Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа

Описание работы

На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.

Содержание

Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 110.59 Кб (Скачать)

- развитие всестороннего сотрудничества  педагога и студента с позиции  активного продуктивного творчества  последних – система открытого  диалога, прямой и обратной  связи, работа (в результате совместного  разрешения проблемных ситуаций  в процессе управленческого проектирования) в едином, «самосогласованном» темпе,  т.е. функционировать с одной  и той же скоростью восприятия  и представления, в одной и  той же управленческой среде  как одно целое. Обучение становиться интерактивным (У. Матурана, Т. Паск, Ф. Варела) – не только педагог учит студента, но и педагог, работая со студентом в нестандартных условиях, мобилизует свои творческие способности, т. е. устанавливается кооперативное, когерентное поведение, предполагающее тесное «взаимовыгодное» сотрудничество;

- использование технологий креативного  менеджмента в образовании позволяет  преодолевать неорганизованные  устремления студента, делая их  творческими, инновационными;

- развитие адаптивного обучения  – осуществляется ускоренный  переход к новым, модифицированным  структурам знаний и поведения,  активно применяются информационные  технологии в изложении лекционного  материала и осуществлении контроля  знаний;

- синергетический подход в образовании  – «гештальт» – образование. Процесс обучения, связь обучаемого и обучающего позволяет обнаружить скрытые потенции на перспективные тенденции собственного развития. Гештальт – образование можно интерпретировать как передачу целостных блоков информации, качественную смену, перестройку, конфигурации ситуации обучения.

Таким образом, в образовательном  процессе следует выявлять и развивать  креативные качества, включающие следующие характеристики и составляющие познавательно-мыслительного процесса:

- эмоционально-образные качества: вдохновение,  воображение, фантазия, ассоциативность,  мечтательность;

- инициативность, неординарность, нестандартность,  способность к генерации идей;

- применение к решению проблемы  различных средств, методов, поиск  их наилучшей комбинации и  прогноз изменений объекта, его  динамики развития;

- формулирование гипотез, конструирование  закономерностей, формул, теорий.

Креативные качества способствуют созданию нового образовательного продукта, основанного на творческом, нестандартном, индивидуальном (личностном) видении поставленной проблемы. При изучении экономических дисциплин их реализация обусловлена объективными условиями развития конкурентной среды, требующих грамотных специалистов, способных неординарно рассмотреть ситуацию и предложить решение, «непрогнозируемое» потенциальными конкурентами.

Таким образом, процесс организации  познавательной, креативной деятельности в системе образования включает:

1) умение ставить и достигать  цель, планировать деятельность, корректировать  этапы деятельности, проводить самоанализ  и самооценку;

2) смещение предмета анализа с  процессов дедуктивной трансформации,  переработки и организации знаний  к процессам генерации нового  знания;

3) способность взаимодействовать  с другими субъектами образования  и окружающей средой, умение вести  спор;

4) способность организовывать  творчество других, совместное познание  и генерация идей через повышенное  внимание к процессу мышления, индивидуализацию процесса познания.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА  «ПОНИМАНИЯ» И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ  НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Мушинский Н.И.

Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591

Перспективы внедрения новых технологий бизнес - образования предполагают всестороннее воспитательное воздействие на учащихся, приобщение их к передовым достижениям мировой гуманитарной мысли. Как говорит словацкий исследователь Ольга Глосикова, современная парадигма воспитания подрастающего поколения базируется на постижении сущности человека в ее высшем ценностном выражении: «Sućasna paradigma vzdelavania funduje na akceptacii ćloveka ako najvyśśej hodnoty». В настоящее время в сфере бизнеса все более важное значение получает способность достичь взаимопонимания в контексте многовекторной модели развития, научиться на основе теории понимания согласовывать усилия в целях преодоления мирового финансово-экономического кризиса.

На рубеже третьего тысячелетия  проблема понимания приобретает  глубокий социально-философский и  морально-этический смысл. Стремление объединить человечество для решения  техногенных проблем современности, выработки универсальной экономической  модели, наполненной гуманистическим  нравственным содержанием, - заставляло наиболее выдающихся мыслителей обращаться к анализу данной проблемы. Особое внимание уделяли ей представители философской герменевтики, которые стремились истолковать понимание (Verstehen) как универсальный метод гуманитарных наук, противоположный принятому в естествознании методу объяснения (Erklaren). Тем самым, гуманитарное знание (которое традиционно считалось связанным с религией и художественной литературой, поскольку человек есть существо, наделенное «свободой воли», неподвластное законам детерминизма) приобретало в их трактовке строгий научный статус. Проблема состоит в том, что номотетическое «объяснение» связано с поиском общих законов, управляющих вселенной (их отражают, например, физика, химия или математика). Но науки о человеке (история и др.) не могут ограничиться описанием общих правил, они обращаются к единичному, к отдельным фактам (в частности, к свершениям «великих людей»); уже потом эти факты подвергаются вторичной интерпретации. При этом их часто искажают в политико-идеологических целях, достижение объективной беспристрастности (принятой в естествознании и выраженной строгими математическими формулами) здесь особенно затруднительно. Сами ученые-гуманитарии неизбежно являются представителями той или иной социальной группы, у них с большой вероятностью возникает соблазн «подправить» реальное «положение дел» в свою пользу. В начале 20-го века это часто заставляло научное сообщество, «опустив руки», высказывать сомнения вообще в какой-либо достоверности гуманитарного знания.

И все же объективные критерии существуют, приобщение к ним является необходимым  условием достижения «понимания» между  людьми, преодоления обострившихся  социально-экономических противоречий. Одним из первых осмыслить проблему «понимания» с позиций философской  герменевтики попытался В.Дильтей: «В гуманитарно-научном методе заключено постоянное взаимодействие переживания (Erlebnis) и понятия (Begriff). В переживании индивидуальных и коллективных связей гуманитарно-научные понятия находят свое воплощение, подобно тому, как… непосредственное повторное переживание само возвышается до степени научного познания». У Дильтея метод понимания представляет собой структурирование логических понятий на основе чувственных переживаний в рамках целостного жизненного опыта (в этом состоит «философия жизни»). Чтобы проникнуть в подсознательные глубины другого субъекта, необходимо подняться над непосредственным (денотативным) содержанием его высказываний; охватить всю совокупность окружающих его социальных отношений, реконструировать коннотативное содержание соответствующих нарративных практик; «простое понимание какого-нибудь рассказа или драмы уже предполагает процессы, выходящие за рамки процессов, протекающих у их персонажей». В адекватном понимании личности другого Дильтей видит истинную цель процесса философствования.

Особый интерес герменевтика испытывает к лингвистическим структурам, поскольку  субъективный мир человека той или  иной эпохи выражается в соответствующих  текстах (хроники, летописи, мемуары, письма): «Язык есть дом бытия… Мыслители  и поэты – хранители этого  жилища».Спонтанное словотворчество, по мысли М.Хайдеггера, отражает живой процесс «понимающего бытия-в-мире», его исследование дает возможность научного проникновения в субъективное мироощущение другого человека, жившего в иных социокультурных или исторических условиях. Новое значение приобретает категория «времени», поскольку «бытие как таковое… открывает свою потаенность во времени… Так время оказывается собственным именем, только еще подлежащим продумыванию, для истины бытия, прежде всего требующей понимания». Истинное прочтение не ограничивается буквальным содержанием написанных текстов, оно отражает всю совокупность косвенно запечатленных в них «примет» времени (историческая обстановка; факты авторской биографии), которые могли бы ускользнуть от понимания современников.

С этой целью Г.Гадамер обращается к понятию «предрассудка» (Vorurteil), соединяющегося с непосредственным содержанием текста в структуре «герменевтического круга». Он стремится реабилитировать предрассудки, дискредитированные современным естествознанием, раскрывает их ценный познавательный смысл: «Само по себе слово «предрассудок»… означает пред-суждение, то есть суждение…, вынесенное до окончательной проверки всех фактически определяющих моментов… «Предрассудок», таким образом, вовсе не означает неверного суждения». Проникновение в мир предрассудков, сочетаясь с постижением буквального смысла, позволяет глубже ощутить дух иной эпохи, обеспечить адекватное взаимопонимание «Другого».

Рассматривая и оценивая перспективы внедрения новых  технологий в структуре бизнес-образования, целесообразно в рамках теории понимания интенсивнее использовать Интернет-ресурсы. Преподавание экономических дисциплин необходимо шире дополнять курсами этики, философии, психологии, эстетики, логики и другими гуманитарными предметами, формирующими положительные духовные качества, способствующими более полноценному общению между людьми. Использование герменевтической концепции понимания становится основой эффективного воспитательного процесса. На постсоветском пространстве и на международной арене только взаимопонимание разных хозяйственных и государственных субъектов позволяет заложить основы цивилизованного бизнеса, преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. Современная парадигма бизнес - образования строится на гуманистической трактовке человека в качестве высшей ценности, связывает с этим дальнейшие перспективы внедрения инновационных образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Учеба за рубежом

Как привлечь знания

Автор: Мурад Софидзе.

Электронный ресурс: http://www.forbes.ru/column/49384-kak-privlech-znaniya

Государство должно помочь талантливым россиянам получить высшее образование за рубежом.

Самые успешные страны Азии сумели добиться высоких темпов экономического развития за счет форсированного наращивания человеческого капитала. Одним из самых эффективных инструментов стала политика «азиатских тигров», нацеленная на помощь своим студентам  в получении хорошего западного  образования. Выпускники иностранных  вузов впоследствии назначались  на руководящие посты и делали успешную карьеру на родине. К примеру, в Китае за рубежом учились 14% министров, 9% членов ЦК компартии, 81% членов Академии наук. В правительстве Сингапура  иностранного диплома нет только у одного министра.

В России все наоборот. Ни один российский чиновник высшего  ранга не получил степень Ph. D. в сфере экономики. Только 0,4% российских студентов продолжают обучение за рубежом. Как исправить ситуацию?

Мы в клубе  Money & Politics и в Гарвардском клубе России разработали программу, призванную помочь российским студентам получить образование в 65 лучших университетах мира. Помочь им в этом должно государство.

Для начала нужно  шире информировать их о возможностях учебы за рубежом — создать  специальный сайт, рассказывающий об условиях поступления в иностранные  вузы. Государство может посодействовать  в подготовке к поступлению. Не секрет, что для этого нужно сдать  специальные экзамены на английском языке — TOEFL, GRE, GMAT. Обычно они проводятся в крупных городах России и  стоят недешево — талантливым  студентам из регионов трудно подготовиться  к ним и приехать, чтобы попробовать  свои силы. Государство могло бы компенсировать расходы на тестирование, а также создать экзаменационные  центры в регионах, проводить семинары по пробному тестированию, обеспечивать абитуриентов подготовительными материалами.

В случае успешной сдачи вступительных экзаменов  студент берет кредит на обучение. Речь идет о десятках и даже сотнях тысяч долларов за полный курс. Государство  может помочь и здесь. Если Россия подпишет соглашение с крупным банком, получить кредит на учебу будет значительно  проще. Подобные национальные программы  существуют в других странах. Есть и  специальные банковские продукты. К  примеру, Ситибанк имеет программу CitiAssist для студентов МВА. В случае с Россией имеет смысл говорить о более широком круге программ: магистратуре, повышении квалификации госслужащих и ученых, получении степени Ph. D. Нужно понимать, что вопреки распространенному мнению у нас проблема не только с обучением гуманитарным специальностям, естественно-научные вузы тоже начинают уступать свои позиции иностранным.

В случае принятия нашей программы с 2011-го по 2015 год  образование за рубежом смогут получить 10 000–30 000 россиян (Китай финансирует обучение более 12 000 человек год, Казахстан — более 3000 человек).

Важно исключить  возможность коррупции и контроля чиновников над отбором студентов. Государство не будет оплачивать обучение напрямую. Оно лишь поспособствует получению кредита на выгодных условиях. Если выпускник решит остаться за рубежом, он будет сам его выплачивать. Если он пойдет работать в российскую частную компанию, государство погасит 50% его долга. Решит стать чиновником — все его обучение оплатит  Россия.

Бюджетные расходы  на реализацию программы, по нашим расчетам, составят 1% ежегодных затрат на образование  — около 15 млрд рублей на 10 000 стипендиатов. Основные расходы будут связаны с погашением кредитов студентов, вернувшихся в Россию.

Не так важно, вернутся студенты после учебы или  нет. Даже если они не вернутся, они  все равно принесут пользу стране. Мексиканские иммигранты, живущие в  США, формируют до 10% ВВП Мексики, высылая деньги своим родственникам. Некоторые из них возвращаются на родину через 10 лет и создают свои компании.

Возвращение знаний все равно произойдет. Сначала  надо решить проблему обучения россиян  за рубежом, а потом уже заниматься созданием благоприятных условий  для их работы на родине.

 

Учиться? Только в  Америке

Автор: Олег Цывинский

Электронный ресурс: http://www.forbes.ru/column/48855-uchitsya-tolko-v-amerike

Стремление россиян  поступать в американские университеты нужно только приветствовать.

В России идет реформа  высшего образования. Преобразовываются  университеты, создаются бизнес-школы. Но если на создание хорошей школы для предпринимателей требуется не так много времени и ресурсов, то для появления университета мирового уровня нужны годы. Старые российские вузы не могут удовлетворить потребность в хорошем экономическом образовании. Даже лучшие российские университеты по качеству обучения едва дотягивают до средних американских вузов. А разница с Принстоном, Йелем или Гарвардом — огромна. Что же делать?

Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России