Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:26, творческая работа

Описание работы

На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.

Содержание

Эссе 5
1. Образование сейчас 7
2. Корпоративние образование 12
3. Новый взгляд на обучение экономистов 18
4. Новые технологии подготовки экономистов 27
5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39
6. Учеба за рубежом 45
7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 110.59 Кб (Скачать)

Кафедра экономики и права

Экономическая эффективность  высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  И БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

ПОРТФОЛИО

 

 

 

Подготовила: Столярова Е.В.

Студентка группы Б-1181

Проверил: Некрасов В.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2012 год

Оглавление

Эссе 5

1. Образование сейчас 7

2. Корпоративние образование 12

3. Новый взгляд на обучение экономистов 18

4. Новые технологии подготовки экономистов 27

5. Поощрение инноваций и развитие креативного мышления у студентов 39

6. Учеба за рубежом 45

7. Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

        1.    Вопросы образования. Ежеквартальный научно-образовательный журнал.

А.П.Егоршин, Н.О.Аблязова, И.В.Гуськова / Состояние и прогнозы развития высшего образования России до 2015г. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=435&z=434&ob_no=438 – Загл. с экрана.

И.А.Прахов / Преподавание экономики: есть ли альтернатива лекциям (обзор подходов) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

     2.    Издательский дом Коммерсантъ

А.Боярский / Диплом под заказ // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1912185 – Загл. с экрана.

     3.    Федеральный  образовательный портал. Экономика.  Социология. Менеджмент.

 В.Г.Гордеев / Роль бизнес-образования в исполнении социально-экономических потребностей современного общества // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33715005/  – Загл. с экрана.

Мушинский Н.И. / Герменевтика «понимания» и перспективы внедрения новых технологий бизнес - образования // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Владыко А.В. / Формирование и развитие креативного мышления в системе экономического образования // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Алешин В.А., Шевченко Д.А. / Современные образовательные технологии в формировании профессиональных компетенций экономистов // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Макаева Н.Ю. / Методика обсуждения кейса в классе // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Иванова Е.И. /  Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности ВУЗа // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Змитрович А.И., Кривко-Красько А.В., Крино Л.А. / Личностно- ориентированное дистанционное обучение // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Дурович А.П. / Маркетинг в системе бизнес - образования // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

Герасимович  Л.Ю. Гольцев М.В. / Проблемно-исследовательский подход к образованию как инновация в активизации самостоятельной работы студентов // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=1567&z=1566&ob_no=1591 – Загл. с экрана.

       4.    Forbes. Финансово-экономический журнал.

М.Софидзе / Как привлечь знания // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forbes.ru/column/49384-kak-privlech-znaniya  – Загл. с экрана.

О.Цывинский / Учиться? Только в Америке // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forbes.ru/column/48855-uchitsya-tolko-v-amerike – Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

Мое портфолио посвящено актуальной проблеме высшего экономического и бизнес образования в России.

На сегодняшний день высшая школа России находится не на самом  высоком месте, вследствие многих аспектов. Одним из них является копирование в региональных университетах общих подходов, организационных схем, сложившихся в столичных университетах. Другим аспектом является недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения полноценного функционирования высшей школы России. Еще одним аспектом выступает то, что выпускников экономических факультетов с каждым годом становится все больше и больше, уже к 2009 году доля экономистов и управленцев составила 31,2% выпускников. Таким образом, происходит т.н. эффект перепроизводства – экономистов выпускается больше, чем нужно стране. И таких аспектов еще довольно много.

Но общество развивается: научно-технический прогресс, значительные изменения в социальной сфере, формирование креативного класса, все это накладывает отпечаток и на высшую школу России. Для современного специалиста становится важны не только знания, умения и навыки, но и наличие креативного независимого мышления. И высшая школа России встала на путь креативного обучения, позволяющего раскрыть все таланты студента.

В 1999 году, для сопоставимости систем высшего образования в  странах Европы, Россией была подписана  Болонская декларация. И примерно с этого времени высшая школа России начинает копировать Западно-европейские высшие школы. И не мудрено, ведь именно там находятся лучшие в мире высшие учебные заведения, с высококвалифицированными преподавателями, в составе которых и Нобелевские лауреаты. Меняются технологии преподавания: модульный подход к обучению, на смену лекциям приходят различные ролевые игры, коллективные проекты, широко начинает использоваться кейсовый метод, бенчмаркинг. Также, современное обучение уже нельзя представить без компьютера, который не просто облегчает студенту учебную деятельность, но и предоставляет огромные возможности: дистанционное обучение, различные компьютерные лаборатории, компьютерное моделирование, профессиональные компьютерные программы и т.д. Также следует заметить, что в настоящее время становиться актуальным создание компаниями своих кафедр в университетах. Это позволяет работодателю, недовольному качеством образования, самому готовить себе кадры, а студенту познакомиться с будущим работодателем. Широкое распространение в России получила учеба за рубежом, и не удивительно, ведь помимо того, что она очень престижна, так в последние годы, учеба за рубежом становиться еще и весьма доступной.

Как я уже говорила, высшее экономическое и бизнес образование России находиться далеко позади Западно-европейского, но система модернизируется, и последние десять – двенадцать лет тому подтверждение. Что касается меня, я верю, что однажды, высшая школа России достигнет Западно-европейского уровня.

1. Образование сейчас

Новая модель классического  университета в условиях регионализации высшего образования

Автор: Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев

Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/text/16427378.html

Аннотация.

Переход российского общества к новой системе экономических  и политических отношений требует  адекватных решений в организации  деятельности высшей школы. Это касается и традиционной модели классического  университета. Известно, что 70-е годы были отмечены созданием новых университетов  во многих регионах Урала, Сибири и  Дальнего Востока. При их реформировании организаторы ориентировались на сложившиеся  традиционные схемы классических университетов  столичных городов. И это было правильным решением с точки зрения принципиальных направлений, перечня  специальностей, содержания учебных  планов. Но вряд ли стоит в развитии региональных университетов полностью  копировать столичные университеты. Столичные университеты потому и  являются столичными, что они по-своему уникальны, сложились в уникальной среде, при концентрации материальных, культурных и интеллектуальных ресурсов, интенсивных международных обменов  и связей. Столичные университеты являются уникальным национальным достоянием и, как правило, для них создаются  соответствующие условия деятельности. Достаточно напомнить, что Московский государственный университет имеет  в государственном бюджете отдельную  строчку финансирования, а Киевский национальный университет - двойную  оплату труда профессорско-преподавательского состава по сравнению с другими  вузами республики. Тенденции полного  копирования в региональных университетах  общих подходов, организационных  схем, сложившихся в столичных  университетах, без всестороннего  учета местной специфики и  возможностей вряд ли могут быть успешными  и лишь формируют "худосочные" копии грандов национальной высшей школы, зачастую оторванных от местных  реальностей. 

 

 

 

 

 

 

Финансирование  и доступность высшего образования

Авторы: М.Л.Агранович, С.А.Беляков, Т.Л.Клячко, Н.Б.Озерова 

Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/text/16211912.html

Аннотация

Современное состояние образования  обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности  бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и  качеством образования, доступностью качественного образования для  различных слоев населения, более  полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда  и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого  дефицита финансовых ресурсов такая  расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно  полагать, что большинство названных  проблем порождено в первую очередь  недостаточным финансированием. 

Недостаток финансирования в сфере образования следует  рассматривать с двух позиций: ·

  • недостаток средств, выделяемых из государственного (или муниципального) бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, т.е. собственно недостаток средств;
  • недостаточно эффективное (или недостаточно обоснованное) распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями как качественную характеристику проблемы финансирования образования.

В этом смысле анализ проблемы финансирования образования должен охватывать обе эти характеристики: количествен ную и качественную, с тем чтобы определить не только (и даже не столько) размеры дефицита бюджетных ресурсов в сфере образования, сколько недостатки существующего механизма бюджетного финансирования, включая его организацию и ин ституциональное оформление. Предпринятые до настоящего времени исследования прoблемы бюджетного финансирования образования носили ограниченный характер и касались главным образом его количественной характеристики: сопоставления расчетной потребности в бюджетных средствах с объемом реального финансирования; определения размеров дефицита бюджетных ресурсов; разработки на этой основе вариантов более экономного (можно сказать – более рационального) расходования бюджетных средств; сопоставления объема бюджетного финансирования с ВВП (в том числе в разных странах) и т.п.

Финансирование  и доступность высшего образования

Интервью с  А.Г.Левинсоном

Автор: А.Г.Левинсон 

Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/text/16211578/

Аннотация

В интервью обсуждаются проблемы, затронутые в докладе «Доступность высшего образования: социальные и  институциональные аспекты», авторами которого являются А.Г.Левинсон, Б.В.Дубин, Л.Д.Гудков, А.С. Леонова, О.И.Стучевская. Основной акцент делается на вопросах, связанных с изменившейся за последние годы значимостью получения высшего образования, экономическими условиями его получения, отношением населения к платному образованию. 

 

Факультет ненужных людей

Автор: Екатерина Масленникова

Электронный ресурс: http://www.forbes.ru/karera/rynok-truda/50390-fakultet-nenuzhnyh-lyudei

Вузы штампуют слишком  много экономистов. Куда идти тому, кому не хватило места в администрации  президента или инвестбанке?

Мода отправлять детей на экономические факультеты дала эффект перепроизводства — столько  экономистов, сколько сейчас выпускают  вузы, стране не нужно. Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев приводит такие цифры: в 1986 году экономисты и  управленцы составляли 8,6% выпускников, а к 2009 году их доля выросла до 31,2%. «Сейчас экономисты работают и курьерами, и менеджерами по продажам. В России сотни факультетов экономики, где  обучаются 2 млн. студентов», — удивляется ректор Российской экономической школы  Сергей Гуриев.

Итак, куда деваться экономисту? Во-первых, если у вас  есть степень кандидата наук —  или степень Ph.D. на Западе — вам открыта дорога к преподаванию. Международный рынок профессоров экономики сегодня прозрачен — ежегодно около 1000 человек получают PhD по этой науке в ведущих университетах (преимущественно США, которая лидирует в мире в экономической науке). Как правило, молодые профессора размещают свои объявления в газете Американской ассоциации экономистов, где их находят и приглашают к себе все мэтры экономики (вузы). Из российских вузов специалистов с западным PhD нанимают только Российская экономическая школа и Высшая школа экономики. В основном потому, что эти профессора очень дороги — assistant professor экономики получает около $70 000 в год.

Многие выпускники РЭШ едут на Запад за степенью Ph.D. именно потому, что после защиты диссертации им гарантирована такая зарплата. Сразу уезжают учиться на Запад 30% выпускников Международного института экономики и финансов ВШЭ (двойной диплом бакалавриата с Лондонской школой экономики). Это люди, которые в дальнейшем видят себя в науке или преподавании. По информации Сергея Яковлева, ректора Международного института экономики и финансов ВШЭ, еще 45% выпускников его вуза после бакалавриата начинают работать в России. Основным местом их работы становится Большая четверка аудиторских компаний — PWC, KPMG, Ernst&Young, Deloitte. Здесь они начинают работать аудиторами либо бизнес-аналитиками. Об этом Forbes подробно писал в статьях «Блеск и нищета аудитора» и «Инвестбанкиры — рабы офиса».

Информация о работе Перспективы высшего экономического и бизнес образования в России