Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа
На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.
Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49
Один из самых сложных моментов при использовании кейс-метода – это оценка участия студента в дискуссии. Конечно, она субъективная, но никогда не должна быть случайной. Важно в начале курса или конкретной дискуссии объяснить четко, что вы рассматриваете как позитивный «вклад» в дискуссию, каковы критерии активного участия (например, важно, не сколько раз вы говорили и как долго, а суть сказанного). Практический совет - оценивайте в течение 5-10 минут сразу после дискуссии, пока вы еще помните, кто и как участвовал в обсуждении. Можно и по ходу обсуждения отмечать отличившихся студентов. Для этого удобно иметь список студентов с фотографиями и обязательно таблички с именами перед каждым студентом.
В заключении хочется отметить, что, несмотря на все сложности и проблемы, использование кейс-метода приносит удовлетворение и преподавателю и студентам, а полученные навыки анализа ситуации при наличии недостающей/избыточной информации, обсуждения альтернатив и принятия оптимального решения пригодятся студентам в их реальной работе.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТОВ
Авторы: Алешин В.А., Шевченко Д.А.
Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?
Формирование у выпускников
профессиональных компетенций, адекватных
требованиям рынка труда и
ожиданиям потенциальных
Под компетенцией понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на приобретенных в процессе обучения знаниях и опыте, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Профессиональную компетентность выпускника любой экономической специальности следует рассматривать как совокупность управленческих, экономических, этических, правовых, социально-психологических знаний и умений, включающих, например, способность к креативному мышлению, готовность рисковать, брать на себя ответственность за принятые решения, умение планировать и т.д.
В настоящее время нет единого
подхода к классификации и
группировке профессиональных компетенций
специалистов. Наиболее универсальный
критерий предполагает их деление на
ключевые, базовые и специальные
компетенции. Первые необходимы для
любой деятельности в сфере анализа
и управления, они проявляются
в способности решать профессиональные
задачи на основе использования информации,
коммуникации, социально-правовых основ
поведения личности в гражданском
обществе. Ко второму уровню профессиональных
компетенций, базовым, относятся те,
которые необходимы для осуществления
основных видов профессиональной деятельности
специалиста, поэтому привязаны
к особенностям экономико-аналитического,
учетного, управленческого труда, средством
и предметом которого является информация.
Специальные профессиональные компетенции
помогают осуществлять конкретный вид
профессиональной деятельности; их иногда
рассматривают как реализацию ключевых
и базовых компетентностей в
определенной сфере деятельности, например,
государственная и
Формирование у обучающихся
различных компетенций в
Для решения непростой и в
целом для российской системы
образования новаторской задачи
формирования актуальных профессиональных
компетенций у студентов
Модульный подход обеспечивает постепенность и последовательность формирования профессиональных компетенций, допуская возможность освоения учебного материала в разной последовательности или отдельных его модулей на определенном уровне. В рамках компетентностного подхода модуль содержит не только познавательную, но и профессиональную характеристики: первая нацелена на формирование теоретических знаний, а вторая – на формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний и практики принятия управленческих решений. Практическая реализация данной образовательной методики на экономическом факультете Южного федерального университета основана на переосмыслении содержания и структуры каждой учебной дисциплины, еѐ структурировании с выделением необходимых элементов модуля: комплексной цели, проблемного изложения материала, проектного задания мотивационной направленности, теста рубежного контроля. Модульная структура учебных программ предполагает минимизацию необходимого времени аудиторных занятий и развитие внутренней мотивации учащихся к самостоятельной работе над каждым модулем. Разумеется, полный переход на модульную структуру предусматривает глубокую переработку учебной программы и всего комплекса учебно-методического обеспечения дисциплины.
В разрабатываемых
Проектные задания, выступающие неотъемлемым элементом каждого модуля, имеют особое значение для формирования предметных компетенций специалистов. В соответствующих дисциплинах традиционные формы индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов следует дополнить моделированием интерактивных ситуаций, которое является составной частью процесса принятия решений, включая модели, методы, инструменты обработки информации. Увеличение объема самостоятельной работы студента способствует раскрытию творческого потенциала личности, который определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности.
Мотивирующим фактором для усиления
самостоятельной работы студентов-экономистов
следует считать предоставление
студентам возможности
Таким образом, практическая реализация
компетентностно-
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Владыко А.В.
Электронный ресурс: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?
Современная система преподавания
экономических дисциплин
Для формирования и развития навыков креативного мышления в высшем учебном заведении необходима серьѐзная системная работа, позволяющая связать весь комплекс организационно-управленческих мероприятий, технологий и программных продуктов в единое целое.
Учитывая сформулированные отечественными учеными концептуальные подходы системно-креативного мышления и управления, можно выделить следующие этапы его становления и развития:
-
определение роли, статуса и изменение
места управленческой (экономической)
подготовки студентов в общей
системе получения ими
-
повышение уровня
-
дальнейшее интегрирование
-
переориентация методик
Системно-креативное мышление – мышление, активизирующее креативность в процессе решения существующих проблем и поиска новых возможностей. Таким образом, применение творческого, креативного подхода в образовательном процессе позволяет перевести сотрудничество преподавателя и студента в исследовательский режим; сделать их работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, а также дает возможность студенту работать самостоятельно.
Решение задач современного преподавания экономических дисциплин, опираясь на методы системно-креативного мышления, предполагает активное использование и стимулирование следующих подходов в организации учебного процесса:
-
акцент на самообразование –
овладеть способностью
Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России