Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия.
Введение ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, виды и методы прогнозирования……………….5
1.2 Сущность, структура, принципы и методы планирования...7
1.3 Система планов предприятия………………………………...15
ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии
2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22
2.2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на ОАО «МКС»……………………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………..……39
Список литературы…………………...…………………………………..41
Приложение……………………………………………………………….43
• баланс на конец последнего года плана.
На основе этой информации составляется прогноз и сроки денежных поступлений, которые распределяются по статьям расходов. Самые главные кредиторы - поставщики молока. Поэтому с ними необходимо всегда рассчитываться вовремя, иначе поставки сырья будут прерваны.
Развитие рыночных отношений ставит перед ОАО «МКС» множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия как с партнерами, так и с конкурентами. На ОАО «МКС» не рассмотрена маршрутизация, которая включает определение оптимального и запасных вариантов загрузки технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребностей в сырье, материалах, инструментах, затрат времени по каждому из них.
Предприятие ОАО «МКС» без системы гибкого стратегического планирования не может формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:
Динамика выпуска готовой продукции по номенклатуре ОАО «МКС» в стоимостном выражении отражена в Таблице №1( Приложение№1 )
По данным, приведенным в указанной таблице, видно, общий выпуск молочной продукции в 2010 году в сопоставимых ценах составил 16745,6 тыс. рублей, и на 45% превысил аналогичный показатель 2008 года. Как планировалось, рост объема товарной продукции произошел за счет значительного увеличения закупок и переработки молочного сырья, а также вследствие увеличения выпуска таких рентабельных видов продукции, как молоко, кефир, би-фидо-кефир, творог и творожные сырки с различными наполнителями, общая стоимость которых в годовом выпуске молочной продукции 2007 года составила 55%, что на 14% превышает указанный показатель 2005 года. За анализированный период наблюдается значительный рост выпуска майонеза на 382,1% (производство данного вида продукции началось в 2006 году), бифидо-кефира на 155,6%, творога на 116,5 %, сыворотки на 98,1% и творожных сырков с различными наполнителями на 95.7%.
При
этом в течение рассматриваемого
периода также произошел
Динамика выпуска готовой продукции на ОАО «МКС» за 2008 - 2010г. в натуральном выражении отражена в Таблице №2 (Приложение №1).
Из данной таблицы видим, что общий выпуск молочной и кисломолочной продукции в натуральном выражении, так же как и в стоимостном выражении растет. В структуре выпуска готовой продукции в натуральном выражении наибольший удельный вес занимают такие виды продукции как кефир, молоко, сметана.
В значительной степени рост реализации продукции, как в стоимостном выражении, так и в натуральном выражении обусловлен повышением конкурентоспособности продукции, выпускаемой ОАО «МКС» и вследствие этого расширением круга потребителей данной продукции и увеличением заказов на поставку основной продукции комбината со стороны магазинов, торгующих продукцией ОАО.
По
другим видам продукции, выпускаемой
молочным комбинатом, в большинстве
случаев также наблюдается
Данная
тенденция роста выпуска
Динамика реализации готовой продукции ОАО «МКС» за 2008-2010 годы в стоимостном выражении представлена в Таблице №3 (Приложение №1).
Из приведенной таблицы мы видим, что показатель объема реализации молочной продукции в 2010 году в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 г. так же как и показатель общего объема выпуска указанной продукции в сопоставимых ценах растет, на 45% превышает аналогичный показатель 2008 года. При этом, наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции занимают кефир, творожные сырки, молоко, масло и сметана, стоимость которых в 2010 году составила 79% от общей стоимости всей реализованной продукции, выпускаемой предприятием.
Анализирую динамику реализации продукции, выпускаемой молочным комбинатом за 2008-2010 годы, следует отметить, что практически по каждому виду производимой продукции наблюдается рост показателя ее реализации.
Необходимо также отметить, что структура реализации продукции комбината практически аналогична структуре выпуска в сопоставимых ценах. Это объясняется характером выпускаемой продукции. Вся выпущенная продукция практически полностью реализуется. Отклонения составляет 1-3 тонны или 1-4 тыс. руб. в год.
Динамика реализации готовой продукции на ОАО «МКС» за 2008-2010 годы в натуральном выражении отражена в Таблице №4 (Приложение №1).
Исходя из данных, отраженных в указанной таблице, можно сделать вывод, что объем реализации молочной и кисломолочной продукции в натуральном выражении в 2010г. по сравнению с 2008 г. значительно возрос. При этом можно выделить быстрый рост продаж по следующим видам товаров:
В значительной степени рост реализации продукции, как в стоимостном выражении, так и в натуральном выражении обусловлен повышением конкурентоспособности продукции, выпускаемой ОАО «МКС» и вследствие этого расширением круга потребителей данной продукции и увеличением заказов на поставку основной продукции комбината со стороны магазинов, торгующих продукцией ОАО.
Динамика реализации объема продукции в разрезе рынков по ОАО «МКС» за 2005-2007 годы отражена в Таблице №5 (Приложение №1).
По данным, приведенным в Таблице №5, видно, что объем реализованной продукции ОАО «МКС» в 2010г. по сравнению с 2008 г. увеличился приблизительно в 1,5 раза или на 45% .
Результатом деятельности по прогнозированию является разработка различных по характеру и содержанию прогнозов, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия. Прогноз основывается на качественных и количественных показателях. На основе разрабатываемых определяется важнейшие направления стратегии социально-экономического развития предприятия, составляются различные планы, и формируется механизм регулирования с определением параметров основных регуляторов.
На
ОАО «МКС» прогнозирование осуществляет
планово- экономический отдел. На предприятии
составляется прогнозы производственной,
финансовой, социальной и других аспектов
деятельности предприятия. Ежегодно составляется
план-прогноз социально-экономического
развития ОАО, в котором приводятся прогнозы
основных показателей деятельности предприятия,
а также план-прогноз развития производства
и основные мероприятия по его реализации.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОАО «МКС»
Предприятие ОАО «МКС» без системы гибкого стратегического планирования не может формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Для
успешного осуществления SWOT – анализа
необходимо построить матрицу угроз
и матрицу возможностей для ОАО «МКС».
Они позволят выделить наиболее значимые
возможности и угрозы
Таблица 1 . Матрица возможностей для ОАО «МКС»
Матрица возможностей
Матрица возможностей | |||
Вероятность использовать возможность | Степень влияния | ||
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние | |
Высокая вероятность | Ж - ускорение
темпа роста рынка молочной продукции,
З - выход на новые рынки |
В- широкая известность в регионе | |
Средняя вероятность | И - развитие молочной промышленности | Б - близость
к крупнейшим внутренним рынкам,
Д - накопленный научно - инженерный потенциал |
|
Низкая вероятность | А - развитие
промышленности,
Г - стабилизация экономической ситуации в регионе |
По результатам построения матрицы выделим возможности, имеющие наибольшее значение для ОАО «МКС» и которые обязательно нужно использовать при разработке стратегии:
Следующие угрозы также должны находиться в поле зрения руководства и как можно быстрее устранены:
Далее для завершения SWOT – анализа построим матрицу SWOT для ОАО «МКС». Здесь необходимо учитывать возможности и угрозы, содержащиеся в макро и микроокружении организации в совокупности с сильными и слабыми сторонами рассматриваемого предприятия.
ОАО «МКС» следует разрабатывать стратегию по использованию следующих сильных сторон:
Возможности, которые появляются во внешней среде:
ОАО «МКС» должна преодолеть слабости за счёт следующих появившихся возможностей:
Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия