Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия.
Введение ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, виды и методы прогнозирования……………….5
1.2 Сущность, структура, принципы и методы планирования...7
1.3 Система планов предприятия………………………………...15
ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии
2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22
2.2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на ОАО «МКС»……………………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………..……39
Список литературы…………………...…………………………………..41
Приложение……………………………………………………………….43
Долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствует оценке состояния объекта в будущем.
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет.
Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период – текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.
По содержанию плановых решений выделяют: стратегические планы; тактические планы; оперативно-производственные планы.
Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия.
В основе стратегического плана – стратегия, т.е. совокупность генеральных целей и средств их достижения.
Цель стратегического планирования – создание потенциала для выживания и развития предприятия при динамичной внешней и внутренней среде.
В
отличие от долгосрочного планирования,
основывающегося
Объектами стратегических решений могут быть: рыночная стоимость, выпуск новых видов продукции, изменение производственной структуры, повышение финансовой устойчивости и др.
Функциями
стратегического плана
адаптация к внешней среде; распределение ресурсов; координация и регулирование; организационные изменения.
Стратегический план не имеет четкого алгоритма разработки и больше носит концептуальный характер, сопряжен со значительным риском.
Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия на длительную перспективу.
Тактические
планы. Если стратегическое планирование
рассматривается как поиск
В процессе тактического планирования принимаются решения о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Можно сказать, что стратегический план – это цели, стоящие перед предприятием, а тактический план – средство их достижения.
Тактический план – план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную, развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.
Тактическое планирование начинается с глубокого технико-экономического анализа, позволяющего оценить достигнутый уровень и выявить внутрипроизводственные резервы – возможности лучшего использования всех ресурсов.
На основе тактических планов:
устанавливаются связи между структурными подразделениями; достигаются научно-обоснованные пропорции в производстве; разрабатываются бюджеты (сметы) по основным видам деятельности, осуществляется контроль за их выполнением.
Тактическое планирование, как правило, охватывает среднесрочный и краткосрочный период – 3-5 лет. Тактические планы направлены на решение отдельных самостоятельных проблем.
Очень часто на практике из тактического планирования выделяют оперативное планирование.
Оперативное (календарное, производственное) планирование – завершающий этап в хозяйственной деятельности предприятия. С помощью оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений.
Оперативные планы обычно применяются для планирования отдельных операций (производство, маркетинг).
По сферам планирования выделяют следующие функциональные планы: план маркетинга (сбыта); план производства (производственная программа, подготовка производства и др.); планирование персонала (потребности, переподготовки); план издержек производства и обращения; план финансов; план материально-технического обеспечения. В производственно-структурном аспекте планы бывают: корпоративные; самостоятельных экономических единиц; отдельных подразделений. По форме планов различают: программа – определяет развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Например, программы по совершенствованию технологии, контроля качества и т.д. Включает основные положения и цели деятельности. Программа может содержать несколько проектов; проекты – весь процесс налаживания какой-либо деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов, и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечат реализацию идеи. В отличие от программы, имеют установленную стоимость, график выполнения, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг.
Конечными целями программы и проекта является создание и освоение в производстве новой техники, технологий, содействующих выходу отечественной продукции на мировой уровень.
Инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направленные на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер, часто по срокам совпадающий с жизненным циклом проекта.
Бизнес-план – в переводе с англ. – обоснование предпринимательских намерений. Комплексный план развития деловой единицы, создания новой фирмы, выхода на рынок, обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности. Бизнес-план – документ, совмещающий в себе стратегическое и тактическое планирование.
Бюджеты – сметы денежных доходов и расходов на определенный период времени (даны приходные и расходные части). Например, бюджет времени, финансовый бюджет.
В
практической деятельности предприятия
используют различные виды планов,
или их комбинацию. Совокупность различных
видов планов, применяемых одновременно
на конкретном хозяйствующем субъекте,
называют формой планирования. Выбор той
или иной формы планирования зависит от
многих факторов: специфики предприятия,
внешней среды, особенностей самого процесса
управления.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВИДЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ ОАО «МКС»
Ставропольский молочный завод был создан в 1938 году на маленькой территории с суточной переработкой молока около 40 тонн. Выпускаемый ассортимент составлял около 20 наименований кисломолочной продукции.
В 1960 году завод был переведен в современное, хорошо оборудованное новыми машинами и автоматами здание по ул. Доваторцев, 36.
В 1992 году предприятие прошло приватизацию и с 11.09.1992г. было зарегистрировано как ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский" (ОАО "МКС").
В феврале 1992г. генеральным директором ОАО "МКС" коллективом единогласно был избран - Анисимов Сергей Владимирович, заслуженный работник пищевой индустрии РФ, кандидат технических наук по специальности "Технология молока и молочных продуктов", является автором 28 изобретений и более 50 научных работ. Молочный комбинат "Ставропольский" в лице генерального директора Анисимова С.В. участвовал в работе Конгрессов Международной Молочной Федерации в Канаде и Австралии, Дании, Франции, Италии в период с 1996 года по 2006год.
Основным видом деятельности ОАО "МКС" является производство и реализация продуктов переработки молока. ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский" является одним из крупнейших в Ставропольском крае предприятием по переработки молсырья. На его долю приходится более 30% производства цельномолочной продукции в крае.
Сейчас на своих производственных площадях комбинат выпускает 250 наименований молочных продуктов, в том числе около 150 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий.
Основная цель предприятия ОАО «МКС»:
• получение прибыли;
• насыщение рынка отечественной качественной, конкурентно способной продукцией.
• Стратегия ОАО «МКС» – расширение сферы деятельности.
Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необходимым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.
Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия определяет бизнес ОАО «МКС», обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия ОАО «МКС» - производство вкусных, полезных для здоровья молочных продуктов в лучших национальных традициях, с использованием передовых технологий. Это дает возможность предприятию уверенность в завтрашнем дне, а партнерам - прибыльный совместный бизнес.
Содержание миссии отражает:
• определение предпринимательской деятельности предприятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить);
• рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия;
• ценности
и культуру предприятия, определяющие
его внутренний рабочий климат.
2.2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПРАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОАО «МКС»
Рассмотрим планирование и прогнозирование на ОАО Молочный комбинат «Ставропольский»
На
предприятии ОАО «МКС»
Прежде всего, надо отметить, что как такового, изложенного на бумаге, плана нет. Тем не менее, действия руководства данного предприятия направлены на выполнение следующих целей:
• ориентация на выпуск продукции отвечающей запросам потребителей;
• постоянное изучение требований покупателей;
• применение технологических процессов, которые обеспечивают высокое качество продукции;
• постоянное совершенствование системы управления качеством;
• повышение квалификации работников всех уровней;
• расширение и оптимизация ассортимента, развитие производства с приоритетной направленностью на внедрение передовых технологических процессов с использованием современного оборудования;
• увеличение темпов роста объемов продаж, получение прибыли от реализации продукции;
• своевременные расчеты с кредиторами;
• устранение неплатежеспособности;
• восстановление финансовой устойчивости.
Эти
цели не были бы осуществимы, если бы ОАО
«МКС» не входил в группу предприятий,
которые имеют возможность
На данном этапе деятельности цель и задача стратегического планирования для предприятия заключается в том, чтобы в первую очередь добиться положительного финансового результата от деятельности. Для этого необходимо чтобы увеличилась в первую очередь разница между затратами на производство продукции и продажной ценой. При этом используется следующая документация:
• объем годовых продаж по группам товаров;
• годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям;
• годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж;
• доля рынка;
• объем ежегодных капитальных вложений;
Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия