Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа

Описание работы

На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.

Содержание

Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 110.59 Кб (Скачать)

- электронные курсы, рассчитанные  на учащихся с различными уровнями  знаний;

- тесты с различной глубиной  оценки знаний;

- методические указания по выполнению  курсовых и дипломных работ  различной степени детализации; 

- компьютерную систему поддержки  принятия финансовых решений; 

- тренинги для развития аналитического  мышления по принятию финансовых  решений на предприятии. 

 

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ВУЗА

Автор: Иванова Е.И.

Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591

Расширение спектра образовательных  услуг и достаточное наличие  конкурентов в отрасли ставит перед вузами задачу поиска оптимальных  путей и способов обеспечения  их конкурентоспособности. Одним из направлений ее решения является применение современных подходов к повышению качества образовательных услуг. К наиболее перспективным из них относится бенчмаркинг.

Бенчмаркинг является эффективным  методом совершенствования деятельности организаций, широко применяемым в  бизнесе. В основе метода лежит изучение инноваций и лучших практик (приемов, методов), применяемых в успешных компаниях и адаптация их в  своей организации. С тех пор  как бенчмаркинг появился в качестве стандартного средства определения  компаниями своего места в мире бизнеса, он стал почти обязательным для любой  организации, стремящейся к совершенству. Эталоны для сравнения, используемые при бенчмаркинге, представляют собой квинтэссенцию передового опыта или стандарты делового совершенства, к которым должна стремиться оцениваемая организация. Сама же процедура бенчмаркинга служит средством изучения, распространения и внедрения этого опыта.

В настоящее время бенчмаркинг  становится важной частью стратегического  планирования и совершенствования  деятельности организаций. Несмотря на то, что недавнего время бенчмаркинг  использовали преимущественно крупные  производственные организации, в настоящее  время бенчмаркинг начинает внедряться и в высшей школе. «Образовательный»  бенчмаркинг не очень отличается от промышленного, однако слепой перенос  практики применения методов управления, присущих бизнесу, в среду высшего  образования может вызвать отторжение и неприятие этих методов академическими кругами.

На основании анализа литературы и различных подходов при определении  данного понятия бенчмаркинг  в сфере высшего образования  можно определить как непрерывный  процесс улучшения алгоритмов и  технологий оказания образовательных  услуг и выполнения сопутствующих  процессов с использованием информации об эталонных образцах.

Долговременная стратегия выживания  требует от вузов постоянного  развития и приспособления к сегодняшним  и ожидаемым в будущем потребностям рынка ради сохранения конкурентоспособности  и соответствия современным императивам  – оказывать более разнообразные  образовательные услуги, лучшего  качества, быстрее и дешевле.

Бенчмаркинг предполагает следование определенным алгоритмам действий, осуществление  последовательных шагов, которые приведут к желаемому результату. Важными  составными частями любого бенчмаркингового анализа является самооценка и диагностирование проблем субъекта бенчмаркинга (вуза), изучение и документирование текущей практике в вузах-партнерах, определение разрывов между собственными достижениями и успехами партнеров (конкурентов) (определение лучшей практики), а также выявление методов, используемых партнерами для достижения преимуществ. Объектами бенчмаркинга также могут выступать: система обучения, специфика преподавания отдельных дисциплин, международная деятельность, научная деятельность, информационное обеспечение, особенности поддержки студентов и др. Затем вырабатываются рекомендации для адаптации изученного опыта, которые необходимо донести до как можно большего числа сотрудников своей организации, и разрабатывается программа изменений.

Процесс бенчмаркинга для вузов может приобретать форму проекта и выглядит следующим образом:

1) Разработка вопросника по каждому  направлению (например, управление  человеческими ресурсами, библиотеки  и информационные ресурсы, информационные  технологии в преподавании, финансовая  стратеги и т.д.);

2) Совещание экспертов по согласованию  рамок и тематики проекта; 

3) Разработка руководства по бенчмаркингу и вопросников и рассылка их в вузы-участники;

4) Регистрация заявок участников  проекта, сбор и анализ данных;

5) Выделение лучшей практики по  каждому направлению и в каждом  университете;

6) Выделение слабых мест по каждому  направлению и в каждом университете;

7) Композиция всех лучших практик  по каждому направлению деятельности;

8) Выдача каждому университету-участнику  результатов проведенного исследования (сильные/слабые стороны вуза, композиция  лучших практик);

9) Проведение итогового семинара  вузов-участников и экспертов;  дискуссии; внесение изменений  и дополнений в отчет по  лучшим практикам; презентация  кейсов университетов – носителей  лучших практик; 

10) Обзор использованной методологии,  внесение изменений и дополнений;

11) Составление и распространение  финального отчета.

Анализ зарубежного опыта в  области применения бенчмаркинга в вузах, показывает, что вузы многих стран (США, Великобритания, Австралия, Франция и др.) активно участвуют в бенчмаркинговых проектах.

Участники подобных проектов отмечают их несомненную полезность, поскольку  проекты помогают найти лучшую практику и внедрить ее у себя в вузе, а  также обратить внимание на такие  аспекты деятельности вуза, о которых  руководство прежде не задумывалось или не обращало на них внимание. Информация, полученная в ходе осуществления  бенчмаркингового проекта, особенно полезна при реализации стратегии TQM и реинжиниринга бизнес-процессов. Высоко оценивают вузами и возможность определиться с показателями, ключевыми факторами успеха, механизмами сбора информации, описанием бизнес-процессов, что помогает вузу в его последующей самостоятельной практике совершенствования деятельности.

Таким образом, бенчмаркинг – это  не только передовая технология конкурентного  анализа. Это, во-первых, концепция, предполагающая развитие у вуза стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, - сам  процесс совершенствования. Это  непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование  на практике. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы, позволяет понять как работают вузы-лидеры, и добиться таких же или более  высоких результатов. Как видно, ценность этого инструмента состоит  не только в том, что отпадает необходимость  совершать открытия, сколько в  том, что внимательное изучение достижений и ошибок других позволяет построить  собственную идеальную модель вуза.

Таким образом, управление бенчмаркингом и программы внедрения передовых практик должны стать императивом для вузов любых масштабов. Бенчмаркинг должен стать стратегической потребностью каждого учебного заведения. Его применение позволит получить дополнительные конкурентные преимущества, а пренебрежение способно стать причиной фатальной слабости.

 

МЕТОДИКА ОБСУЖДЕНИЯ КЕЙСА В  КЛАССЕ

Автор: Макаева Н.Ю.

Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591

Применение кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин при обучении особенно взрослых людей (МВА, переподготовка) является одним из интерактивных методов, позволяющих привнести реальность в класс, совместить теорию и практику, отработать навыки анализа и принятия решения. Однако, до сих пор в белорусских вузах этот метод не получил должного распространения. Причин несколько: сложность приобретения или написания кейсов, необходимость перестройки учебного процесса (замена лекций на практические занятия), недостаток навыков у преподавателей и сложность преподавания с помощью кейсов. Но самое главное – это отсутствие мотивации преподавателей и, как следствие, их нежелание использовать кейсы в учебном процессе. По словам профессора Джо Понс, бизнес-школа IESE (Испания), для подготовки нового кейса необходимо потратить не менее 40 часов.

Основные этапы подготовки преподавателя  для работы над кейсом в классе были описаны мною в тезисах к VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», апрель 2008 года. Цель данного тезиса – показать роли и функции преподавателя во время обсуждения кейса, а также проблемы, с которыми сталкиваются при ведении дискуссии и особенно при оценивании.

Итак, вы выбрали кейс, подходящий для  данной темы курса, заранее продумали  основные вопросы и раздали кейс студентам для прочтения дома и подготовки к дискуссии. В начале занятия можно провести предварительную  разминку – задать вопросы по теме, с которой студенты должны были ознакомиться дома, вспомнить основные выводы предыдущего  занятия и т.д. А затем перейти  к кейсу через обсуждение отрасли, в которой работает описанная  компания, или наводящие вопросы (например, «Кто пользуется товарами/услугами данной компании?»).

Предварительная разминка позволяет  настроиться на «волну кейса», принести реальность, описанную в кейсе, в  класс. Если в кейсе описаны два  альтернативных выхода из ситуации (например, «В 1991г. вступать компании APPLE в стратегический альянс с IBM для создания новой операционной системы или нет?»), то можно попросить  студентов проголосовать и записать результаты на доске. Далее в процессе дискуссии можно предоставить возможность  сообщить об изменении своего мнения и записать новые результаты. Это  позволяет внести определенный азарт  и на начальном этапе упрощает преподавателю процесс ведения  дискуссии. Вы сразу можете попросить  одну из сторон аргументировать свое решение, а затем оппонентов объяснить  их позицию. Можно использовать вызывающие, провокационные вопросы: Почему вы так  думаете? Что является основой вашего решения?

По мнению профессора Джо Понс, при обсуждении кейса роль преподавателя – задавать вопросы, подогревать дискуссию, следить за дисциплиной и подвести итог обсуждению. Несколько практических советов для эффективного ведения дискуссии:

Избегать  вопросов о фактах в кейсе. Например, вместо вопроса о размере убытков компании задать диагностический вопрос «Почему эта компания теряет деньги?»

Возвращать  вопросы от студентов. Свое мнение преподаватель может высказать при завершении занятия. Можно переадресовывать вопросы студентам, тем самым вовлекая в дискуссию тех, кто пока отмалчивался.

Использовать краткие заключения по ходу дискуссии. Это позволяет преподавателю вести дискуссию в выбранном им направлении и не потеряться в обилии креативных идей студентов. Можно эти краткие резюме записывать на доске.

Переформулировать то, что было сказано  студентами. Иногда сложно уловить суть сказанного, а часто в этот момент разгорается дискуссия между оппонентами и класс не слышит интересный довод, поэтому стоит преподавателю его повторить. А можно вернуть мечтателей на землю, задав вопросы, нацеленные на действие: Как мы это можем сделать? С кем бы вы говорили завтра, чтобы внедрить ваш план?

Играть роль «адвоката дьявола». Можно использовать провокационные (Вы уверены, что это сработает?), предсказывающие (Как отреагируют конкуренты, если мы последуем вашему совету?) или гипотетические (Что может случиться, если мы снизим цену?) вопросы.

Одна из ключевых функций преподавателя  – это контроль над дисциплиной  в классе. Конструктивная дискуссия, где каждый имеет возможность  высказаться и быть услышанным, не должна превращаться в базар. Надо наказывать:

- общие высказывания, основанные на здравом смысле, а не на фактических данных кейса;

- утверждения не по существу вопроса и особенно, когда студент из-за невнимательности возвращается к уже обсужденному вопросу и повторяет вывод/мнение, только что сказанное другим студентом;

- отрицательные комментарии по поводу высказанного мнения оппонентом;

- формулирование событий в кейсе по-другому – свои суждения надо основывать на фактическом материале кейса, а не на собственном представлении о том времени, той индустрии, той компании (как правило, это делают те студенты, которые читали кейс «по диагонали»);

- буйную креативность – решения должны быть реалистичными, обоснованными и измеримыми.

Безусловно, надо поощрять студентов, активно участвующих в дискуссии, готовых как делиться своим мнением, так и слушать, принимать аргументы  других, вплоть до изменения своего решения, поддерживать тех, кто подкрепляет  свое мнение проведенным анализом и  расчетами, кто готов взять риск и отстоять непопулярное решение.

При планировании времени необходимо выделить 5-10 минут на закрытие дискуссии. Важно, чтобы последнее слово  осталось за преподавателем. И совсем необязательно выдать правильный ответ  и рассказать, как поступила компания на самом деле – это выбор преподавателя. Управление – это больше искусство, нежели точная наука и поэтому  возможно наличие ряда правильных решений. Важно объяснить, почему был выбран именно этот кейс для данного занятия, пройтись по основным выводам дискуссии  и указать на схожие моменты в  ранее обсужденных кейсах, а также  обратить внимание на тех студентов, которые активно участвовали в обсуждении и привнесли новые идеи и решения.

Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России