Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа

Описание работы

На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.

Содержание

Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 110.59 Кб (Скачать)

По мнению председателя Совета ректоров вузов Воронежской области, ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, очень скоро вузы, не сумевшие привлечь к процессу образования работодателей, вообще будут исчезать.

"Существует три основные  оценки деятельности вуза, — рассказывает  Дмитрий Ендовицкий. — На входе — средний балл ЕГЭ. Это уровень и престиж вуза, за который абитуриенты голосуют "ногами". Есть и процессные оценки — качество образования, степень диверсификации образовательных программ и количество реализованных инновационных проектов. И на выходе — востребованность выпускников. Степень интегрированности бизнес-сообщества в вузовские процессы — это фактор, который влияет на все три критерия оценки деятельности вуза. Вузы, у которых нет серьезных совместных проектов с бизнес-сообществом, должны постепенно войти в состав более крупных системообразующих университетов".

Эксперт подчеркивает, что  в западных вузах около половины бюджета формируется на средства компаний и частных лиц, и мы идем по этому пути. Кстати, в составе Воронежского государственного университета открыл свой корпоративный университет лидер рынка масложировой продукции компания "Эфко". Так и до открытия отечественного Университета гамбургера недалеко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Новый взгляд  на обучение экономистов

ФОРМИРОВАНИЕ  МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 

Автор: Шашок Валентина Николаевна

Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/text/33531334.html

Взгляд на проблему профессионального  становления экономиста-менеджера  значительно усовершенствовался под  влиянием социально-экономической  ситуации развития современного общества. Системность взаимодействия человека и социальной среды методологически  обоснованы в трудах Б.Ф. Ломова: «Только  анализ отношений «индивид-общество»  позволяет раскрыть основания свойств  человека как личности».

Исследование  интегральных свойств личности обоснованно  сопряжено с изучением мотивационной  сферы деятельности человека, т.е. выявление  значимости мотивационно-потребностной сферы личности для осуществления профессиональной деятельности, осознания роли этой сферы в процессе профессионального выбора и совершенствования профессионального мастерства. Нацеленные на раскрытие влияния интегральных факторов личности, на повышение уровня профессионального мастерства акмеологические исследования получили название личностно-мотивационного подхода к профессиональной деятельности.

Качественное обновление жизнедеятельности  общества, которое выражается во всесторонней компьютеризации, экономических и  социальных преобразованиях, обусловливает  необходимость в подготовке самостоятельного и инициативного специалиста-экономиста, который не только владеет достаточным  объемом знаний и умений, но и  способен свободно и критически мыслить. Достижение основного результата современного образования, в качестве которого выступает подготовка высокопрофессионального специалиста, возможно только при переходе от репродуктивной к самостоятельной и творческой деятельности обучающегося.

Достижение  высокого уровня сформированности познавательной деятельности возможно в системе студенческой научно-исследовательской работы и в процессе организации собственной самостоятельной подготовки по тем или иным дисциплинам.

Организации образовательного процесса в высшей школе сегодня характерно значительное увеличение удельного  веса самостоятельной работы студентов, которая предполагает одновременно и образовательную базу высшего  учебного заведения с хорошо разработанными схемами-путеводителями (методическими  материалами для организации  самостоятельной учебной деятельности), и совершенную систему контроля этой деятельности. Именно такой путь подготовки специалиста способствует формированию мотивационной активности и эмоциональной «страстности» на пути к профессиональной компетентности.

Самостоятельная работа – это активная форма познавательной деятельности, требующая конкретных, иногда, достаточно серьезных физических, умственных, эмоциональных и волевых усилий студента. Совершение такого рода усилий для человека (особенно немотивированного  или слабо мотивированного на деятельность) – сложная задача. Самостоятельная работа студентов, являясь формой индивидуальной работы, побуждает интеллектуальную инициативу и развивает творческое мышление. При этом она включает в себя такие  элементы, как планирование, разработку форм и содержания, оценку и контроль.

Таким образом, следует говорить о том, что самостоятельная работы студента по собственному профессиональному  образованию – самая актуальная и современная форма работы в  высшей школе.

 

ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ КАК ИННОВАЦИЯ  В АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Авторы: Герасимович  Л.Ю. Гольцев М.В.

Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591

Важной и специфической отраслью народного хозяйства является система  образования, которая неразрывно связана  с функциональной деятельностью  человека. Постиндустриальная экономика  вносит коррективы в структуру человеческой деятельности. Человеческий ресурс выступает, с одной стороны, главной креативной силой, управляющей инновационным процессом, с другой – главной составляющей инновационного потенциала страны. Соответственно осуществить ускоренный переход к инновационной экономики, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке можно только при тесном взаимодействии науки, производства и образования.

Современный специалист в любой  сфере деятельности должен быть социально-активной и профессионально востребованной личностью, способной мыслить стратегически, принимать нестандартные решения, иметь устойчивое мировоззрение, способность  быстро адаптироваться к конкретным экономическим и социальным задачам. Рынок труда оценивает специалиста  не только в терминах знания-умения-навыки, но и через понятие компетентности. Следовательно, обучение должно быть направлено как на познание концептуальных подходов к теоретическому анализу современного состояния социально-экономической жизни общества, более четкую и осознанную ориентацию в современных проблемах страны, так и на умение анализировать происходящие процессы в общественной жизни, делать практические выводы, определять перспективы развития, то есть уметь воплощать полученные знания в конкретные практические дела.

Подготовке подобного специалиста  как субъекта активной деятельности в наибольшей степени соответствует  проблемно-исследовательский подход к обучению. Здесь обеспечивается возможность и необходимость  самостоятельно овладеть глубокими  профессиональными знаниями, научным  мировоззрением, способностью прогнозировать ситуацию и своевременно отзываться на возникающие проблемы, иметь активную жизненную позицию. Кроме того, технология проблемно-исследовательского обучения обеспечивает формирование умений, выявления  актуальных проблем и способов их разрешения. Поэтому неслучайно фундаментальность  образования характеризуется такими понятиями как научность, системность  и последовательность.

Инновационная деятельность в образовании  может быть представлена как комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении. Жизнь требует от современного преподавателя высшей школы инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

Овладение навыками проблемно-исследовательского подхода предполагает активизацию  самостоятельной деятельности в  несколько этапов. Первый – это  познание, то есть изучение всего того, что уже зафиксировано в общественной жизни в виде знаний, навыков, привычек. От познаний постепенно осуществляется переход к умению применять полученные знания на практике. Умение – это  более высокий уровень готовности человека к деятельности, это уже  саморегулируемое социальное и трудовое поведение человека, сформированное в процессе использования знаний, навыков, привычек. Познание приобретает творческий характер и вырабатывается в процессе самостоятельного поиска и собственного мышления и на индивидуально-творческом уровне. На данном этапе велика роль проблемных лекций, где преподаватель ориентирует студентов на наиболее актуальные проблемы и семинарских занятий, на которых студенты обсуждают данные проблемы, знакомятся с сущностью профессиональной деятельности, овладевают способностью находить методические подходы к решению поставленных задач и пытаются их разрешить с помощью анализа проблемных ситуаций, деловых и сюжетно-ролевых игр, практических заданий.

Проблемные ситуации ставят студента перед противоречиями и необходимостью поиска выхода из них, развивают мыслительные возможности рассуждений по поводу того, что является критерием выбора этих решений и доказательств. Почему одно решение не исчерпывает собой полноты изучаемого содержания. Идут дискуссии по вопросам, не имеющим единого решения, обнаруживающим различные взгляды вызывающие различные суждения по поводу чего студентам следует высказать свою точку зрения, суметь ее обосновать и дать ответ на вопрос. Данный уровень познания можно решить только при овладении студентами инструментарием научных исследований, основой которого является непрерывная научно-исследовательская работа, к которой они приобщаются с первого курса. Если на первых этапах студент приобретает знания, умения и в некоторой степени навыки творческой деятельности, то в ходе научно-исследовательской работы он приучается к творческому поиску истины, формирует компетентность и готовность к будущей профессиональной деятельности. Соответственно, и выполняемая ими научная работа усложняется. Первоначально – это занятия в научно-исследовательских кружках, обзор литературных Электронный ресурсов, отдельных журнальных и газетных статей, написание рефератов. Затем выполнение курсовых работ, участие в теоретических и научно-практических конференциях, конкурсах студенческих работ, олимпиадах и завершается научно-исследовательская работа выполнением дипломных проектов (работ). В результате непрерывной и комплексно-организованной научно-исследовательской работы студентов устраняется разрыв между теорией и практикой, обеспечивается преемственность в обучении.

Таким образом, проблемно-исследовательский  подход к обучению позволяет одновременно решать ряд задач:

Во-первых, ориентировать студентов  на эффективную самостоятельную  работу в приобретении знаний, которые  можно обеспечить только лишь на индивидуально-творческом уровне;

Во-вторых, разнообразить формы  проведения семинарских занятий, а  лекции ориентировать на актуальные проблемы, которые предстоит студентам  обсуждать на семинарских занятиях, а в последующем и в производственной деятельности;

В-третьих, возникает необходимость  при подготовке к подобному роду семинарских занятий привлекать значительное количество дополнительной литературы, как по общепрофессиональным специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций, а также документальным первоЭлектронный ресурсам;

В-четвертых, организовать коллективное обсуждение проблем, с участием практически  всех студентов группы, распределив  их роли при выполнении разнообразных  функций, основанных на моделировании  реальных ситуаций;

В-пятых, формируется потребность  в саморазвитии и самообразовании, овладении методами получения знаний и соответственно становлению таких  личных качеств, которые способствуют успехам адаптации жить и работать в быстроменяющемся современном  мире.

Все это, в конечном счете, ведет  к повышению качества образования  в соответствии с потребностями  общества и личности, а также, установленным  нормам, требованиям и стандартам.

 

МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Дурович А.П.

Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591

Принципиально новые условия и  содержание деловой активности, сложившиеся  на рынке, кардинально изменили требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать высококвалифицированные  кадры для инновационной экономики. Для этого, в свою очередь, требуется  пересмотр как содержания, так и методов обучения. Прежде всего, это касается преподавания специальных дисциплин, формирующих уровень качества подготовки специалистов.

Важнейшей составной частью комплекса  специальных дисциплин, формирующих  уровень качества подготовки менеджеров и экономистов, является курс «Маркетинг». Концептуальные подходы к его  содержанию и методам обучения состоят, на наш взгляд, в следующем:

- курс носит междисциплинарный характер. Его изучение должно базироваться на теоретических знаниях, практических умениях и навыках, приобретенных студентами и слушателями при освоении целого комплекса других дисциплин (экономическая теория, менеджмент, экономика организации и др.);

- основная цель построения структуры и содержания курса состоит в том, чтобы представить сведения о маркетинге наиболее комплексно, в максимально структурированном виде, что в значительной степени позволит обеспечить процесс изучения. Поэтому в основу содержательной части курса должны быть положены логически и функционально связанные разделы, раскрывающие: социально-экономическую сущность маркетинга; функции, приемы и инструменты управления маркетингом организации; особенности и содержание маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности;

- содержание курса должно характеризовать не какую-либо одну или несколько систем маркетинга, а давать целостное представление о большом количестве существующих в теории и на практике идей, подходов, приемов и инструментов с указанием их сильных и слабых сторон. При этом рассматриваемые положения должны иметь практическую направленность с учетом специфики отечественного и международного рынка;

Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России