Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 06:45, контрольная работа
В своей деятельности хозяйствующие субъекты производят различные затраты средств:
на заготовление и приобретение необходимых для производственного процесса материальных ценностей;
на операции, связанные с реализацией готовой продукции.
Информатизация
жизнедеятельности человечества имеет
длительную предысторию. Напомним, что
понятие информации вошло уже
в первое упоминание о гомеостазе:
система получает оперативную информацию
о внешней среде, одновременно отбирая
наиболее ценное, накапливая опыт, формирует
банк структурной информации, решает
вопросы оптимизации своей
В управлении компаниями, организациями применяется экономическая, научно-техническая, общественно-политическая информация и другие виды информации. В крупных организациях создаются системно-аналитические отделы, которые призваны готовить стратегическую информацию, т.е. информацию о поведении системы в целом, а не только ее подразделений. )
Экономическая информация — это информация об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления материальных благ. Это те сведения и знания, которые извлекаются из экономических данных. Данные «сами по себе» не представляют ценности для решения какой-либо задачи, если не являются информацией.
Очень важно в организационных системах учитывать, что реакция на сигнал неоднозначна и зависит от степени облученности и компетентности принимающего сигнал.
В зависимости от возможности использования и ценности информации для принятия управленческого решения она подразделяется на полезную и ложную. Полезная —характеризуется достоверностью, полнотой, своевременностью, доступностью для обработки; ложная— возникает при ошибках в сборе, обработке и передаче данных.
Система экономической информации в организации охватывает как управляющую информацию (плановую и нормативную), так и осведомляющую: оперативный производственный учет, бухгалтерский учет, банковскую информацию, статистику. В экономической системе обращается множество самых разных данных. Задача органа управления — извлечь максимум полезной информации для принятия оптимальных и адекватных решений.
С увеличением объема информации, развитием информационных связей, процессов растут скорости развития, скорость эволюции системы. Система, владея информацией о поведении своих элементов и их
взаимодействиях, стремится к реализации
единой цели — цели своего целого. Здесь
важно понимать, что главная цель
(или функция) системы реализуется
не только с помощью целенаправленной
организации, с помощью ЛПР, но в
значительной степени с помощью
процессов самоорганизации, которые
присущи любой сложной
Количество информации определяет меру организованности системы, поэтому чем больше поток перерабатываемой качественной информации, тем устойчивее и эффективнее организация.
Закон информированности —
Следствия из закона:
1. Чем четче сформулированы задачи управления и организована база данных об объектах управления, тем устойчивее функционирует организация.
2. По мере
роста сложности системы
3. Неупорядоченная
под конкретные задачи
Для руководителя
не упорядоченная под конкретные
задачи информация вместо полны приносит
вред. Задачи директора по логистике
требуют одного набора данных, финансовому
директору нужны другие сведения,
а руководителю, отвечающему за филиалы,
— третьи. Чтобы грамотно пользоваться
информацией, необходимо знать систему
параметров, с помощью которых
ведется управление. Нужны не только
грамотные менеджеры, но и грамотные
программисты и информационные технологи.
Если исходить из потребностей экономического
управления, то все те сведения, знания,
сообщения, которые помогают решить
управленческую задачу, и есть полезная
экономическая информация, с помощью
которой снижается уровень
Информационные потоки в организации можно разделить на два основных типа: информационный обмен с окружающей средой и коммуникативные потоки внутри организации.
Качество
информации. В руководстве по теории организации [55]
названы определяющие критерии: объем, ценность, достоверность и насыщенность.
Ценность информации зависит от очень многих факторов, даже если речь идет о простом трехмерном информационном пространстве типа «Что? Где? Когда?», и в первую очередь — от источника и приемника информации, их природы и характера. Наиболее простой случай, когда ценность информации может быть измерена, — это проведение мероприятий по «снижению затрат материальных или интеллектуальных ресурсов (материалов, времени, денег) или, например, повышением прибыли в ответ на принятие правильного управленческого решения».
Следует помнить,
что качество и значение информации
не зависят от способа ее передачи,
но в большой степени определяются
целью системы. Например, для успешного
поиска полового партнера не имеет
значения, передается ли информация посредством
радиоволн с помощью
С целью упорядоченности, структурирования и распределения информации ее классифицируют по степени важности, целям и задачам.
При обработке и структурировании информации обычно используют характеристики, представленные в табл. 7.3 [54].
Достоверность информации — это отношение объема истинной информации к общему объему воспринятой информации. Источники информации должны быть надежными, не вызывать сомнений. В зависимости от конкретных требований достоверность информации абсолютизируется (100-процентная достоверность) или допускает вероятностную доверительность: доверительный интервал — 80 — 90%, недостоверный, негативный — менее 70%. Достоверность зависит от метода сбора, передачи и времени передачи. В практике менеджмента зачастую в базы данных вводится ложная информация для дезинформации конкурентов. Следует уточнять полученную информацию.
Ценность информации тесно связана с источником информации и ее интерпретатором. Достаточный уровень ценности может обеспечить высокопрофессиональный специалист компании.
Насыщенность информации характеризуется соотношением профессиональной и фоновой информации. Выделяют три уровня насыщенности:
• высокий — на 100% профессиональная информация, фоновая — отсутствует;
• нормативный — профессиональной информации около 70%, фоновой — 30%;
• низкий — менее 50% профессиональной информации. Нормативный уровень насыщенности рекомендуется как наиболее приемлемый: полное отсутствие фоновой информации приводит к быстрой утомляемости.
Открытость информации характеризуется тремя уровнями: публичная, секретная, конфиденциальная.
К публичной информации можно отнести газеты, выставки, лекции, радио, телевидение и пр.
К конфиденциальной (служебной) относят информацию, которая защищает корпоративные потребности и интересы. К ней не должно быть доступа третьим лицам, если она составляет служебную или коммерческую тайну. К такой информации обычно относят: сведения о кадрах, партнерах и клиентах; сведения об инвестиционных планах и конкретных инновациях, новых технологиях и т.п. Считается, что 20-процентная утечка служебной информации может привести к кризису организации.
К секретной относится информация, не подлежащая разглашению, предназначенная для ознакомления узкого круга поименованных лиц, содержащая сведения особой важности, составляющая государственную тайну, касающаяся обороноспособности страны, а также содержащая сведения о результатах научных исследований, не защищенные в установленном порядке, и др. Распространение секретной информации преследуется законом.
На современных предприятиях, как правило, система организации сбора, обработки и выдачи информации носит интегрированный характер (рис. 7.2). В интегрированных системах обработки данных (ИСОД) интегрируются сама информация, каналы информации, память системы. ИСОД упорядочивают потоки информации, повышают эффективность ее использования. Собранная из различных источников в единой памяти системы информация может быть многократно переработана и использована для конкретных задач управления.
Современное общество все чаще называют информационным. Что это означает с точки зрения организационного управления? То, что информация превратилась в такой же важнейший фактор функционирования компании, как и три главных фактора: люди, машины и материалы, деньги. Отсутствие необходимой информации нельзя восполнить. В дальнейшем лидирующая роль будет принадлежать предприятиям, которые делают информацию основным орудием своей деятельности. Это требует знания основных информационных правил менеджмента. Ниже мы приводим двенадцать информационных правил из книги М. Отавы «Практический менеджмент».
1. Информация появляется в результате изменения ситуации и является известием об этом изменении. Информация есть само проявление изменений. Проблема заключается в восприимчивости и наличии способностей улавливать события — предвестники перемен.
2. Степень
усвоения информации
3. Ценность
информации зависит от
4. Ценность информации повышается при ее целевом отборе и упорядочении. Группировка и обработка данных создает новые возможности их применения.
5. Чем информация концентрированнее, тем лучше.
6. Практическое
использование информации
7. Человек
склонен, отбирая удобную для
себя информацию, недооценивать
и оставлять без внимания
8. В организации
существует тенденция роста
9. Избыток
информации бывает так же
10. Свою истинную ценность информация проявляет тогда, когда попадает к людям, ее понимающим и использующим.
11. Информация, становясь общим достоянием многих людей, проявляет большую силу воздействия. Менеджеры должны ставить своей целью построение целостного коллектива на основе обладания информацией всеми работниками компании. Выигрыш от этого гораздо больше, чем возможный ущерб от более вероятной в этом случае утечки информации.
12. Приобретение информации происходит по принципу «брать и давать». Тому, например, кто во время учебы все выспрашивает о других компаниях, а когда доходит дело до своей — рот на замок, информации не собрать. Информация собирается пропорционально ее передаче.
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства человек
имеет дело со многими организациями,
и становиться членом некоторых
из них. Организации разного рода
- существеннейшая и определяющая
часть внешней среды человека,
форма, в которую облекаются разнообразные
группы и сообщества людей (социальные,
рабочие, профессиональные, национальные,
культурные и другие). Это те сложные
элементы, которые в значительной
степени определяют сущность и специфику
нации, государства, человечества. От поведения
и отдельных поступков
Столь высокое значение организации
в жизни человечества определяет
высокий уровень интереса к ним
самим и к тому, что определяет
их поведение. Эти вопросы волнуют
и каждого человека, в силу необходимости
или по доброй воле вступающего во
взаимоотношения с