Понятие и классификация затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 06:45, контрольная работа

Описание работы

В своей деятельности хозяйствующие субъекты производят различные затраты средств:
на заготовление и приобретение необходимых для производственного процесса материальных ценностей;
на операции, связанные с реализацией готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

затраты.docx

— 283.99 Кб (Скачать)

Единство  принципов устройства, используемых Природой и Человеком: рычаг, оптическая линза, парус; аналогии в устройстве глаза у головоногих моллюсков  и у высших позвоночных. Централистическая  форма устройства свойственна различным  жизненным комплексам, социальным и  индивидуальным (строение звездных и  планетных систем, эта же форма  воспроизводится и в структуре  атома). Интенсивность света, наполненность  пульса, сон — бодрствование, уровень  шума, соответствующий музыкальному ритму, процессы дыхания и смены  поколений имеют «волновую» природу, поэтому имеют однотипное графическое  изображение. Сходство в методах  размножения у разных животных и  растений, сходство между многими  семенами и яйцом. Повторение организационных  типов наблюдается на всех ступенях бытия: человеческие сообщества на разных континентах проходили через  одни и те же типы экономической  организации — примитивный родовой  коммунизм, патриархат, феодализм.

Анри Пуанкаре, французский физик, математик и  философ, чуть раньше Богданова (1906 г.) писал: «Одно и то же уравнение  — лапласовское — встречается в теории ньютоновского тяготения, теории движения жидкостей, учении об электрическом потенциале, учении о магнетизме, о распространении теплоты».

В биологии это положение названо принципом универсальности Академик А.М. Уголев писал: «Основные закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи. Это означает, что биологический механизм, свойственный одному виду организмов или даже одному типу клеток универсален (т.е. может быть обнаружен у ряда других видов организмов или окажется всеобщим). Принцип имеет существенное гносеологическое значение, так как заставляет даже частную закономерность рассматривать как потенциально всеобщую и искать границы ее применения» [61].

Наш современник, философ А.М. Ковалев в работе «Целостность и многообразие мира. Философские размышления» [24] говорит  о необходимости обсуждения этой проблемы хотя бы в постановочном  плане, в плане поиска. Автор высказывает  предположение, что хотя развитие является важнейшим атрибутом процессов самореализации материальных систем, тем не менее не исчерпывает всю совокупность ее свойств и что законы диалектики, представляют собой частный случай более общих законов Мироздания, поиск которых необходим. К тому же диалектические законы были обоснованы Гегелем, когда наука не знала строения клетки и атома, не была создана теория относительности, человек не летал в космос, не расшифровал генетический код и т.д. В настоящее время стало ясно, что мир намного сложнее и нельзя свести все сложнейшие процессы природного мира к трем законам диалектики.

Если мы рассматриваем  Универсум как единую систему, то ей присущи, помимо законов развития, законы строения и функционирования. Здесь мы не будем вдаваться в  дискуссию по поводу семантического значения слова «развитие». На наш  взгляд, его можно понимать шире: развитие включает и этапы структурогенеза и функционирования. Однако законы, принципы, некоторые обобщения, сформулированные А.М. Ковалевым, нам показались вполне приложим к теории организации.

Наиболее  общий закон природного мира А.М. Ковалев формулирует как «закон оптимальной самореализации как мира в целом, так и его составных элементов на основе их активности и динамического равновесия». Степень оптимальной самореализации выступает внешним отражением и показателем самоорганизации. Этот закон он называет основным: все остальные законы и принципы работают на его реализацию.

Кстати, основной закон природного мира в формулировке Ковалева очень близок к формулировке главного закона развития технических  систем, автором которого является основатель ТРИЗа (теории решения изобретательских задач) Г. Альтшулер [2]. Суть закона: каждая система стремится повысить степень своей идеальности. Степень идеальности определяется ростом отношения суммы выполняемых системой полезных функций к сумме факторов расплаты за выполнение этих функций. По-видимому, стремление к идеальному состоянию и подвигает систему к оптимальной самореализации.

Вторым по значимости всеобщим законом природного мира АМ. Ковалев называет «закон единства природного мира и качественного многообразия его форм» —важнейший закон структурного построения природного мира. Единство обеспечивает устойчивость, самосохранение мира и входящих в него материальных структур, а качественное многообразие обеспечивает его постоянное изменение и развитие. Если бы единство системы носило абсолютный характер, то она находилась бы в статическом, «затвердевшем» состоянии, не могло быть и речи о ее изменении и развитии. Если бы существовало только абсолютное стремление к многообразию, тогда элементы были бы лишены возможности взаимодействовать друг с другом и образовывать целое, новые структуры.

При этом следует  отметить, что качественно различные  структуры, элементы, находящиеся в  единстве, не только находятся в  состоянии борьбы, но и в состоянии  сотрудничества, взаимопомощи и гармонии.

Далее Ковалев  формулирует еще один всеобщий закон  — закон сменяемости, согласно которому функционирование и развитие материальных структур в рамках природного мира осуществляются не непосредственно и прямо, а посредством смены их составных элементов. Из этого следует, что возникновение нового качества может произойти не само собой, а лишь за счет структурных преобразований. Причем новое качество возникает и как результат стихийных столкновений, и как результат развития самой целостности, куда они входят. Этот закон опирается на закон сохранения массы и энергии. Единому целостному миру соответствует и некий единый целостный энергетический потенциал, а также масса вещества. Единое образование может изменять одни свои структуры только при равноценном изменении других.

Следующим важнейшим  законом природного мира автор называет закон обеспечения динамического  равновесия: всякое структурное образование существует лишь до тех пор, пока в нем сохраняется динамическое равновесие между его элементами. Если качественное многообразие мира ведет к нарушению равновесия между элементами, то единство материального мира требует его устранения. Закон динамического равновесия требует: а) тождественного равновесия в рамках данной системы между ее элементами, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком системы; в) необходимости оптимального соответствия данной системы со средой. Закон динамического равновесия — это закон обеспечения стабильности и жизнеспособности системы путем создания необходимого баланса равнодействующих сил, механизма постоянного обновления, адаптации к условиям, соответствия между компонентами. Динамическое равновесие не может заходить дальше определенной черты, чтобы не подорвать способность системы к развитию и совершенствованию. Единство не должно доминировать над многообразием, и наоборот. Динамическое равновесие выступает одним из общих и фундаментальных законов природного мира, так как обеспечивает самосохранение и самореализацию материальных структур.

Обеспечение динамического равновесия достигается, в основном, путем изменения структуры, при сохранении своего основного  качества. Например, вода в интервале  температур от 0 до 100ºС представляет собой жидкость, выше верхней границы — пар, ниже нижней — лед, т.е. основное качество (химический состав) не изменяется, а изменяется структура (агрегатное состояние).

Наиболее  общие законы природного мира не только взаимосвязаны, но и вытекают один из другого, это естественно, так как  все они направлены на обеспечение  оптимального функционирования и развития, на достижение оптимальной самореализации макросистемы. Подводя итог сказанному, можно отметить, что обеспечению  оптимальной самореализации природного мира подчинено его строение. Но так как единство посредством  многообразия ведет к нарушению равновесия между элементами системы, то это требует действия закона динамического равновесия, поддержания равновесия в едином многообразном и развивающемся мире.

Принцип химизма вновь доминирует в фундаментальной науке: все связано со всем и развитие целого выступает условием развития его частей. Закон единства и многообразия говорит о том, что если единство обеспечивает устойчивость, самосохранение организации, то стремление к качественному многообразию обеспечивает ее изменение и развитие. Динамическое равновесие не должно быть слишком жестким, чтобы не подорвать способность системы к развитию и совершенствованию. Единство не должно доминировать над многообразием, и наоборот.

О всеобщей связи вещей и явлений в  природе и человеческом обществе заговорили в связи с глобальными  экологическими проблемами, Природа  и хозяйственная деятельность человеческого  общества связаны общими ресурсами, сопряженными потоками и круговоротами  вещества, энергии и информации. Деятельность человека стала источником и причиной еще одного свидетельства тесной связи экономики и экологии, их взаимообусловленного кризиса. Долговременная стратегия общества должна быть согласована с законами природы. Природа и общество находятся в единой сети системных взаимодействий.

Современная экология выработала довольно обширную аксиоматику, множество законов, правил и эмпирических обобщений. Широко известны законы-аксиомы американского эколога  Барри Коммонера, которые характеризуют  основные проблемы взаимодействия природы  и общества: все связано со всем; все должно куда-то деваться; ничто не дается даром; природа знает лучше.

Познание  всеобщих законов имеет огромное значение: с их помощью расширяется  возможность предвидения поведения  системы, определения тенденций  ее развития и предотвращения критических  ситуаций. 

 

 

 

6.3. Основные требования к законам  организации 

 

Ранее мы выделили одну из важнейших категорий философии  — всеобщую связь явлений как наиболее общую закономерность существования мира, представляющую собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. В окружающем нас мире нет абсолютно изолированных предметов и явлений. Через всеобщую связь проявляется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими материальными процессами. Благодаря этому мир представляет собой не хаос, а закономерную совокупность структур, движений и развития материи.

Поскольку речь идет именно о всеобщей связи, то и каждая ее пространственно-временная отдельность обладает теми же свойствами. В связи с этим закономерно поставить вопрос: какие свойства и характеристики следует добавить к этой отдельности, к этой части всеобщей связи, чтобы она сделалась организацией. Ответ представляется очевидным. Во-первых, эта часть мира всеобщих связей должна стать системой. Для этого ее связи должны приобрести определенную функциональность, как бы получить некую общую задачу от надсистемы, направленную, как минимум, на самосохранение. Этим система уже отделяется от своей среды. Во-вторых, система должна стать динамической, т.е. придать своим функциональным связям свойства потоков вещества, энергии и информации между элементами системы и между системой в целом и окружающей средой. Это придаст системе динамическую устойчивость, надежность и эффективность, так как ее потенциал может превысить потребность самосохранения и будет направлен на воспроизводство, рост и развитие. Наконец, динамическая система должна приобрести способность к актам выбора и решения и приобрести цепь сверх цели самосохранения. Эго и будет целеустремленная организация.

Объект нашего исследования — социальная система (организация) — постоянно эволюционирует. Вначале организация рассматривалась  как закрытая система с малоподвижной  внешней средой, простой деловой  средой и относительно простыми задачами и краткосрочными планами: на день три, месяц. Со временем задача усложнялась  — усложнялась сама организация. Эволюционирующий объект исследования, с одной стороны, требует использования  методов анализа, редукции, а с  другой — синтеза, т.е. использования  холистического метода, взгляда на социальную систему как единое целое. С одной стороны, задачи дифференцируются, соответственно, выделяются все новые  дисциплины, с другой — идет напряженная  работа по синтезу наук и выявлению общих закономерностей функционирования и развития сложных систем. Изучение закономерностей развития систем ведется, как правило, узкими специалистами на материале конкретных систем: экономических, технических, биологических, социальных.

Перед экономикой постоянно встают все новые задачи, решение которых требует привлечения  методов, уже широко используемых в  других науках, или разработки новых  Один и тот же объект всякий раз  выступает как фрагмент объективной  реальности, на который направлена практическая и познавательная деятельность человека, и воспринимается всякий раз по-разному. Ни один исследователь  не имеет дела с объектом в целом, как таковым: каждый рассматривает  только какой-то срез сложной системы-организации. Социолог — взаимоотношения между  людьми; финансист — движение финансовых потоков; технолога будет интересовать технологический процесс и т.п.

Для общего взгляда на сущность организации  очень важно понимать преемственность  между природными и социальными  организациями, между естественными  и общественными свойствами организаций  и организационными процессами. Данные естественных и общественных наук, особенно синергетики, кибернетики, экологии, биофизики, биохимии и др., — свидетельствуют  о том, что общество — дитя природы, что оно составляет ее неразрывную  часть и полностью базируется на коренных принципах и законах  материального мира. Поэтому логично  предположить, что общество представляет собой своеобразную проекцию общих  законов материального мира в  их качественно более высокими проявлении и выражении. Эти общие законы развития, строения и функционирования находятся в начальной стадии познания: человек познает себя в  окружающем мире всего около 200 тыс. лет (это очень ко временной период эволюции; например (для сравнения), жизнь появилась, на Земле 3 млрд лет  назад).

В настоящее  время нет общепринятого целостного варианта общем теории организации. В свою очередь, исключительную роль в исследовании законов организации  должен сыграть анализ законов, которые  лежат в основе общества, так как  социальная форма движения материи  выступает в качестве высшей из всех известных форм движения материи: именно в ней в концентрированной  форме выражения предстают и  общие закономерности всякого движения. К тому же общество развивается более быстрыми темпами, что дает предпосылки для познания. При этом, безусловно, нельзя переносить на природу законы 1 общества: часть не равна целому. А вот общество должно учитывать законы природы, согласно принципу иерархии. Не познав всеобщие законы, не учитывая целей надсистемы, человечество все более отрывается от остального природного мира и забывает, что оно лишь часть целого. Человек не разрушает природу специально, он «квазисозидатель», т.е. предполагает, что созидает. На самом деле, не учитывая: системных свойств и законов надсистемы, не зная правил целого, частью которого человек является, он выступает антагонистом этому целому и нарушает важнейшие системные принципы.

Информация о работе Понятие и классификация затрат