Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа
На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.
Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49
базовый курс может (и должен) дополняться рядом спецкурсов (маркетинговые исследования, стратегический маркетинг, международный маркетинг, маркетинговые коммуникации и др.);
- изучение маркетинга, в силу его специфики как преимущественно практической деятельности, должно быть ориентировано на обучение действием. Данный тип обучения исходит из того, что навыки, умения и адекватное поведение специалиста в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике. Это достигается путем использования разнообразных приемов и методов активного обучения (деловые игры, конкретные ситуационные задачи, задания для самостоятельной творческой работы, изучение дополнительной литературы и специализированных периодических изданий), что отвечает насущным требованиям времени, которые состоят в необходимости перевода преподавания маркетинга из чисто лекционной ипостаси в практическую.
Рассмотренный подход к содержанию и методам обучения маркетингу не является единственно возможным. В то же время в современных условиях он представляется наиболее продуктивным и обеспечивающим возможности дальнейшего развития и совершенствования.
Роль бизнес - образования в исполнении социально-экономических потребностей современного общества
Автор: В.Г. Гордеев
Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/text/
Аннотация
В статье рассматривается ряд ключевых факторов, влияющих на процесс формирования социальной ответственности бизнеса, основным из которых является подготовка социально ориентированного управленческого персонала современными бизнес - школами. Проанализированы задачи, стоящие перед современным бизнес - образованием, приведены условия их реализации, названы способы повышения социальной направленности образовательных программ.
Бизнес-образование - сравнительно
новое для нашей
За неполных два десятилетия
бизнес-образование стало
Нельзя не отметить, что становление и развитие российского бизнес - образования состоялось и сохраняет свою позитивную динамику благодаря инициативе и целеустремленности ведущих вузов экономического и управленческого профиля: Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; Государственного университета управления; Финансовой академии при Правительстве РФ; Государственного университета - Высшей школы экономики; Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова; Санкт-Петербургского государственного университета; Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов; Московского государственного университета экономики, статистики и информатики; экономического факультета и школы менеджмента МГУ им. М.В. Ломоносова; Всероссийской академии внешней торговли и ряда других крупных вузов, имеющих большой научно-методический, материально-технический потенциал и традиции в области фундаментального экономического образования.
Вместе с тем, реальным локомотивом развития бизнес - образования стали отдельные учебные заведения (самостоятельные или в виде автономных под разделений крупных вузов), условно объединяемые понятием “бизнес - школы”, которые сначала по своему замыслу, а затем уже на практике начали реализовывать современную модель бизнес - образования в российских учебных заведениях.
В методологии подготовки менеджеров большое значение придается инновациям, разработке и использованию различных форм интенсивной учебной работы. Через современное бизнес - образование пролегает путь к достижению успеха любых организаций в их экономическом развитии. Оно играет в последние годы ключевую роль в экономическом просвещении населения, развитии предпринимательских навыков, расширении ассортимента и повышении качества образовательных услуг.
Важной функцией бизнес - образования стало развитие коммуникаций, укрепление связей между предпринимательскими структурами и обществом. В его задачу входит также содействие престижу и укреплению культуры бизнеса, формирование гражданских и нравственных стандартов. Одновременно, будучи рыночной структурой, бизнес-образование является самой представительной частью рынка образовательных услуг.
В современной России школы бизнеса уже зарекомендовали себя в качестве эффективного механизма формирования среднего класса предпринимателей и бизнесменов, обретения новых социальных ценностей, укрепления понимания сути бизнеса как деятельности по производству услуг и продукции, востребованных рынком и приносящих прибыль.
Следует отметить, что многие
российские управленцы обладают не только
высоким интеллектуальным потенциалом
для овладения специальными знаниями,
но и явно выраженными способностями
к занятию
Подготовка социально ответственного персонала - прямая задача российской системы образования, об этом говорится в Национальной доктрине об образовании и законе “Об образовании”, что особенно актуально для бизнес - образования, так как именно в его среде формируются специалисты-управленцы, играющие ключевые роли в социально-экономическом развитии страны.
В условиях экономики, ориентированной на инновации, происходят коренные изменения образовательной парадигмы: образовательное учреждение должно не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций), характеризующих социальный портрет будущего специалиста, таких, как культура системного мышления; культура организационного поведения; коммуникативная культура; умение работать в команде; толерантность; стремление к самообразованию и саморазвитию; высокая профессиональная ответственность; организаторские и лидерские качества; устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам; гибкость и креативность мышления; умение представлять свои профессиональные и личные качества; культура здоровья и здорового образа жизни.
Решение поставленной задачи возможно лишь при условии повышения гуманистического и этического потенциала реализуемых в учебном заведении образовательных программ, а также путем формирования мировоззрения социально ответственного менеджмента у обучающихся в системе бизнес - образования.
Преподавание экономики: есть ли альтернатива лекциям?
Автор: И. А. Прахов
Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?
Аннотация
Рассматриваются подходы к преподаванию экономической теории, разбираются конкретные экспериментальные ситуации, с помощью которых в аудитории можно объяснить студентам ряд экономических концепций. Подчеркивается, что, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной инновационным методам в преподавании и более активному вовлечению студентов в образовательный процесс, а также наличию разработанных методик, стандартные лекции остаются наиболее ис-
пользуемым вариантом ведения занятий.
Повышение спроса на экономические специальности, вызванное переходом к рыночной экономике, заставило университеты предлагать студентам соответствующие программы. Однако стремительное и повсеместное распространение экономических дисциплин в вузах ставит под вопрос качество преподавания.
Безусловно, в России есть вузы, зарекомендовавшие себя как учебные заведения, дающие качественное высшее образование. Тем не менее, большинство институтов и университетов, где преподается экономика, так и остаются для студентов черными ящиками.
Преподавание экономических дисциплин не имеет в России достаточно долгой традиции, так как началось, по сути, только в 1990-х годах. Многие преподаватели не знакомы с успешными и эффективными методами преподавания экономики, которые реализуются в западных вузах.
Почему необходимо изучать методику преподавания именно в западных вузах? Во-первых, экономические дисциплины преподаются там очень давно. Во-вторых, именно на Западе находятся лучшие, известные на весь мир экономические вузы. В-третьих, стоит обратить внимание на тот факт, что большинство Нобелевских премий по экономике получают ученые из США, и некоторые из них публиковали работы по методике преподавания экономики в вузах. Кроме того, изучение альтернативных методов является важным элементом реформирования российской системы образования, которое, в частности, состоит в переходе от сложившейся в советское время системы ЗУН (знания — умения — навыки) к новым технологиям, позволяющим более успешно вовлекать студентов в образовательный процесс и заинтересовывать их.
В данной работе сделан обзор подходов к преподаванию экономических дисциплин в западных вузах. Вначале дана общая характеристика реализуемых в настоящее время практик, обсуждаются достоинства и недостатки лекций по экономике как основного (традиционного) метода преподавания. Затем рассматриваются нестандартные методы проведения занятий: ролевые игры, эксперименты, компьютерные лаборатории, кейсовый метод, коллективные проекты, причем акцент сделан на анализе конкретных экспериментально-игровых ситуаций, которые могут быть разобраны в процессе лекционных или семинарских занятий. В.заключительной части работы анализируется фактическое распространение предложенных методов в США и обсуждаются возможности применения инновационных методик преподавания экономических дисциплин в российских вузах.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Авторы: Змитрович А.И., Кривко-Красько А.В., Крино Л.А.
Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?
Переход на общепринятый в настоящее время уровень дистанционного обучения (ДО) неизбежно связан с потерей личностного фактора, который считается непременным условием успешности любого образовательного процесса. ДО сводит роль преподавателя к сугубо технической. Отсутствие контактов учащегося с преподавателем приводит к утрате дифференцированного подхода к обучению. Кроме того, это приводит к потере эмоциональной мотивации к обучению. Успехи программы переподготовки «Финансы» во многом объясняется наличием эмоциональной составляющей в учебном процессе, несмотря на разумное, удовлетворяющее учащихся, применение ДО, в том числе и компьютерное тестирование на экзаменах.
Эта точка зрения подтверждается не только учеными и преподавателями, но и студентами. Многолетние результаты анкетирования студентов различных специальностей авторами данной статьи свидетельствуют о том, что при изучении математических дисциплин и профессиональных дисциплин, связанных с математикой (финансовая математика, статистика, финансовый менеджмент, финансовые рынки и ценные бумаги и др.), студенты отдают дистанционному обучению примерно 20% времени, а 80% учебного времени желают работать лично с преподавателем. Ведущие университеты мира уже определились с такой точкой зрения. Авторы статьи уже в течение 10 лет используют средства ДО, но применяют их дифференцированно в зависимости от желания учащихся. Более того, авторами уже разработаны отдельные модули компьютерной системы, осуществляющей личностно-ориентированное ДО.
Проблему личностно-
Основными целями личностно-ориентированного ДО является:
-
создание комфортных условий
для обучения, соответствующих
-
развитие аналитического
-
формирование способности к
Для осуществления личностно-
Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России