Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
– раскрыть финансово-правовые аспекты внешних займов как составную часть внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Введение 3
1 Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета и экономике страны
5
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
10
2.1 Система таможенных платежей РФ 14
2.2 Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности
14
2.3 Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ 29
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
38
Заключение 43
Список использованной литературы
В 2008 году на расходы в части обслуживания государственного внешнего долга будут оказывать влияние изменения прямых соотношений рубля к доллару и евро, доллара к евро, а также изменение процентных ставок.
В 2008 году платежи в уплату процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, уменьшатся по сравнению с 2007 годом на 1 558,1 млн. долларов США (44 905,9 млн. рублей) и составят около 165,9 млн. долл. США (4 398,7 млн. рублей), в том числе платежи в погашение процентов по внешнему долгу бывшего СССР - 70,9 млн. долл. США (1 880,7 млн. рублей). В 2008 году объем платежей по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, сокращается в связи со снижением объема задолженности по указанным кредитам. Расчет процентных платежей осуществлен на основании оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, а также прогнозом использования иностранных связанных кредитов в 2008 году.
Купонные платежи по внешним государственным облигационным займам Российской Федерации и по выплате процентов по ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года планируются в 2008 году на 157,6 млн. долларов США (9 530,0 млн. рублей) меньше чем в 2007 году и составят 2 415,2 млн. долл. США (64 051,2 млн. рублей).
Платежи процентов и комиссий по кредитам МФО в 2008 году планируются на 130,0 млн. долларов США (2 813,2 млн. рублей) больше, чем в 2007 году, и определены в сумме 435,0 млн. долларов США (11 536,2 млн. рублей). При этом по-прежнему значительная доля выплат (более 85%) приходится на МБРР. В 2008 году рост процентных расходов по кредитам МФО ожидается в связи с реализацией крупных инфраструктурных проектов с европейскими банками (ЕБРР, ЕИБ, Нордик).
При расчете расходов по
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.
Сформированы
предпосылки для постепенного перехода
от двустороннего к
Основными целями политики в области внешнеэкономических отношений являются повышение конкурентоспособности российских компаний, снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности, создание условий для включения российских компаний в международные производственные процессы, активизация инвестиционной деятельности российских компаний, участие в определении правил международной торговли.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
– диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;
– создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;
– использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.
Достижению
указанных целей будут
Российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов.
Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков будут способствовать:
– развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования, что является важнейшим фактором снижения риска применения в отношении поставок российских субсидируемых товаров компенсационных мер (этот фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);
– обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, включая повышение эффективности деятельности торговых представительств России;
– реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, эффективное содействие устранению мер, препятствующих доступу на рынок, контроль за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.
В целях оказания государственной поддержки экспорта отечественной продукции необходимо создать систему, которая аналогична сложившейся в странах - членах Всемирной торговой организации.
В
этой связи целесообразно создать
государственный
Основной задачей данного банка должно являться осуществление мер финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, предоставляемым иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует обеспечить повышение уровня капитализации банка.
В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Необходимо создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.
Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.
Диверсификации российского экспорта будет также способствовать увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе путем реализации мер, направленных на устранение дискриминационных барьеров, в частности в области санитарных и фитосанитарных мер, и отмену экспортных ограничений.
Целесообразно
расширить доступ компаний, в том
числе малого предпринимательства,
на международный рынок за счет развития
механизмов компенсаций начинающим
экспортерам части
Импортный
тариф России в случае присоединения
к Всемирной торговой организации
будет в течение переходного
периода стабилен, что обеспечит
предсказуемость для
Одним из основных направлений является также повышение эффективности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Особое значение следует придать развитию сотрудничества со странами с быстрорастущими экономиками, содействию российским компаниям в доступе на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями из этих стран на рынках третьих стран, в том числе при реализации совместных инвестиционных проектов и совместных производств.
Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.
Стратегической целью развития отношений Россия – Европейский союз является создание Общего экономического пространства. Концепция Общего экономического пространства, одобренная Римским саммитом Россия – Европейский союз 2003 года, в перспективе предусматривает создание интегрированного рынка России и Европейского союза, в рамках которого будут реализованы 4 степени "свободы": торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.
С учетом необходимости формирования благоприятной договорно-правовой базы развития торговли и инвестирования продолжится работа по развитию взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими организациями, в том числе с Организацией экономического сотрудничества и развития, а также по участию в различных многосторонних соглашениях.
В условиях роста экономики, возможностей экспортеров, потребностей российских компаний в кредитных ресурсах и освоении новых внешних рынков необходимо обеспечить усиление позиций и влияния России на мировых рынках. Одним из шагов в этом направлении была бы активизация сотрудничества России с международными финансовыми организациями, в которых она уже является участником, - Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими, а также вступление в такие региональные банки развития, как Азиатский банк развития и другие.
Составим
прогноз доходов федерального бюджета
на 2008 – 2009 гг. в сравнении с 2007 г. в млрд.
руб. и процентах.
Таблица 3.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2008 – 2009 гг.
в сравнении с 2007 г.
(в
числителе – млрд.
руб., в знаменателе
- % доходов)
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Всего доходов | 6965,3/100,0 | 6905,6/100 | 7464,0/100,0 |
Налог на прибыль организаций | 571,0/8,2 | 539,0/7,8 | 560,2/7,5 |
ЕСН | 368,8/5,3 | 422,1/6,1 | 475,5/6,4 |
НДС | 2071,8/29,7 | 2168,5/34,0 | 2797/40,5 |
Акцизы | 126,7/1,8 | 140,1/2,0 | 155,8/2,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1037,7/14,9 | 905,4/13,1 | 806,1/10,8 |
Внешние таможенные пошлины | 1998,8/28,7 | 1681,8/24,4 | 1494,1/20,0 |
Ввозные таможенные пошлины | 395,3/5,7 | 475,7/6,9 | 559,1/7,5 |
Прочие доходы | 395,1/5,7 | 394,6/5,7 | 393,7/5,3 |
Заключение
Не ослабевает зависимость российской экономики от внешнеэкономических факторов и, прежде всего, от мировых цен на энергоносители. Эти цены являются главным фактором вариантности бюджетного процесса.