Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, виды и методы прогнозирования……………….5
1.2 Сущность, структура, принципы и методы планирования...7
1.3 Система планов предприятия………………………………...15
ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии
2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22
2.2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на ОАО «МКС»……………………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………..……39
Список литературы…………………...…………………………………..41
Приложение……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

старая версия Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.doc

— 266.50 Кб (Скачать)
>     • финансовый план;

     • баланс на конец последнего года плана.

     На  основе этой информации составляется прогноз и сроки денежных поступлений, которые распределяются по статьям расходов. Самые главные кредиторы - поставщики молока. Поэтому с ними необходимо всегда рассчитываться вовремя, иначе поставки сырья будут прерваны.

     Развитие  рыночных отношений ставит перед ОАО «МКС» множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия как с партнерами, так и с конкурентами. На ОАО «МКС» не рассмотрена маршрутизация, которая включает определение оптимального и запасных вариантов загрузки технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребностей в сырье, материалах, инструментах, затрат времени по каждому из них.

     Предприятие ОАО «МКС» без системы гибкого  стратегического планирования не может  формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:

  • выявлять резервы и разрабатывать направления их мобилизации;
  • обосновывать варианты развития производственных звеньев;
  • оперативно обрабатывать материалы как базу контроля и текущего регулирования производства.

     Динамика  выпуска готовой продукции по номенклатуре ОАО «МКС» в стоимостном  выражении отражена в Таблице  №1( Приложение№1 )

     По  данным, приведенным в указанной  таблице, видно, общий выпуск молочной продукции в 2010 году в сопоставимых ценах составил 16745,6 тыс. рублей, и на 45% превысил аналогичный показатель 2008 года. Как планировалось, рост объема товарной продукции произошел за счет значительного увеличения закупок и переработки молочного сырья, а также вследствие увеличения выпуска таких рентабельных видов продукции, как молоко, кефир, би-фидо-кефир, творог и творожные сырки с различными наполнителями, общая стоимость которых в годовом выпуске молочной продукции 2007 года составила 55%, что на 14% превышает указанный показатель 2005 года. За анализированный период наблюдается значительный рост выпуска майонеза на 382,1% (производство данного вида продукции началось в 2006 году), бифидо-кефира на 155,6%, творога на 116,5 %, сыворотки на 98,1% и творожных сырков с различными наполнителями на 95.7%.

     При этом в течение рассматриваемого периода также произошел небольшой  спад выпуска таких видов молочной продукции как сметана на 4,7%. что  объясняется большим удельным весом  в себестоимости данной продукции затрат на сырье и повышением цен на его приобретение; йогурта на 23,6%, что объясняется трудностями, возникающими в процессе реализации указанного товара, которые связаны с достаточно высокой ценой на йогурт и маленьким сроком реализации, так как при его производстве не используется консерванты; напитка из сыворотки на 4,2 %

     Динамика  выпуска готовой продукции на ОАО «МКС» за 2008 - 2010г. в натуральном выражении отражена в Таблице №2 (Приложение №1).

     Из  данной таблицы видим, что общий  выпуск молочной и кисломолочной  продукции в натуральном выражении, так же как и в стоимостном выражении растет. В структуре выпуска готовой продукции в натуральном выражении наибольший удельный вес занимают такие виды продукции как кефир, молоко, сметана.

     В значительной степени рост реализации продукции, как в стоимостном выражении, так и в натуральном выражении обусловлен повышением конкурентоспособности продукции, выпускаемой ОАО «МКС» и вследствие этого расширением круга потребителей данной продукции и увеличением заказов на поставку основной продукции комбината со стороны магазинов, торгующих продукцией ОАО.

     По  другим видам продукции, выпускаемой  молочным комбинатом, в большинстве  случаев также наблюдается положительная  тенденция.

     Данная  тенденция роста выпуска готовой  продукции на ОАО «МКС» в основном связана с тремя положительными моментами в деятельности предприятия:

  • повышением качества выпускаемой продукции;
  • расширением ассортимента выпускаемой продукции:
  • увеличением спроса на производимую продукцию.

     Динамика  реализации готовой продукции ОАО  «МКС» за 2008-2010 годы в стоимостном выражении представлена в Таблице №3 (Приложение №1).

     Из  приведенной таблицы мы видим, что  показатель объема реализации молочной продукции в 2010 году в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 г. так  же как и показатель общего объема выпуска указанной продукции в сопоставимых ценах растет, на 45% превышает аналогичный показатель 2008 года. При этом, наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции занимают кефир, творожные сырки, молоко, масло и сметана, стоимость которых в 2010 году составила 79% от общей стоимости всей реализованной продукции, выпускаемой предприятием.

     Анализирую  динамику реализации продукции, выпускаемой  молочным комбинатом за 2008-2010 годы, следует  отметить, что практически по каждому  виду производимой продукции наблюдается рост показателя ее реализации.

     Необходимо  также отметить, что структура  реализации продукции комбината  практически аналогична структуре  выпуска в сопоставимых ценах. Это  объясняется характером выпускаемой  продукции. Вся выпущенная продукция практически полностью реализуется. Отклонения составляет 1-3 тонны или 1-4 тыс. руб. в год.

     Динамика  реализации готовой продукции на ОАО «МКС» за 2008-2010 годы в натуральном  выражении отражена в Таблице  №4 (Приложение №1).

     Исходя  из данных, отраженных в указанной таблице, можно сделать вывод, что объем реализации молочной и кисломолочной продукции в натуральном выражении в 2010г. по сравнению с 2008 г. значительно возрос. При этом можно выделить быстрый рост продаж по следующим видам товаров:

  • майонеза на 400%.
  • бифидо-кефира на 158,3%,
  • творожных сырков на 95,7%,
  • творога на 107.9%,
  • сыворотки на 97.9%

     В значительной степени рост реализации продукции, как в стоимостном выражении, так и в натуральном выражении обусловлен повышением конкурентоспособности продукции, выпускаемой ОАО «МКС» и вследствие этого расширением круга потребителей данной продукции и увеличением заказов на поставку основной продукции комбината со стороны магазинов, торгующих продукцией ОАО.

     Динамика  реализации объема продукции в разрезе рынков по ОАО «МКС» за 2005-2007 годы отражена в Таблице №5 (Приложение №1).

     По  данным, приведенным в Таблице  №5, видно, что объем реализованной  продукции ОАО «МКС» в 2010г. по сравнению с 2008 г. увеличился приблизительно в 1,5 раза или на 45% .

     Результатом деятельности по прогнозированию является разработка различных по характеру  и содержанию прогнозов, характеризующих  различные аспекты деятельности предприятия. Прогноз основывается на качественных и количественных показателях. На основе разрабатываемых определяется важнейшие направления стратегии социально-экономического развития предприятия, составляются различные планы, и формируется механизм регулирования с определением параметров основных регуляторов.

     На  ОАО «МКС» прогнозирование осуществляет планово- экономический отдел. На предприятии составляется прогнозы производственной, финансовой, социальной и других аспектов деятельности предприятия. Ежегодно составляется план-прогноз социально-экономического развития ОАО, в котором приводятся прогнозы основных показателей деятельности предприятия, а также план-прогноз развития производства и основные мероприятия по его реализации. 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОАО «МКС»

     Предприятие ОАО «МКС» без системы гибкого стратегического планирования не может формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:

    • выявлять резервы и разрабатывать направления их мобилизации;
    • обосновывать варианты развития производственных звеньев;
    • оперативно обрабатывать материалы как базу контроля и текущего регулирования производства.

     SWOT-анализ  — это определение сильных  и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

     Для успешного осуществления SWOT – анализа  необходимо построить матрицу угроз  и матрицу возможностей для ОАО «МКС». Они позволят выделить наиболее значимые возможности и угрозы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 . Матрица возможностей для ОАО «МКС»

     Матрица возможностей

  Матрица возможностей
  Вероятность использовать возможность   Степень влияния
  Сильное влияние   Умеренное влияние   Малое влияние
  Высокая вероятность Ж - ускорение  темпа роста рынка молочной продукции,

З - выход  на новые рынки

  В- широкая известность в регионе    
  Средняя вероятность И - развитие молочной промышленности   Б - близость к крупнейшим внутренним рынкам,

  Д - накопленный научно - инженерный потенциал

   
  Низкая  вероятность       А - развитие промышленности,

  Г - стабилизация экономической ситуации в регионе

   
 

     По  результатам построения матрицы  выделим возможности, имеющие наибольшее значение для ОАО «МКС» и которые  обязательно нужно использовать при разработке стратегии:

  • возможность выхода на новые рынки;
  • широкая известность в регионе;
  • ускорение темпов роста рынка молочной продукции.
  • Угрозы, представляющие наибольшую опасность для ОАО «МКС» и требующие обязательного устранения:
  • усиление давления со стороны конкурентов;
  • высокая концентрация производства и уровень конкуренции;
  • влияние поставщиков и потребителей.

     Следующие угрозы также должны находиться в  поле зрения руководства и как  можно быстрее устранены:

    • тенденция к физическому и моральному старению основных средств;
    • низкий платёжеспособный спрос.

     Далее для завершения SWOT – анализа построим матрицу SWOT для ОАО «МКС». Здесь необходимо учитывать возможности и угрозы, содержащиеся в макро и микроокружении организации в совокупности с сильными и слабыми сторонами рассматриваемого предприятия.

     ОАО «МКС» следует разрабатывать  стратегию по использованию следующих сильных сторон:

    • рост относительной доли рынка;
    • высокие темпы роста производства;
    • достаточно высокая производительность оборудования;
    • высокий уровень качества продукции;
    • строгий конкурентный отбор специалистов;
    • сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями.

     Возможности, которые появляются во внешней среде:

    • развитие промышленности;
    • близость к крупнейшим внутренним рынкам;
    • широкая известность в регионе;
    • стабилизация экономической ситуациии в стране;
    • накопленный научно - инженерный потенциал;
    • ускорение темпа роста рынка молочной продукции;
    • выход на новые рынки.

     ОАО «МКС» должна преодолеть слабости за счёт следующих появившихся возможностей:

Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия