Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
– раскрыть финансово-правовые аспекты внешних займов как составную часть внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета и экономике страны
5
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
10
2.1 Система таможенных платежей РФ 14
2.2 Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности
14
2.3 Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ 29
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
38
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по внешнеэк. деят-ти.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

       В 2008 году на расходы в части обслуживания государственного внешнего долга будут оказывать влияние изменения прямых соотношений рубля к доллару и евро, доллара к евро, а также изменение процентных ставок.

     В 2008 году платежи в уплату процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, уменьшатся по сравнению с 2007 годом на 1 558,1 млн. долларов США (44 905,9 млн. рублей) и составят около 165,9 млн. долл. США (4 398,7 млн. рублей), в том числе платежи в погашение процентов по внешнему долгу бывшего СССР - 70,9 млн. долл. США (1 880,7 млн. рублей). В 2008 году объем платежей по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, сокращается в связи со снижением объема задолженности по указанным кредитам. Расчет процентных платежей осуществлен на основании оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, а также прогнозом использования иностранных связанных кредитов в 2008 году.

       Купонные платежи по внешним  государственным облигационным  займам Российской Федерации и по выплате процентов по ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года планируются в 2008 году на 157,6 млн. долларов США (9 530,0 млн. рублей) меньше чем в 2007 году и составят 2 415,2 млн. долл. США (64 051,2 млн. рублей).

     Платежи процентов и комиссий по кредитам МФО в 2008 году планируются на 130,0 млн. долларов США (2 813,2 млн. рублей) больше, чем в 2007 году, и определены в сумме 435,0 млн. долларов США (11 536,2 млн. рублей). При этом по-прежнему значительная доля выплат (более 85%) приходится на МБРР. В 2008 году рост процентных расходов по кредитам МФО ожидается в связи с реализацией крупных инфраструктурных проектов с европейскими банками (ЕБРР, ЕИБ, Нордик).

       При расчете расходов по обслуживанию  долга перед международными финансовыми  организациями также принято условие умеренного роста ставок по кредитам - примерно на 1,5% в год от фактического уровня за I полугодие 2007 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета

     Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.

     Сформированы  предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему  торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

     Основными целями политики в области внешнеэкономических отношений являются повышение конкурентоспособности российских компаний, снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности, создание условий для включения российских компаний в международные производственные процессы, активизация инвестиционной деятельности российских компаний, участие в определении правил международной торговли.

     Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

     – диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;

     – создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

     – использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

     Достижению  указанных целей будут способствовать завершение процесса присоединения  Российской Федерации к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, гармонизация российского законодательства с международными нормами и правилами.

     Российский  экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов.

     Расширению  возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков будут способствовать:

     – развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования, что является важнейшим фактором снижения риска применения в отношении поставок российских субсидируемых товаров компенсационных мер (этот фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);

     – обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, включая повышение эффективности деятельности торговых представительств России;

     – реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, эффективное содействие устранению мер, препятствующих доступу на рынок, контроль за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.

     В целях оказания государственной  поддержки экспорта отечественной продукции необходимо создать систему, которая аналогична сложившейся в странах - членах Всемирной торговой организации.

     В этой связи целесообразно создать  государственный специализированный экспортно-импортный банк, законодательно определив его статус, функции и полномочия, и принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Внешэкономбанк" и закрытого акционерного общества "Росэксимбанк".

     Основной  задачей данного банка должно являться осуществление мер финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, предоставляемым иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует обеспечить повышение уровня капитализации банка.

     В целях оперативности принятия решений  следует внести изменения в бюджетное  законодательство, предусматривающие  увеличение предельной суммы государственных  гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых  в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

     Необходимо  создать систему страхования  экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую  защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.

     Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать  развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.

     Диверсификации российского экспорта будет также способствовать увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе путем реализации мер, направленных на устранение дискриминационных барьеров, в частности в области санитарных и фитосанитарных мер, и отмену экспортных ограничений.

     Целесообразно расширить доступ компаний, в том  числе малого предпринимательства, на международный рынок за счет развития механизмов компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных  расходов по освоению внешних рынков, проведению российских ярмарок и участия в зарубежных ярмарках.

     Импортный тариф России в случае присоединения  к Всемирной торговой организации  будет в течение переходного  периода стабилен, что обеспечит  предсказуемость для инвесторов.

     Одним из основных направлений является также повышение эффективности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

     Особое  значение следует придать развитию сотрудничества со странами с быстрорастущими  экономиками, содействию российским компаниям в доступе на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями из этих стран на рынках третьих стран, в том числе при реализации совместных инвестиционных проектов и совместных производств.

     Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.

     Стратегической  целью развития отношений Россия – Европейский союз является создание Общего экономического пространства. Концепция Общего экономического пространства, одобренная Римским саммитом Россия – Европейский союз 2003 года, в перспективе предусматривает создание интегрированного рынка России и Европейского союза, в рамках которого будут реализованы 4 степени "свободы": торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.

     С учетом необходимости формирования благоприятной договорно-правовой базы развития торговли и инвестирования продолжится работа по развитию взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими организациями, в том числе с Организацией экономического сотрудничества и развития, а также по участию в различных многосторонних соглашениях.

     В условиях роста экономики, возможностей экспортеров, потребностей российских компаний в кредитных ресурсах и  освоении новых внешних рынков необходимо обеспечить усиление позиций и влияния России на мировых рынках. Одним из шагов в этом направлении была бы активизация сотрудничества России с международными финансовыми организациями, в которых она уже является участником, - Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими, а также вступление в такие региональные банки развития, как Азиатский банк развития и другие.

      Составим  прогноз доходов федерального бюджета на 2008 – 2009 гг. в сравнении с 2007 г. в млрд. руб. и процентах. 

      

Таблица 3.

 Прогноз доходов федерального бюджета на 2008 – 2009 гг.

     в сравнении с 2007 г.

     (в  числителе – млрд. руб., в знаменателе  - % доходов) 

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего доходов 6965,3/100,0 6905,6/100 7464,0/100,0
Налог на прибыль организаций 571,0/8,2 539,0/7,8 560,2/7,5
ЕСН 368,8/5,3 422,1/6,1 475,5/6,4
НДС 2071,8/29,7 2168,5/34,0 2797/40,5
Акцизы 126,7/1,8 140,1/2,0 155,8/2,1
Налог на добычу полезных ископаемых 1037,7/14,9 905,4/13,1 806,1/10,8
Внешние таможенные пошлины 1998,8/28,7 1681,8/24,4 1494,1/20,0
Ввозные таможенные пошлины 395,3/5,7 475,7/6,9 559,1/7,5
Прочие  доходы 395,1/5,7 394,6/5,7 393,7/5,3
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Не  ослабевает зависимость российской экономики от внешнеэкономических  факторов и, прежде всего, от мировых  цен на энергоносители. Эти цены являются главным фактором вариантности бюджетного процесса.

Информация о работе Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета