности региона в  первую очередь следует выделить: отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национально-государственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения; потеря позиций на межрегиональных рынках. Среди угроз внутреннего характера (т.е. мезоуровня экономики) следует выделить потерю воспроизводственной независимости, потерю внутреннего рынка, утрату продовольственной независимости, неэффективность исполнения регионального бюджета (прил. 2). Две последние угрозы экономической безопасности региона порождены просчетами в макроэкономической и, в частности, во внешнеэкономической политике: отказом от поддержки отечественных производителей, открытием внутренних рынков для импорта продуктов, обострением диспаритета цен между промышленностью и сельских хозяйством и др. Что же касается потери воспроизводственной независимости региона, то она вызвана спадом производства, деиндустриализацией основных отраслей, снижением удельного веса производств, завершающих циклы разрушением научно-технического потенциала региона. Последнее специфическими формами своего проявления имеет свертывание НИОКР, распад научных коллективов, резкое сокращение заказов на высокотехническую продукцию, ведущие к оттоку высококвалифицированных специалистов из наукоемких отраслей, а также из региона, из страны.

Внутренние угрозы:

рост внешнего долга, зависимости от федеральных  дотаций субсидий;

недостаток валютных средств;

вытеснение региона  с внешних рынков (оружия, авиации, энергоносителей и др.);

негативные явления  и процессы, препятствующие осуществлению  курса на подъем экономики;

негативные явления  и тенденции в процессе пополнения государственного бюджета (в том  числе состояние контроля за прохождением бюджетных средств, факты нецелевого использования и т.д.);

кризисная ситуация в бюджетной, банковской, кредитной, валютной, финансовой, налоговой, инвестиционной сферах внутри региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности регионов различного типа

Угрозы экономической  безопасности страны в целом находят  свое конкретное проявление в каждом регионе. Вместе с тем, специфика каждого региона определяет и свою, специфичную для него форму проявления этих угроз и силу их действия. Поэтому каждый регион должен позиционировать себя по отношению к угрозам экономической безопасности страны, определить наиболее вероятные формы этих угроз и силу их проявления. Кроме того, в каждом регионе вполне могут возникать свои угрозы экономической безопасности, не вытекающие непосредственно из угроз экономической безопасности страны, а порождаемые своими внутренними факторами.

Поэтому для  обеспечения устойчивости развития региона необходимы своевременное  выявление и мониторинг наиболее вероятных угроз экономической  безопасности, определение возможного ущерба от их воздействия, разработка мер по их преодолению, т. е. систематическая и целенаправленная работа по обеспечению своей экономической безопасности.

Внутренние  угрозы

В числе первых, связанных с утратой внешнеэкономических  позиций России и ее регионов:

рост внешнего долга;

недостаток валютных средств;

нерациональное использование валютных ресурсов для импорта;

уменьшение золотого запаса страны;

вытеснение ее с внешних рынков (оружия, авиации, энергоносителей и др.);

негативные явления  и процессы, препятствующие осуществлению  курса на подъем экономики;

негативные явления и тенденции в процессе пополнения государственного бюджета (в том числе состояние контроля за прохождением бюджетных средств, факты нецелевого использования и т.д.);

негативные явления  и тенденции, осложняющие реализацию мер государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

кризисная ситуация в бюджетной, банковской, кредитной, валютной, финансовой, налоговой, инвестиционной сферах.

Среди макроэкономических угроз безопасности региона в  первую очередь следует выделить: отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национально-государственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения; потеря позиций на межрегиональных рынках. Среди угроз внутреннего характера (т.е. мезоуровня экономики) следует выделить потерю воспроизводственной независимости, потерю внутреннего рынка, утрату продовольственной независимости, неэффективность исполнения регионального бюджета (прил. 2). Две последние угрозы экономической безопасности региона порождены просчетами в макроэкономической и, в частности, во внешнеэкономической политике: отказом от поддержки отечественных производителей, открытием внутренних рынков для импорта продуктов, обострением диспаритета цен между промышленностью и сельских хозяйством и др. Что же касается потери воспроизводственной независимости региона, то она вызвана спадом производства, деиндустриализацией основных отраслей, снижением удельного веса производств, завершающих циклы разрушением научно-технического потенциала региона. Последнее специфическими формами своего проявления имеет свертывание НИОКР, распад научных коллективов, резкое сокращение заказов на высокотехническую продукцию, ведущие к оттоку высококвалифицированных специалистов из наукоемких отраслей, а также из региона, из страны.

 

15.Основные виды кризисных ситуаций в регионе. Диагностика экономической безопасности региона

Региональная  кризисная ситуация — это изменение  состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства  федеральных законодательных и  исполнительных органов власти и  использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.

Основные виды кризисных ситуаций в регионах:

• изменения  в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению  генофонда страны и ее регионов;

• превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;

• падение производства в отраслях специализации региона  более чем на 50—60%;

• рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;

• изменение  профиля региона, приводящее к необходимости  массовой переквалификации кадров;

• появление  в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;

• высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;

• низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая  ситуацию в регионе и усложняющая  отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);

• низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.

Экономическая диагностика регионов – это определение  состояния, выделение проблемных, депрессивных, кризисных, а также «перегретых» и перспективных регионов. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений, для чего весьма важно выяснить взаимосвязи, соотношения между:

спросом и предложением, характеризующими удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; природно-ресурсным потенциалом  и потребностью в сырье и материалах, энергии и других условиях окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в регионе; источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона; наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающим возможность рационального использования трудового потенциала; объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии; концентрацией производства, социальной инфраструктурой и плотностью населения; темпами роста цен и доходов населения; объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза и т.п.

Информация о работе Понятие и национальной экономии