Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа

Описание работы

На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.

Содержание

Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 110.59 Кб (Скачать)

Второй по значимости сектор работодателей — банки  и страховщики. Лучшие выпускники обычно уходят в западные банки, где выше компенсация. Там экономисты работают финансовыми аналитиками, риск-менеджерами, актуариями и трейдерами на финансовом рынке. Одному только Сбербанку с его многотысячным штатом надо нанять в этом году около 20 000 квалифицированных кадров, констатирует Сергей Гуриев, который входит в наблюдательный совет «Сбера».

«Сбербанк» —  крупнейший работодатель наших выпускников, 4% выпускников РЭШ работают в  этом банке (в том числе и после  успешной карьеры в частных банках и инвестбанках), — утверждает Гуриев. — А в каждой из компаний Большой четверки и ведущих международных инвестбанках — примерно по 1% всех выпускников РЭШ». Парадокс: экономистов слишком много, но для работы в приличном месте годятся немногие. ВШЭ выпускает ежегодно 100 экономистов, РЭШ — 60. Получается, что каждый приход в Россию крупного международного инвестбанка, которому разом нужно 300 сотрудников, переворачивает рынок выпускников двух главных экономическх вузов страны.

Значительная, но меньшая, чем в банках, часть элитных  выпускников-экономистов поступает  на госслужбу — в Центробанк, МЭРТ, Минфин, администрацию президента. Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев приводит такие цифры: в 1986 году экономисты и управленцы составляли 8,6% выпускников, а к 2009 году их доля выросла до 31,2%.

Зарплаты в министерствах  и ведомствах в разы ниже, чем  в западных инвестбанках, поэтому туда зачастую идут специалисты низкой квалификации. «В итоге экономисты-госслужащие — совсем не того уровня, как хотелось бы, — резюмирует Игорь Николаев из ФБК. — К тому же не редкость, когда их интересует только административно-статусная рента, а вовсе не суть документов, которые они готовят».

И Яковлев, и Николаев соглашаются, что лучшие экономические  вузы готовят людей «или для бюрократии, или для эмиграции». Если, конечно, рассматривать работу в международной  финансовой корпорации как состояние  «одной ногой за границей». «К сожалению, в России пока невозможно создать  такого уровня экономический совет, как при Президенте США: все еще  нет нужного количества экономистов  такого калибра», — считает Гуриев. По его словам, людей, имеющих достаточную цитируемость в международных экономических журналах, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Чем еще заняться выпускникам? Экономисты, чей уровень  образования позволяет разбираться  в корпоративных финансах, находят  работу в индустриальных компаниях. Там они, как правило, рассчитывают эффективность инвестпроектов, нормы прибыли и другие финансовые показатели.

Что думают по этому  поводу абитуриенты и их родители? Судя по статистике конкурса 2009 года, и  те и другие верят, что им найдется место на государевой службе или  в инвестбанке. Конкурс на экономические факультеты в последние 5 лет только  растет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Корпоративние образование

Диплом под  заказ

Автор: Алексей Боярский

Электронный ресурс: http://www.kommersant.ru/doc/1912185

Компании создают свои кафедры в университетах

  Корпорации создают свои кафедры в вузах, отправляют вести лекции своих топ-менеджеров или открывают собственные корпоративные университеты, так как недовольны уровнем подготовки выпускников вузов

Абитуриент сегодня все  чаще желает знать не только, кем  он будет работать после окончания  вуза, но и где именно. Познакомиться  с будущим работодателем и правда стало гораздо проще. Корпорации, недовольные содержанием программ и качеством высшего образования, сами пришли в университеты готовить себе кадры. А вузы, которые оказались неинтересны бизнесу, скоро, возможно, вообще исчезнут.

Кафедральный отбор

Для студента четвертого курса  бакалавриата ГУ ВШЭ Кирилла Воронова проблема трудоустройства после окончания учебы в принципе не стоит: он почти наверняка будет принят в компанию "большой четверки" PwC, в которой сейчас проходит практику. Никаких волосатых лап: сотрудники консалтинговой компании преподают в ВШЭ, и направлены они на педагогическую стезю не в последнюю очередь именно для подготовки кадрового резерва компании. Кафедра PwC есть не только в ВШЭ, но и в Финансовом университете при правительстве РФ.

Не отстают в выращивании  кадров и отечественные компании. Проектного аналитика Газпромбанка Татьяну Сорокину будущий работодатель также заметил еще во время учебы: студентку МГИМО сначала включили в корпоративную стипендиальную программу, затем пригласили на практику, а в 2009 году — на постоянную работу. Сегодняшним выпускникам МГИМО попасть на работу в Газпромбанк еще проще — в прошлом году банк открыл свою базовую кафедру "Экономика и банковский бизнес" при Международном институте энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО. Среди преподавателей — как штатные преподаватели вуза и приглашенные специалисты, так и топ-менеджеры банка.

Примеров кооперации вузов  самых разных направлений с работодателями все больше, поэтому при выборе вуза более чем уместным выглядит вопрос, для каких компаний он является кадровой базой.

Старейшим корпоративным  университетом мира считается открытый в 1961 году в штате Иллинойс Университет  гамбургера компании "Макдоналдс". В СССР классическим примером корпоративных  университетов были так называемые втузы — высшие технические учебные  заведения при крупных предприятиях. В обычных институтах в советское  время работодатели также участвовали  в учебном процессе — обеспечивали практику, направляли своих сотрудников  читать спецкурсы. Однако после распада  СССР во многих отраслях такое сотрудничество прекратилось.

Например, в Университете нефти и газа имени Губкина, который  вроде по определению профильный, в конце 1990-х представители крупнейших отечественных нефтяных компаний скорее декларировали заинтересованность в выпускниках и заседали в  попечительском совете, чем участвовали  в образовательном процессе и  тем более предлагали студентам  трудоустройство. В итоге целые  выпуски инженеров-нефтяников отправлялись торговать кока-колой или переучиваться  на специалистов по ценным бумагам. Прошло еще несколько лет, и корпорации уже всерьез заговорили о нехватке кадров. "Промышленники обвиняют вузы в оторванности от социально-экономических  реалий и от отраслевых трендов, а  вузовское сообщество укоряет работодателей  в отсутствии четкой формализации требований к подготовке специалистов", —  комментирует генеральный секретарь  Российского союза ректоров Ольга  Каширина.

По словам представителя  ОАО "ЛУКОЙЛ", зачастую выпускников  вообще приходится переучивать. Чтобы  исправить ситуацию, компания заключила  соглашение о сотрудничестве с рядом  вузов. ЛУКОЙЛ участвует в разработке учебных программ и обеспечивает лучшим студентам доплату к стипендии  в размере 2500-3000 рублей (сегодня около 250 стипендиатов), а также организует практику в компании, в прошлом  году ее прошли около 3 тыс. человек.

Для себя и конкурентов

Как компании входят в вузы? Сразу с собственных кафедр мало кто начинает. По словам специалиста  по работе с вузами в PwC Никиты Ракова, для его компании открытие собственных кафедр стало продолжением начатого несколько лет назад сотрудничества, когда консультанты и аудиторы PwC стали читать свои спецкурсы. Потом их просто объединили на одной кафедре. Примечательно, что в одних и тех же вузах с PwC имеют кафедры их прямые конкуренты из "большой четверки" аудиторов: например, в ВШЭ есть также кафедры Ernst & Young и KPMG. Специалисты конкурирующих компаний преподают одновременно одним и тем же студентам, но так, чтобы их курсы не совпадали по тематике. А открытая при непосредственном участии таких известных IT-компаний, как Parallels, Acronis и венчурного фонда Runa Capital, базовая кафедра "Теоретической и прикладной информатики" в МФТИ является даже выпускающей. Отечественные IT-стартапы только недавно достигли уровня, на котором могут себе позволить такой подход к подготовке кадров. "Практический опыт по производству софта может передать только практик, — утверждает руководитель направления научных исследований Parallels, профессор МФТИ и заведующий этой кафедрой Александр Тормасов. — Для этого мы не только предоставляем возможность нашим сотрудникам преподавать, доплачивая им к ставке вуза, но и привлекаем студентов к практической работе. Без этого обычно студенты-айтишники подрабатывают системным администрированием и остаются в этой сфере после окончания вуза, поскольку они растратили драгоценное время на менее квалифицированную работу, чем разработка ПО. А мы предлагаем им научно-исследовательскую деятельность на базе современных технологий, доплачиваем стипендию до 24 тыс. рублей — примерно столько, сколько бы они смогли подработать приходящим сисадмином".

От IT-компаний не отстают  и банки. Кроме упомянутого Газпромбанка, ВЭБ, разрабатывающий проекты государственно-частного партнерства и нуждающийся в соответствующих специалистах, открыл на базе Финансового университета при правительстве РФ кафедру "Государственно-частное партнерство". По словам главы дирекции по обеспечению банковской деятельности государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Сергея Носкова, специалистами банка разработан специальный курс "Формирование и развитие государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации", на базе которого выстраиваются основные программы кафедры.

Как рассказал директор по маркетингу и коммуникациям страховой  группы "Уралсиб" Вадим Саралидзе, по итогам их совместной работы Оренбургским государственным университетом была принята новая учебная программа для студентов специализации "Страхование", сформированная с учетом востребованных страховщиками-работодателями спецификаций. Планируется открытие специальности "Страховое дело" в системе среднего образования на базе входящего в университетский комплекс Колледжа электроники и бизнеса.

Дополнительный фактор, вынуждающий  работодателей идти в вузы, —  перевод многих образовательных  программ на двухступенчатую систему  бакалавр-магистр. "К таким изменениям оказались не готовы не только преподавательский  и административный составы вузов, сами студенты, но и их потенциальные  работодатели, — комментирует Вадим  Саралидзе. — Выпускник бакалавриата, по сути, должен считаться специалистом с высшим образованием, однако он не владеет необходимой специализацией, а также имеет откровенно недостаточный объем знаний и навыков". С другой стороны, разделение программы на две ступени дает работодателям больше возможностей для маневра, и многие пошли по пути создания собственных магистратур.

Контора платит

Вкладывая деньги в создание собственных кафедр или корпоративных  университетов, даже просто командируя высокооплачиваемого специалиста  преподавать студентам, компании несут  определенные расходы.

По идее возврат вложенных  средств должны обеспечивать сами студенты, к примеру, подписывая обязательства  отработать сколько-то лет в курирующей их компании. На практике далеко не все  компании выдвигают такие требования. Свои затраты многие рассматривают  как плату за возможность познакомиться  с потенциальными сотрудниками, оценив их еще на стадии ученичества, соответственно, получить базу мотивированных кандидатов и снизить процент последующего отсева принятых.

"Хотя мы и не ставим  условий, что кандидат должен  после обучения остаться работать  в "Яндексе", большинство учеников становятся нашими сотрудниками. А остальные находят интересную работу в других компаниях, что способствует развитию рунета в целом. Поэтому мы считаем, что наши программы окупаются с лихвой (у "Яндекса" свои кафедры — в ВШЭ и МФТИ. — "Ъ"), — комментирует руководитель группы "Школы анализа данных "Яндекса"" Артем Бабенко. — Основную часть затрат на образовательные проекты составляет оплата труда преподавателей".

Средства, расходуемые на подобные проекты действительно  по масштабам крупных компаний незначительны. Например, ЛУКОЙЛ на поддержку вузов  в 2010 году направил всего "свыше 90 млн рублей" Чаще всего компании даже не доплачивают специально своим сотрудникам, преподающим по совместительству в вузе, — те довольствуются ставкой учебного заведения. Что касается отдачи, то, как заметил управляющий партнер Ernst & Young по России Александр Ивлев, даже если получившие качественное образование студенты и не придут потом на работу в курирующую их обучение компанию, они когда-нибудь смогут стать ее клиентами. В общем, как правило, компании спокойно относятся к тому, что создают кадровый резерв не только себе, но и конкурентам. Но не всегда.

Например, группа IT-компаний ЛАНИТ помимо базовой кафедры  в ВШЭ открыла на базе мехмата  МГУ магистерскую программу "Математические и компьютерные методы анализа". По словам директора учебного центра "Сетевая академия ЛАНИТ" Дмитрия  Изместьева, большая часть студентов оплачивает обучение самостоятельно (курс продолжительностью 2,5 года стоит около 430 тыс. руб.), но бывает, что компания учит бесплатно, взяв обязательство какое-то время отработать у себя.

В аналогичных условиях находятся  студенты НИТУ МИСиС, обучающиеся по магистерским программам, которые разработаны специально для Объединенной металлургической компании (ОМК). По словам студента Василия Климова, обучающегося по программе "Инновационные сталеплавильные технологии", созданной для Выксунского металлургического завода (входит в ОМК), ему пришлось выдержать конкурс в четыре человека на место. На каждого магистранта ОМК потратит около 1,8 млн руб. (включая проживание в столице, практику на заводе и стажировки за границей). С участниками программы подписан контракт, по которому они обязаны отработать в компании не менее пяти лет либо компенсировать эти затраты.

Несвободный вуз

Очевидно, что наличие  базы для практики с перспективой трудоустройства становится все  более значимым конкурентным преимуществом  вуза. "Когда у нас начинается практика, это всегда жуткая головная боль, — рассказывает Андрей Семенов, куратор курса коммерческого  вуза, не имеющего своей базы. — Если студент сам нашел какую-то компанию, где можно действительно с  пользой пройти практику, а тем  более потом прийти туда работать, ему повезло. А если нет, то мы, конечно, куда-нибудь направим, но это будут шарашки, бесперспективные с точки зрения карьеры. У меня самого в этом году старший сын поступает, и для меня главный критерий выбора вуза — не выйти потом с дипломом в никуда".

Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России